← Безопасность и страхование

«Препятствует предпринимательской деятельности»: Минэк разнёс 36 приказ Минтранса

avito.ru

Министерство заявило о провале программы внедрения тахографов, оснащенных блоками СКЗИ и предложило пересмотреть порядок использования тахографического оборудования.

В марте этого года Евразийская экономическая комиссия признала требования Минтранса об обязательном оснащении коммерческого транспорта тахографами с блоками криптозащиты (СКЗИ) незаконными. По мнению ЕЭК, транспортное ведомство не имело права предъявлять какие-либо требования к продукции, используемой для защиты информации, а сделав это, нарушило положения договора о ЕАЭС и создало препятствие для функционирования внутреннего рынка Евразийского союза.

А на прошлой неделе новый удар по 36 приказу (благодаря которому тахографы с СКЗИ стали обязательными для коммерческих перевозчиков) нанесло Министерство экономического развития. Не рассматривая его с точки зрения законодательства ЕАЭС, чиновники Минэка признали выполнение приказа неэффективным. За семь лет достичь заявленных целей Минтрансу не удалось: тахографами с блоком СКЗИ было оснащено 718 тыс. ТС (планировалось оснастить около 2 млн), а аварийность на дорогах снизилась на 17,6% (предполагалось, что количество ДТП снизится на 35%).

В распоряжении РБК оказался текст заключения, подписанный заместителем министра экономического развития Саввой Шиповым. В нём разобраны причины неэффективности 36 приказа Минтранса: одна из них – ненадлежащий контроль за оснащением ТС тахографами и корректностью работы устройств.

Приводится пример: стоимость оснащения машины тахографом может достигать 40 тыс. рублей, в то время как штраф за его отсутствие для физических лиц составляет 1-3 тыс. рублей. Наличие устройств проверяется недостаточно часто, поэтому многие перевозчики предпочитают ездить без тахографов и платить штрафы. По мнению чиновников Минэка, именно контроль за наличием тахографов должен был обеспечить выполнение целей, заявленных в приказе Минтранса.

Есть в документе и жесткие формулировки: Минэкономразвития указывает, что 36 приказ «создает препятствия для ведения предпринимательской деятельности» и предлагает пересмотреть порядок использования тахографов. 

Кроме того, министерство считает целесообразным отказаться от преждевременной замены блока СКЗИ, срок годности которого составляет 7 лет (в соответствии с действующим законодательством, менять блок СКЗИ необходимо раз в три года).

Мнение эксперта

– Тахограф был введен без конкретного целевого и практического назначения, – рассказал нам председатель правления НП «Содействие развитию тахографических систем» Сергей Минин. – Контролирующие органы не отслеживают нарушения режима труда и отдыха, потому что такого показателя нет в Госстатотчентности. Они контролируют только наличие тахографа: 90% всех штрафов выписано за отсутствие устройства. 

По второй части статьи 11.23 КоАП («Нарушение лицом, управляющим ТС, режима труда и отдыха») выносится менее 10% от общего количества штрафов.

Именно поэтому, отмечает эксперт, помощник министра внутренних дел в прошлогоднем докладе президенту не упомянул резонансные ДТП, произошедшие по вине нарушивших режим труда и отдыха водителей коммерческого транспорта.

– Ни Ространснадзор, ни другие службы не ведут статистику таких ДТП. Откуда взяться показателям? – задаётся вопросом Сергей Минин, комментируя представленные Минэком данные.

Как отреагируют контролирующие органы на заключение министерства? Вполне возможно, что контроль за перевозчиками действительно будет ужесточен. При этом ужесточение вряд ли скажется на его эффективности.

– У нас в стране есть как минимум три системы тахографического контроля. А представители контролирующих органов ориентируются только на 36 приказ Минтранса, – объясняет Сергей Минин. – Они проверяют не соблюдение водителем режима труда и отдыха, а наличие тахографа. Если и начнутся какие-то ужесточения, то они будут направлены не на безопасность, а на контроль наличия тахографов конкретного типа в кабинах грузовиков.

Есть еще одна распространенная проблема, о которой представители Минэка не упомянули. Не все транспортные средства корректно работают с тахографами, оснащенными блоком СКЗИ: некоторые из них даже выходят из строя после установки внештатного оборудования.

– Пока в России не будет выстроена единая система тахографического контроля, ничего не изменится. 

Сегодня мы не развиваемся в области тахографии: мы бегаем вокруг СКЗИ и говорим о ней чаще, чем о режиме труда и отдыха. 

– Основная цель тахографа – сделать дорожное движение безопасным, но мы пришли не к безопасности, а к бесконечным разговорам о блоке СКЗИ, – резюмирует Сергей Минин.