Рано или поздно владельцы бизнеса обращают внимание на такую статью расходов, как транспортные услуги. Как сократить логистические издержки и добиться максимальной экономии?
Конкуренция побуждает производителей и поставщиков товаров и услуг искать возможности для снижения цены реализуемой продукции. Рано или поздно владельцы бизнеса обращают пристальное внимание на такую статью расходов, как транспортные услуги. Для сокращения расходов крупные компании часто решаются на создание собственного автопарка. Однако далеко не всегда подобный шаг оказывается оправданным. Какие «подводные камни» встречаются на этом пути, можно ли их обойти и как лучше организовать логистику, чтобы добиться максимальной экономии? На эти вопросы отвечает генеральный директор транспортной компании EastLines Сергей Каралкин.
Первый вопрос, который интересует, наверное, всех участников рынка: насколько оправданы действующие в России тарифы на перевозку грузов?
– На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация – существующие расценки не нравятся ни перевозчикам, ни их клиентам. Владельцы грузовиков считают их заниженными, а заказчики услуг жалуются на чрезмерную дороговизну. Для получения объективной картины необходимо разобраться, из чего складываются расходы перевозчиков. Основной их составляющей является стоимость топлива, которое постоянно дорожает. 20-тонная фура в среднем расходует на 100 километров пути около 30-40 литров горючего. Соответственно, для поездки на указанное расстояние придется оставить на заправке больше 1300 рублей. Кроме этого, потребуются деньги на питание и отдых водителя, оплату парковок, отдельных участков дороги, техническое обслуживание автомобиля.
Помимо непосредственных затрат обязательно следует учитывать налоги и сборы, в том числе, взимаемые системой «Платон». Большинство перевозчиков вынуждены оплачивать кредиты. Транспортным компаниям приходится платить за аренду офисов, содержать менеджеров, технический персонал и т.д. В результате получается, что величина затрат в расчете на один километр пути превышает 30 рублей вне зависимости от того, передвигается автомобиль порожняком или идет с полной загрузкой. Вот и выходит, что действующие тарифы, которые едва достигают отметки в 40 рублей за километр, практически позволяют только покрывать текущие расходы, не принося особой прибыли.
Для тех, кому интересны расчеты:
Бесплатный калькулятор грузоперевозок по России.
Можно указывать конкретные адреса.
Исходя их этих расчетов, получается, что крупным компаниям, которым не нужно арендовать дополнительный офис и площадку для размещения автомобилей, выгодно содержать собственный парк?
– Здесь все зависит, в первую очередь, от загруженности машин. В расчете, который мы делали, не учитывалась зарплата водителя. Когда вы являетесь владельцем собственного парка, ее необходимо выплачивать постоянно, даже если транспорт простаивает.
Еще один момент, который придется учитывать. Производителям и продавцам нужно отправлять клиентам как крупные, так и мелкие партии товаров, причем в различных направлениях. Это означает, что для бесперебойного осуществления поставок понадобится внушительный парк, включающий автомобили малой, средней и большой грузоподъемности. Это влечет дополнительные расходы на зарплату. В нынешней ситуации отдельным компаниям крайне сложно организовать работу собственных машин так, чтобы она была максимально эффективной. Добиться желаемого результата можно только в случае, если транспорт будет загружен практически на 100%. Каждый час простоя или холостого пробега оборачивается убытками.
Вы хотите сказать, что лучше все-таки пользоваться услугами сторонних перевозчиков?
– Не совсем так. Принимать решение следует исходя из имеющихся потребностей. Когда продукция отправляется покупателям один-два раза в месяц, ответ очевиден – альтернативы аутсорсингу нет. Если объема перевозок достаточно для полной загрузки собственного транспорта – можно обзаводиться автопарком. В большинстве случаев оптимальным является комбинированный подход. При нем основной объем перевозок выполняется своими машинами, а когда их оказывается недостаточно – привлекаются сторонние транспортные компании.
