Ужесточение штрафов за нарушение ПДД может как повысить безопасность, так и усложнить собираемость, говорят разошедшиеся в оценках эксперты ФБА "Экономика сегодня".
В России могут быть ужесточены наказания за нарушения правил дорожного движения. МВД и Минтранс, как пишет "Коммерсант", предлагают, среди прочего, штрафы в 500 рублей за превышение скорости на десять-двадцать километров в час.
Кроме того, рекомендуется ужесточить меры для водителей, которые ездят с нечитаемыми номерами. Их могут лишить скидки при оплате штрафа.
Вопрос безопасности
Партнер аналитического агентства "Автостат", автоэксперт Игорь Моржаретто двумя руками" за возвращение прежней нормы.
"Ни в одной стране мира нет такого, чтобы можно было превышать скорость на 20 километров. Это вопрос безопасности. Нынешняя норма означает, что у нас в городах можно ездить до 80 км/ч, хотя есть требование и Венской конвенции, и ВОЗ - потому что в столкновении с пешеходом у последнего шансы спастись на 60 км есть, а на 80 - ни одного. Штраф в 500 рублей - не так страшно, заплатит человек несколько раз и подумает, это дисциплинирует", - считает Моржаретто.
Тупиковый путь
Прежде чем говорить об отмене этого штрафа за превышение, нужно провести ревизию дорожной сети, убрать на федеральных трассах ограничение скоростного режима, "ничем не обоснованное", говорит замглавы Госдумы по государственному строительству и законодательству, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов Вячеслав Лысаков.
"Камеры превратились из средства профилактики в инструментарий по зарабатыванию денег. Чем больше штрафов, тем лучше? Но это же тупиковый путь",
- считает он.
Практика штрафов за превышение скоростного лимита на 10 км/ч существовала в России до 2013 года. В конце прошлого года ведомствам была поручена подготовка проекта возвращения этой нормы. Поручения должны быть выполнены до 1 марта. Кстати, превышение скоростного лимита является одним из самых распространенных нарушений ПДД - за 11 месяцев 2018 года вынесено 81,3 миллиона постановлений за превышение скорости на 20-40 км/ч.
"В 2013 году мы с вами ввели ненаказуемый порог превышения скорости на 20 км/ч, который сейчас предлагается отменить. То есть сегодня, если водитель превысил разрешенную скорость на свыше 20 км/ч и это зафиксировано инспектором или фото- и видеоаппаратурой, то водитель или, соответственно, собственник транспортного средства будет наказан штрафом в 500 руб. Почему мы пошли на это? Отвечаю: ошибки аппаратуры и спидометров, сложность при обжаловании штрафов, коррупционная составляющая, когда минимальное превышение в 10 км оборачивалось для водителя зачастую вымогательством, потерей нервов и времени", - говорил Лысаков в январе на пленарном заседании Госдумы.
С 2013 года ситуация не улучшилась, отметил Лысаков.
"...Превышенный порог скорости более чем на 20 км/ч является для водителя железным доказательством его вины. Поэтому люди платят сразу... Да и при таком скоростном люфте водители больше следят за дорогой, а не отвлекаются каждую секунду на спидометр, чтобы, не дай бог, не попасть на штраф. При ненаказуемом пороге в 10 км/ч ситуация по всем пунктам будет прямо противоположной", - сказал депутат.
Вещь в себе
Что касается отмены скидки на штраф за нечитаемый номер, здесь Игорь Моржаретто не так категоричен.
"Нечитаемый номер и наказание за это - вещь в себе, сложно доказать, специально человек заляпал номер грязью или дорога такая грязная. Тут легко перешагнуть в одну сторону или в другую. Поэтому есть наказание, но есть и скидка. В целом же необходимости (отмены скидки) я не вижу", - сказал он.
Практика скидок на штрафы очень эффективна, она не загружает ни суды, ни приставов.
К тому же взыскание обходится государству в некоторые суммы, "бюджет" одного штрафа, указывает Вячеслав Лысаков - 500 рублей.
"Поэтому, простимулировав водителей платить за счет введения скидок, мы повысили и собираемость штрафов, и уменьшили расходы. Человека не надо разыскивать, не надо взыскивать - это огромная экономия.
А нам говорят, что мы не добрали в бюджет по штрафам три миллиарда из-за этих скидок - в том смысле, что если бы собирали все сто процентов стоимости, то получили бы на эту сумму больше. Так они бы потеряли в итоге на взысканиях, на обжалованиях, куда больше - не три, а шесть, девять, пятнадцать", - считает эксперт ФБА "Экономика сегодня".