← Безопасность и страхование

Минтранс придумал новую функцию для тахографов

ufa.technorosst.com

Тахографы начнут контролировать не только режим труда и отдыха, но и предрейсовые техосмотры.

21 мая Минтранс разместил на портале нормативных правовых актов текст нового законопроекта, вносящего изменения в ФЗ «О безопасности дорожного движения». Ведомство предлагает контролировать с помощью тахографов не только режим труда и отдыха водителей, но и прохождение предрейсового техосмотра.

Это не первая попытка министерства наделить тахографы новыми «должностными обязанностями». В прошлом году Минтранс уже предлагал использовать устройства для сбора информации о предрейсовых техосмотрах, но тогда предложение ведомства раскритиковал Минэк.

Порядок техосмотра

В соответствии с положениями законопроекта, сотрудник, проводящий предрейсовые техосмотры, должен будет заносить данные о них на карту тахографа. Устройство автоматически передаст эту информацию в ГАИС (государственную автоматизированную информационную систему), где они и будут храниться.

В тексте законопроекта содержится список передаваемых сведений. Это:

  • Марка и модель ТС, год выпуска и сведения, позволяющие его идентифицировать (номерной знак, VIN и т.д.);
  • ФИО водителя и лица, проводившего техосмотр;
  • Координаты, дата и время проведения техосмотра;
  • Показания одометра;
  • Результат проведения осмотра.

Авторы законопроекта отмечают, что изменения в законодательстве не увеличат расходы перевозчиков, ведь новые тахографы устанавливать не придётся. А вот государство за ГАИС должно будет заплатить: стоимость создания системы, по предварительным оценкам, может составить 150 млн рублей. Разовым платежом тут не отделаешься: системе нужен оператор, который будет осуществлять «…сбор, регистрацию, хранение, обработку и анализ сведений». Этот же оператор в случае каких-либо разбирательств будет предоставлять информацию о техосмотрах и режиме труда и отдыха водителей надзорным органам.

По информации Trans.ru, передача данных тахографа в ГАИС будет осуществляться с помощью систем «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон».

Законопроект, помимо всего прочего, вводит для владельцев коммерческого транспорта законодательную обязанность передавать в ГАИС данные о техосмотрах. В ноябре этого года использование тахографов станет обязательным для физических лиц; таким образом, новый порядок фиксации предрейсовых осмотров станет обязательным для всего грузового транспорта, вес которого превышает 3,5 тонны. Предполагается, что владельцы грузовиков со старыми тахографами, не позволяющими фиксировать данные об осмотрах, будут фиксировать обязательную процедуру в журналах и путевых листах.

Многострадальные тахографы

Предложения расширить функционал тахографов и сферу применения собранных ими данных поступали и раньше.

В январе этого года Минтранс внес в правительство законопроект, позволяющий контролирующим органом штрафовать водителей коммерческого транспорта за превышение скорости, зафиксированное тахографом. По мнению чиновников, принятие этого законопроекта должно повысить дисциплину среди водителей, снизить риск ДТП и сделать дороги безопасными.

В 2015 году президент Путин, отвечая на вопросы журналистов в рамках ежегодной пресс-конференции предложил объединить тахографы и бортовые устройства системы «Платон».

Годом позже Минпромторг заявил о том, что тахограф может быть объединен не только с устройством «Платона», но и с терминалом ЭРА-ГЛОНАСС. Интересно, что Минтранс это предложение не поддержал.

– Если владельцу «Газели» не нужен «Платон», то он не должен за него платить, – объяснил позицию ведомства один из его представителей.

В итоге ни одна из этих инициатив не была принята на законодательном уровне. Сегодня тахографы, совмещенные с каким-то другим оборудованием (обычно телематическим) – большая редкость; лишь немногие перевозчики используют такие устройства для решения специфических задач.