Есть ли у вас рекомендации относительно того, как реально можно свести к минимуму затраты на содержание автопарка предприятия?
– Здесь особых секретов я не открою. Все мероприятия должны быть продиктованы здравым смыслом. В первую очередь следует выбрать надежного партнера – поставщика ГСМ. Для этого можно организовать тендер, отдавая предпочтение компаниям, которые предоставляют такой сервис, как топливные карты. Уход от оплаты горючего за наличный расчет позволит избежать злоупотреблений со стороны водителей. Они не смогут использовать некачественное топливо, чтобы сэкономленные средства положить в карман. Это важно еще и потому, что владельцам техники не придется нести лишних расходов на ремонт.
Кстати – об обслуживании машин. Очень полезно выбрать надежный автосервис, с которым можно договориться о проведении ТО и ремонта по льготным ценам. Здесь совсем не обязательно, чтобы партнер находился в том же городе, где базируется транспорт. Можно найти хорошие мастерские, расположенные на тех маршрутах, которые используются вами чаще всего.
Крайне важно грамотно организовать процесс эксплуатации автомобилей. Несоблюдение сроков ТО и планового ремонта оборачивается ускоренным износом ключевых узлов и агрегатов машин. Значительно увеличивается риск внезапных поломок, приводящих к непредвиденным расходам и срывам поставок.
Какие советы вы можете дать в части организации взаимодействия с привлеченными грузоперевозчиками?
– Предприятиям, которым транспортные услуги требуются на регулярной основе, следует заключить долгосрочный контракт с надежным партнером. Выбрать подходящую компанию можно путем организации тендера или внимательно изучив действующие предложения.
Мы, например, всегда идем навстречу постоянным клиентам и готовы поддержать их в сложных ситуациях. Проверенным партнерам, в случае необходимости, предоставляется отсрочка платежа. Если объем заказов остается стабильным в течение достаточно длительного времени, то расчет за оказанные услуги может производиться не за каждую перевозку, а по согласованному графику, который позволит клиенту лучше контролировать собственные финансовые потоки.
За большинством наших партнеров закреплены персональные менеджеры, которые отлично знают их потребности и особенности. Такая форма работы позволяет экономить много времени, поскольку для заказа транспорта достаточно сделать один звонок. Мы оперативно выделим именно ту машину, которая наилучшим образом справиться с конкретной перевозкой. Эффективность подобной схемы организации бизнеса подтверждается стабильно растущим количеством постоянных клиентов, которые, в том числе, дают нам свои оценки, оставляя отзывы на сайте компании.
Можно ли поинтересоваться, в каких цифрах будет выражаться экономия при исполнении предлагаемых рекомендаций?
– Показатели могут сильно варьироваться в зависимости от фактического объема перевозок, состава и размера автопарка, других значимых моментов. Поэтому правильно будет привести цифры, которых удалось добиться нам. Внедрение системы мотивации водителей, предусматривающей выполнение KPI по бережному обращению с автомобилями и экономии топлива привело к 24% сокращению затрат на содержание парка. Оптимизация процедур ТО и ремонта обеспечила около 70 000 рублей экономии в месяц. Порядка 180 000 руб. ежемесячно стали оставаться в бюджете компании после проведения тендера между поставщиками ГСМ и внедрения топливных карт. Суммы вроде небольшие, но за год «набегает» до 3 000 000 рублей, которые можно направить на премии или развитие бизнеса.
Справка
Транспортная компания EastLines уже более 20 лет оказывает услуги грузоперевозок по России, а также в Беларусь и Казахстан. Это один из крупнейших перевозчиков, с автопарком, превышающим 200 машин различной грузоподъемности и конструкции. Головной офис предприятия расположен в Москве, филиалы - в Санкт-Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде. Помимо автоперевозок компания также организует отправку грузов авиа и ж/д транспортом.
Сайт компании - www.eastlines.ru