Представители крупного российского бизнеса раскритиковали инициативу о введении уголовной ответственности за исполнение антироссийских санкций. Вопрос категорической недопустимости принятия данного законопроекта обсудили участники заседания Бюро Правления РСПП.
16 мая 2018 г. состоялось заседание Бюро Правления РСПП, в ходе которого был обсужден принятый Государственной Думой ФС РФ в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации», устанавливающий уголовную ответственность за исполнение иностранных санкций.
По результатам обсуждения законопроекта члены Бюро Правления пришли к выводу о категорической недопустимости принятия данного законопроекта.
Члены Бюро Правления отметили, что законопроект противоречит политике Президента Российской Федерации по отказу от избыточной уголовной ответственности и создает дополнительные условия для административного давления на бизнес.
Предусмотренные законопроектом санкции являются чрезмерными.
Уголовное законодательство не должно предусматривать санкции в отношении лиц, в том числе иностранных граждан, для которых исполнение решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера является обязательным, а невыполнение такого решения ведет к применению санкций в отношении таких лиц уже в соответствии с правом соответствующих иностранных государств.
Понуждение российских хозяйствующих субъектов, в том числе госкомпаний и компаний с госучастием, к совершению хозяйствующих действий, противоречащих введенным США и иными иностранными государствами санкциям, может привести к распространению на такие субъекты вторичных санкций, ограничению их возможности работать на глобальном рынке и еще большему негативному влиянию на российскую экономику.
Что касается уголовной ответственности в отношении граждан Российской Федерации за совершение умышленных действий, способствующих введению иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, то данное предложение недопустимо, поскольку распространяется и на предпринимателей, которые добросовестно раскрывают информацию о своей деятельности и взаимоотношениях с партнерами.
Введение уголовной ответственности за передачу сведений, которые могли привести к введению мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, является необоснованным и чрезмерным,
а также создает неопределенность для российских граждан из-за риска уголовной ответственности за передачу сведений, которые даже не обязательно привели к введению мер ограничительного характера.
В целом данный законопроект создает риски необоснованного уголовного преследования граждан России и иностранных граждан, ограничения взаимодействия с иностранными инвесторами, снижения заинтересованности в инвестициях в Россию у иностранных компаний и ухудшения делового климата.