Этой зимой на Колыме прошла уникальная операция по доставке и сборке на месте семнадцати огромных самосвалов Komatsu 730E-8 грузоподъёмностью почти двести тонн.
Начнем с того, что в Магаданской области добывают золото, и со слов специалистов, его тут много. Но с каждым годом содержание золота на тонну песка падает: самородное золото заканчивается, а рудное только начинается. Чтобы его добыть, нужно перелопатить большие объёмы руды. Для её перевозки используются огромные самосвалы Komatsu 730E-8
Операцию по доставке семнадцати самосвалов в Магадан и их сборке проводит компания "Модерн Машинери Фар Ист" — официальный дистрибьютор Komatsu в регионе.
Судно BBC New Castle холодным зимним утром причалило в порту Магадан с первой партией самосвалов.
Портовые краны стали выгружать кузова. Из-за огромных размеров кузова разделены пополам. Потом дело дошло до тел самосвалов и тут возникла проблема. Тело весит больше грузоподъёмности портового крана, а это значит нужно с помощью второго крана, синхронно поднимать ценный груз из трюма. Потребовалось больше времени, но и с этой задачей портовики отлично справились.
Осталось достать самое простое, электродвигатели, колеса и ЗИП.
Грузовые автоплатформы уже ждали неподалеку и один за другим стали подъезжать под погрузку.
Несколько дней понадобилось на перевозку разобранных самосвалов на месторождение Наталкинское, где их и должны собрать.
В отличие от обычных автомобилей, где маховик двигателя соединен с ведущими колесами через коробку передач, в карьерных самосвалах самой популярной является другая схема тягового агрегата. Двигатель всю свою мощность отдает не механической трансмиссии, а генератору переменного тока, который в свою очередь питает тяговые электромоторы.
Для этого, на месторождении есть, ангары для сборки, ремонта и обслуживания этих огромных самосвалов. В одном ангаре помещается два 730х.
Но перед тем как попасть в уютненький ангар, надо собрать тело, установить трансмиссию, поставить колеса и потом его вкатить туда. Огромные детали подвески, электродвигатели, сначала, нужно собрать с помощью автокрана в -40 на улице. Потом собирается палатка, в ней устанавливают беспламенные тепловые пушки и начинают устанавливать, прикручивать оборудование.
Тем временем несколько сварщиков, под тентом, сваривают две половинки кузова, и теперь этот кузов сможет принять почти 200 тонн руды.
Все работы по сборке производятся под неусыпным контролем представителей Komatsu.
Для лучшего понимания масштабов самосвала приведем несколько фактов:
– Кабина КамаЗа по высоте находиться на уровне колеса 730го;
– Топливный бак вмещает почти 3200 литров горючего;
– Одна покрышка для 730-го стоит около 1 700 000р;
– Допустимая высота горки руды в кузове - 6 м;
– Объём кузова в двадцать раз превышает объём кузова КАМАЗа;
– Двигатель - турбодизель, V-образный, 16 цилиндров, объём 50 литров.
В моторный отсек можно зайти через дверь, а в задний мост можно залезть через люк.
Самосвал в сборе весит около 180 тонн.
Управлять такой махиной совсем непросто, и ошибка водителя может стоить действительно дорого, поэтому в автомобиле сделано все для того, чтобы облегчить водителю рабочую смену. В кабине, хорошо защищенной от внешнего шума и пыли, педали и руль находятся на своих привычных местах, а перед глазами водителя – панель приборов. От жары водителя спасает кондиционер с мощной системы фильтрации воздуха, от холода – не менее мощная печка.
Вот первый самосвал и собран. Теперь остается отправить его в карьер и загрузить ценной рудой.
Фото: Евгений Радченко