Перевозчики юга России обсудили сложившуюся на рынке ситуацию и пришли к выводу: в нынешних условиях рентабельность их бизнеса стремится к нулю.
Во встрече «Будущее грузовых перевозок», организованной изданием «Коммерсантъ - Юг России», приняли участие перевозчики, члены профессиональных объединений и чиновники различных ведомств. Главной темой мероприятия стало усиление контроля за автоперевозками, которое поставило многих предпринимателей на грань выживания. Выходом из сложившейся ситуации, по мнению участников встречи, может стать изменение нормативной базы.
«Грузоперевозки превратились в хобби»
Представитель Торгово-промышленной палаты Ростовской области Александр Потеряхин выступил с докладом, в котором кратко описал нынешнее положение дел в сфере автомобильных грузоперевозок в своём регионе. Ссылаясь на данные Росстата он отметил, что с 2013 по 2017 годы объем рынка автоперевозок в области сократился до 5%. В последние годы он не превышает 10 млрд рублей и составляет не более 1% от валового регионального продукта.
При этом грузооборот автотранспорта в Ростовской области вырос на 15% в 2018 году и продолжает расти в году текущем. Это тревожный симптом, который может говорить об уходе части предпринимателей в серый сектор.
Потеряхин выделил главные проблемы, препятствующие развитию отрасли:
- Плохое состояние автодорог и нехватка ресурсов на их ремонт и строительство;
- Рост издержек, обусловленный повышением цен на ГСМ и высокой фискальной нагрузкой;
- Неудовлетворительное состояние автопарков (более 40% грузовиков в регионе – старше 15 лет).
Эти факторы, по мнению представителя ТПП, привели к снижению конкурентоспособности местных перевозчиков, чем уже успели воспользоваться иностранные игроки, зачастую действующие по серым схемам.
Выход из сложившейся ситуации Александр Потеряхин видит в реализации нацпроекта БКАД, в рамках которого до 2021 года в регионе будет отремонтировано 900 км автодорог, и в принятии закона о грузоперевозках, который должен способствовать обелению рынка.
Более эмоциональным стало выступление директора филиала АСМАП в ЮФО и СКФО Олега Татарченко. По его мнению, грузоперевозки в нынешних условиях перестали быть бизнесом и превратились в хобби.
— В течение последних лет растут цены на топливо, налоговые ставки и штрафы. Уходить с рынка бессмысленно: продать технику можно, но только за копейки. В результате мы платим акцизы, взносы в “Платон” и транспортный налог, – цитирует «Коммерсантъ» Олега Татарченко.
«Проще оплачивать штрафы, чем "Платон"»
Представитель компании РТИТС Иван Вовчук рассказал о результатах работы системы «Платон» на юге России. По его словам, в ЮФО и СКФО в системе числится около 152 тыс. грузовиков. Больше всего машин зарегистрировано в Краснодарском крае (50 тысяч), на втором месте Ростовская область (30 тысяч). На средства, собранные «Платоном» за несколько лет работы, отремонтировано более 2000 километров дорог и Ворошиловский мост в Ростове.
Говоря о проблемах, с которыми столкнулись перевозчики после введения «Платона», Александр Потеряхин отметил, что в некоторых случаях предпринимателям выгоднее игнорировать систему и оплачивать штрафы, чем платить за проезд по федеральным трассам.
Это, добавил представитель ТПП, привело к другой проблеме: объезжающие рамки «Платона» грузовики стали чаще пользоваться региональными и муниципальными автодорогами, разрушая их.
«Сотня машин не принесет прибыли, если хоть одна из них получит штраф»
Представитель Госавтодорнадзора Геворк Сеферян отметил, что перевес относится к числу наиболее распространенных нарушений: только в прошлом году в Ростовской области штрафов за превышение допустимого веса было выписано на сумму свыше 225 млн рублей.
— Перевозчики высказывают претензии относительно системы “Платон” и налогов, но та сумма, которую они были вынуждены заплатить в виде штрафов, могла бы быть направлена ими на развитие бизнеса, – приводит слова Сеферяна «Коммерсантъ».
Присутствовавшие на встрече предприниматели согласились с тем, что сеть АСВГК может сделать рынок автоперевозок более цивилизованным. Для этого, однако, необходимо, чтобы «умные весы» работали без сбоев.
— Мы возим грузы по всей Европе. Во всех странах – во Франции, в Германии, Польше – наши фуры взвешивают, и все в порядке. На въезде в Калининградскую область ВГК показывает перевес, – рассказал Олег Татарченко.
А генеральный директор ОАО «Новошахтинскхлебпродукт» Дмитрий Уваров обратил внимание на чересчур большой размер штрафов за перевес. По его словам,
сотня машин не принесет прибыли, если хотя бы одна из них получит штраф. В таких условиях проще отказаться от автотранспорта в пользу железных дорог.
Поэтому Дмитрий Уваров предложил снизить штрафы. Это предложение поддержали представитель ТПП Александр Потеряхин и руководитель комитета АПК ростовского отделения «Опоры России» Михаил Марышев.
Последний призвал ТПП объединить усилия и попросить правительство усовершенствовать существующую нормативно-правовую базу. По мнению Марышева,
закон должен работать таким образом, чтобы в случае привлечения перевозчика к административной ответственности нерентабельной становилась конкретная перевозка, а не вся деятельность компании в целом.
Кроме того, Марышев предложил ввести новый алгоритм упрощенного получения лицензии на перегруз для перевозчиков, которые работают с сельскохозяйственной продукцией на время сбора урожая, когда интенсивность перевозок становится максимальной.
Проблемы, обозначенные перевозчиками юга России, не новы: предприниматели и ранее жаловались на возросшие издержки, несовершенство АСВГК и непомерно большие штрафы за перегруз. Вполне возможно, что последняя проблема в скором времени будет решена: недавно вице-премьер Максим Акимов на совещании с представителями Минтранса отметил, что штрафы следует сделать градуальными, т.е. возрастающими постепенно. В таком случае наказание за незначительный перегруз может быть значительно смягчено. Что же касается других проблем, то перспективы их решения более туманны. Развертывание региональной и федеральной сетей АСВГК далеко от завершения, а растущие издержки связаны с нестабильным состоянием экономики, на которую перевозчики при всём желании повлиять не могут.