Челябинские предприниматели жалуются на резкий рост платы за вывоз твердых коммунальных отходов. По словам представителя «Опоры России» Андрея Бодрягина, десятки бизнесменов сообщают, что перевозчики мусора выставляют счет в три раза больше, чем еще несколько месяцев назад.
Объясняют это тем, что в связи с закрытием городской свалки мусор нужно везти на другие полигоны: в Полетаево, Урефты и Копейск. Это дольше, а значит дороже. Поднять тариф для населения перевозчики мусора не могут, но пытаются компенсировать расходы на коммерсантах.
«Сразу несколько человек пожаловались на то, что тариф на вывоз мусора резко увеличился, — говорит Андрей Бодрягин. — Люди уже думают о том, чтобы самим свой мусор в машину загружать и везти на свалку. До недавнего времени коммерсанты платили за вывоз кубометра отходов около 300 рублей, а сейчас выставляют по 900 рублей».
Проблему с тарифами для коммерческих структур обсудили в общественном совете при администрации Челябинска. По словам перевозчиков мусора, действительно, с начала закрытия городской свалки увеличилось транспортное плечо, что заставляет повышать плату.
«Еще до закрытия городской свалки мы экспериментировали с вывозом мусора за город, — говорит представитель компании „Экотранс“ Илья Кушнерук. — Мы возили отходы с Тополиной Аллеи в поселок Садовый. Казалось бы, это гораздо ближе, чем на свалку. Но выгода по времени составила всего 15 минут. Полетаево намного дальше. И дело даже не в бензине, а в том, что машина делает меньше ходок, значит, нужно покупать дополнительный транспорт. Еще один нюанс. Ехать до Полетаево и Урефтов нужно по федеральным трассам. Это значит, что к расходам подключается „Платон“, который тоже нужно оплачивать».
Представитель компании ООО «Городской экологический центр» Сергей Мерцалов объяснил, откуда взята сумма в 900 рублей за кубометр мусора.
«Этот тариф коммерчески обоснован, он разработан мэрией для работы МУП „Горэкоцентр“, мы работаем с ними по этому тарифу, — говорит Сергей Мерцалов. — Я считаю, что его нужно применять и к коммерческим структурам, так как затраты аналогичные».
Но бизнес считает, что перевозчики мусора прибедняются и нынешняя ситуация с закрытием свалки радикально их прибыль не обрушит.
«Мы делали грубый расчет, сколько тратит перевозчик, — говорит председатель общественного совета при администрации Челябинска Вячеслав Цапов. — Машина берет мусора примерно на 50 тыс. рублей. Полигон в Полетаево берет 500 рублей за тонну. В среднем машина — это 5 тонн, бывает больше, бывает меньше. Получается полигон берет 2500, пусть еще 2000 будет потрачено на топливо и еще — 2-3 тысячи на зарплату водителю. Все остальное перевозчик забирает себе. Это грубый расчет, но порядок цен примерно понятен. Там доходность 70%, а они в этих условиях поднимают цену еще выше».
Замруководителя областного УФАС Елена Рысева сообщила, что рынок перевозки мусора для юрлиц — это конкурентный рынок и не регулируется. Но если будут обращения, то УФАС обязательно проверит обоснованность, а также наличие картельного сговора среди перевозчиков. При этом в ходе совещания никто не смог назвать точное количество перевозчиков на рынке.
«В Челябинске перевозкой мусора занимаются порядка 20 перевозчиков, — рассказал участник рынка, пожелавший остаться анонимным. — Причем половина аффилированы с „Горэкоцентром“ и семьей экс-министра экологии Александра Галичина.
Войти на этот рынок со стороны просто невозможно, начинают гореть машины. Там все давно поделено.
Но с другой стороны, варианты для бизнеса все же есть. Есть компании, которые возят намного дешевле. Это фирма из Екатеринбурга, которая работает в Челябинске. Крупные предприятия все делают через закупки, и там цена понижается».
При этом модная тема переработки отходов пока не работает. По словам представителя компании «Втор-ком», которая обслуживает свалку в Копейске и занимается производством нетканого полотна для дорожного строительства, а также альтернативного топлива из мусора, перерабатывать мусор невыгодно и компания этим занимается во многом для того, чтобы уменьшать объем отходов на своем полигоне.
«Большая часть пластика переработке не подлежит, — говорит директор ПЗП „Втор-ком“ Дина Грибанова. — Из того, что остается, мы делаем альтернативное топливо. Но его стоимость 1 рубль за килограмм. Его производство себя не окупает, но мы делаем это, чтобы уменьшить объемы мусора на полигоне. Еще один удачный фактор, у нас рядом есть сбыт. Мы поставляем это топливо на цементный завод, расположенный в нескольких километрах от нас. Мы отдаем им 1000 тонн в месяц, это нас поддерживает. Что касается стекла, то это в принципе благотворительность. В пошлом году „Балтика“, а потом и остальные производители отказались от оборотной тары. Теперь все бутылки идут в бой. Этого сырья стало очень много, перерабатывающие заводы заполнены, стоимость стекла резко упала. При этом подготовить сырье дорого, нужно отсортировать его по цвету, убрать этикетки, дозаторы. Все это просто убыточно».
Согласен с коллегой и Илья Кушнерук из «Экотранса», который рассказал о неудачном эксперименте со сбором вторсырья.
«У нас довольно много контрагентов-бизнесменов, — говорит Кушнерук. — Мы предложили им разделять мусор. Сдавать отдельно картон, бумагу, которых в офисе образуется больше всего. Мы предлагали вывозить это бесплатно и даже где-то могли и покупать. Но никто не согласился. Аргумент был один — мы платим копейки, зачем нам заморачиваться. Сейчас с повышением придется задуматься о раздельном сборе мусора».
По словам экспертов такая непонятная ситуация с тарифами будет длиться до декабря, пока в Челябинске не начнет работу региональный оператор по обращению с отходами.
Тогда расчет платы за вывоз мусора будет производиться либо по количеству сотрудников, либо по фактическому объему.
«Складывается ощущение, что все решили воспользоваться турбулентностью и заработать побольше, — комментирует Андрей Бодрягин. — Для людей повышать тариф нельзя, поэтому как всегда отыгрываются на предпринимателях».