← Безопасность и страхование

Хищение груза: как снизить риск утраты?

1tvv.ru

Проблема кражи грузов имеет давнюю историю. От современного «пиратства» страдают все перевозчики вне зависимости от вида транспорта.

Пальма первенства по количеству похищенных грузов от общего грузооборота «кочует» между перевозками автомобильным и железнодорожным транспортом. Грузы, перевозимые воздушными и морскими путями в меньшей степени подвержены кражам в крупных размерах. Почему?

Во-первых, при перевозках крупногабаритных дорогостоящих грузов крайне редко прибегают к услугам авиаперевозчиков. Во-вторых, похитить такой груз (особенно крупную партию) возможно только вместе с самолетом, что, естественно, выглядит маловероятным. В морских перевозках используется эффективный инструмент минимизации рисков - сюрвей (осмотр) груза, как предотгрузочный, так и непосредственно при приемке, который помогает установить объем недостачи груза и момент ее возникновения.

Перевозки грузов железнодорожным и автомобильным транспортом по грузообороту в России являются лидирующими и наиболее востребованными. 

Уверенное лидерство сохраняют перевозки именно автомобильным транспортом (по данным ГосКомСтата за 2017 год суммарный объем грузов, перевезенный автомобильным транспортом, составил 5 403,9 млн тонн, железнодорожным – 1 384 млн тонн).

Риск утраты груза в результате противоправных действий третьих лиц присутствует у всех без исключения перевозчиков и грузовладельцев, а свершившиеся факты – как правило, закрытая информация, доступная лишь для внутреннего использования. К сожалению, кража грузов зачастую происходит не только по вине третьих лиц, не имеющих прямого отношения к транспортной компании, но и собственными сотрудниками или при их непосредственном участии. Результаты служебных расследований не разглашаются, а официальная статистика по количеству и номенклатуре похищенных грузов в свободном доступе отсутствует.

Схемы мошенничества в сфере автомобильных перевозок различны и варьируются от случаев вскрытия пломб на автомобильных стоянках или автозаправках с последующим выносом из кузова автомобиля содержимого, до пропажи автомобилей и водителей вместе с грузом.

Ситуации со вскрытием кузова автомобиля, нарушением целостности пломб в целом легко предупреждаются и предотвращаются. Обязанность перевозчика совершать остановки только в специально оборудованных для этого местах (в том числе находящихся под охраной и оснащенных видеонаблюдением), останавливаться в ночное время исключительно на охраняемых автомобильных стоянках в значительной степени нивелирует подобные риски.

Кроме того, крупные транспортные компании оснащают автомобили навигационными системами, позволяющими отслеживать местонахождение транспортного средства, контролировать процесс его перемещения, предотвращать отклонения от маршрута и несанкционированные остановки. Поэтому проблема пропажи автомобилей с грузами для них характерна в гораздо в меньшей степени, чем для иных участников рынка. Но, при этом, крупные компании сталкиваются с проблемой получения грузов по фальсифицированным документам, и количество случаев, связанных с выдачей грузов неуполномоченным лицам является стабильно высоким.

У участников рынка грузоперевозок с небольшим количеством собственного транспорта или вовсе без такового ситуации с пропажей целых партий груза являются довольно распространённым явлением. Одной из основных причин роста количества сообщений о подобных инцидентах является большое количество звеньев в цепи поставки. Как правило, грузоотправитель заключает договор с транспортной компанией, не устанавливая запрета на привлечение третьих лиц-исполнителей. Цепочка заказчик-экспедитор-перевозчик не всегда окончательная, часто она может содержать еще два-три звена, проконтролировать благонадежность фактического перевозчика тяжело уже второму звену, а о заказчике и речи уже не идет. 

Чем сложнее взаимоотношения по перевозке и чем больше количество элементов в цепи, тем больше времени уйдет на обнаружение груза в случае его пропажи. 

В данном случае, вероятнее всего, первым забьет тревогу грузополучатель, который в назначенное время свой груз не получит. Далее с определенным временным промежутком начнется взаимодействие между остальными участниками перевозки.

Перевозчики часто сталкиваются с довольно безобидной, в сравнении с предыдущей, ситуацией, когда злоумышленник контактирует с перевозчиком, представляясь заказчиком, а с заказчиком, соответственно, представляясь перевозчиком. Получая денежные средства за перевозку в порядке предоплаты от заказчика, он скрывается после выгрузки, оставив фактического перевозчика без оплаты.

Определить уровень риска можно по нескольким факторам. 

  • Во-первых, повышают риск устанавливаемые сторонами условия оплаты – наличными денежными средствами после разгрузки. 
  • Во-вторых, увеличивает риск пропажи груза обмен документами посредством электронной почты, когда, например, адрес визуально совпадает с доменом заказчика, но имеет незначительные изменения, на которые сотрудники могут не обратить внимания. 
  • В-третьих, необходимо быть более внимательным в случаях, когда переговоры ведутся только одним лицом, а попытки выяснить контакты вышестоящего руководства не приносят результатов.

Известные на текущий момент схемы мошенничества могут встречаться в различных вариациях и постоянно видоизменяются. С распространением электронного обмена документами и появлением возможности заключить договор или заявку на перевозку груза без физического присутствия и фактического подписания документов количество преступлений в сфере транспортных грузоперевозок не снижается.

Наличие собственной службы безопасности, проверяющей личности водителей и благонадежность компаний, не всегда гарантирует сохранную перевозку. 

Зачастую не последнюю роль играет и человеческий фактор (водитель покинул место погрузки/выгрузки, не уведомив логиста или диспетчера), некорректное оформление документов (документы на груз утрачены или подписаны неуполномоченным лицом) или вовсе их отсутствие (выполнение заявки в экстренном режиме «форс мажор», или «сначала перевезем, затем подпишем недостающие документы»).

Предусмотреть все и защититься от всех видов мошенничества – практически невозможно. Но соблюдая простые меры предосторожности можно, по крайней мере, минимизировать риск неблагоприятных последствий. Например, при невозможности встретиться лично, удостовериться в личности звонившего, уточнить информацию о компании, чьим представителем он является и убедиться в наличии такого сотрудника в штате и намерении осуществить перевозку. Избегать оплаты услуг наличными денежными средствами и, по возможности, не прибегать к длинным цепочкам посредников-исполнителей. Не доверять «компаниям однодневкам», запрашивать копии документов (в том числе учредительных, копии паспортов водителей, ПТС).

Не стоит забывать, что помимо обычных мер предосторожности существуют и иные инструменты минимизации рисков, например, страхование грузов и/или ответственности перевозчика.

Компания «Независимое агентство сюрвея и аджастинга» обеспечивает комплексное сопровождение проблемных ситуаций, возникающих в логистике. В зависимости от момента и целей привлечения в качестве независимого эксперта, компания оказывает услуги по инспекционному осмотру груза (сюрвей), урегулированию убытков (лосс аджастинг), судебному представительству по защите нарушенных прав заказчика.

Урегулирование любых, даже самых сложных ситуаций возможно при профессиональном подходе, умении реагировать быстро и своевременно, надлежащем документальном оформлении причиненного убытка и соблюдении правильной последовательности действий.

© ООО "НАСА" - Независимое агентство сюрвея и аджастинга