Изолента, грязь и «шторки» на номерном знаке теперь могут стать поводом для лишения водительских прав. Но если со «шторками» всё и так понятно, то в случае с загрязнением инспектору придётся доказать умысел водителя. Верховный суд объяснил, как это сделать.
11 июня Верховный суд представил проект постановления по разъяснению некоторых вопросов, связанных с нарушениями ПДД. В нём содержится ряд указаний по применению статьи 12.2 («Управление ТС с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков»).
Наказание по первой части этой статьи (управление ТС с нечитаемыми номерными знаками) предполагает штраф размером в 500 рублей, а по второй части (управление ТС с измененными номерными знаками или вообще без них) – штраф размером до 5000 рублей и лишение водительских прав на срок до трех месяцев.
Согласно указаниям ВС, вторая часть статьи 12.2 должна применяться к участникам дорожного движения, использующим так называемую «шторку» - механическое устройство, закрывающее госномер по сигналу с пульта дистанционного управления. В случае обнаружения такого устройства умысел водителя становится очевидным.
Эта же часть должна применяться, когда номера заклеены, прикрыты или испачканы – но лишь в том случае, если сотрудник ГИБДД сможет доказать наличие умысла (например, предоставив в суде фотографию), а загрязнение при этом не будет связано с дорожными условиям и/или непогодой.
Иными словами, за грязь на размытой дождём грунтовой дороге инспектор может выписать штраф в 500 рублей, а вот заклеенный изолентой символ станет поводом для более серьезных санкций.
Кроме того, умышленное изменение номеров (подкраска или выведение отдельных знаков) должно рассматриваться как управление транспортным средством с подложными номерами (ч. 4 ст. 12.2); за это лишить прав могут уже на год.
Автоэксперт Пётр Шкуматов в беседе с журналистами «Московской газеты» назвал нововведения разумными и отметил, что добропорядочным автовладельцам опасаться нечего.
— Если у вас автомобиль чистый, а номера грязные, то за это будут отбирать права. Там написано, что лишать прав нужно тогда, когда очевидно, что грязь появилась не естественным путем,
– объяснил Шкуматов.
На кону – большие деньги
Водители легковушек чаще всего скрывают номера, чтобы избежать штрафов за превышение скорости или не оплачивать платную парковку. У водителей большегрузов на кону гораздо бо́льшие деньги: делая номерные знаки нечитаемыми, они проезжают автоматические системы весогабаритного контроля. Штрафы за перевес измеряются десятками и даже сотнями тысяч рублей, поэтому перевозчики, машины которых нагружены сверх меры, нарушают закон довольно часто.
Недавно ГИБДД Еврейской автономной области обнародовало информацию о работе комплекса АСВГК, находящегося неподалеку от Биробиджана.
У 84% грузовиков, проехавших через эту рамку, номера не читались: по всей видимости, они были скрыты.
О похожей ситуации в Краснодарском крае в мае этого года нам рассказал президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. По его данным, количество большегрузов со скрытыми номерами там достигало 90% от общего числа.
Иногда скрывают номера перевозчики, не зарегистрировавшие свои большегрузы в системе «Платон». Таких машин, по последним данным, в России около 130 тысяч.
До недавнего времени за скрытый номер водителей чаще всего штрафовали на 500 рублей. Похоже, что теперь наказание может ужесточиться.
Другие изменения
Верховный суд также разъяснил порядок привлечения к административной ответственности водителей, установивших на передней части авто дополнительные световые приборы. Основным признаком нарушения является направление света по ходу движения; подчеркивается, что санкции могут применяться только при нарушении цвета прибора и режима его работы (например, если дополнительный светильник мигает синим, имитируя спецсигнал).
Были даны пояснения о привлечении к ответственности нетрезвых водителей. Если автомобилист предпринимает усилия, препятствующие возможности проведению теста на алкоголь, то суд может рассмотреть его действия как отказ от этой процедуры.
Еще один комментарий Верховного суда придётся по душе тем, кто не любит «обочечников». Теперь водителей не будут наказывать за непредоставление преимущества движущейся по обочине машине даже в том случае, если обочина, по которой она двигается, относится к главной дороге.