В начале декабря Оренбургская область была в буквальном смысле потрясена обрушением моста на улице Терешковой. Кто на самом деле виноват в неслыханном событии и ответит ли истинное лицо за непредвиденные траты?
Мосты советского периода
Большинство мостов появилось в региональном центре в прошлом веке. Основное строительство велось в 60-70-е годы.
Тогда, как водится, делали на века. Материал был качественный. Потому что боялись взять лишнего. Отвечать бы пришлось по полной программе.
Были ГОСТы, комиссии. Люди боялись «накосячить», ведь любая стройка – это прежде всего безопасность. А тут – переправа. Ошибка, даже ничтожная, может обернуться колоссальной трагедией.
Однако даже самый прочный материал со временем начинает разрушаться. Особенно если ему не уделяется должного внимания.
В 2015 году путепроводы Оренбурга Центр антистихии МЧС признал опасными. Они могут рухнуть в любой момент. И если это будет днем, то мало не покажется.
Сегодня в Степной Пальмире 14 мостов. Несколько относительно новых, остальные советские. И вот эти последние давно и безнадежно ждут серьезной реконструкции.
В начале нулевых серьезный резонанс в обществе вызвало состояние автомобильного моста через Урал. По швам трещали не только перекрытия, но и опоры – по основанию медленно ползли трещины. Власти отрапортовали, что меры приняты. И все улеглось.
Долго и нудно шел ремонт моста через железнодорожные пути на Цвиллинга. Работы затянулись и создавали серьезные проблемы для транспорта. Однако горожане говорили: «Пусть! Лишь бы сделали!»
Пару раз меняли ограждение на мосту на Терешковой, что возвышается над улицей Шевченко. Периодически конструкции красят.
Когда делали ремонт Терешковой, асфальт на переправе тоже обновили.
Никак не доведут до ума мост на Братьев Коростелевых. Путепровод закрыт для транспорта, однако легче от этого не становится – и вид портит, и люди по нему все-таки ходят. А вдруг, да упадет?
После обрушения виадука бдительные граждане начали обращать внимание на состояние путепроводов. И делятся найденными изъянами в социальных сетях.
Первой «фотоласточкой» стал мост на Объездной при въезде в город. Очевидцы запечатлели довольно большие дыры в перекрытии.
Однако вернемся к нашумевшей катастрофе.
Итак, второго декабря около восьми часов вечера в областном центре, на выезде из города, в районе улицы Терешковой, упал построенный в 1984 году мост.
Видео жуткой аварии сначала появилось в социальных сетях. В региональном УМЧС факт обрушения подтвердили. Упал солидный участок виадука – 150-200 метров. Очевидцы сообщали, что только успели проскочить, буквально за пять минут, и переправа рухнула.
К счастью, жертв нет. Но, увы, пострадавшие есть – два человека получили травмы средней степени тяжести. Сравнительно легко отделался водитель легкового автомобиля «Лада-Приора».
– Я ехал из колхоза Ленина домой, – рассказал мужчина представителям одного из местных телеканалов. – Заезжаю под мост, а сверху падает кабель. Прямо перед машиной. Меня развернуло, занесло, и машина влетела прямо в отбойник. Вызвал ГАИ. Пока ждал, сидел в салоне. И вдруг услышал грохот, шум. Смотрю, прямо рядом со мной падает грузовик. Мой автомобиль резко ударило. Не помню, как открыл дверь и как выполз наружу. Вижу, «мерседес» лежит, а водитель весь в крови. Моя машина завалена. Хорошо то, что не под мостом стоял, а рядом, и его просто завалило. Если бы стоял под мостом, то это могло бы закончиться трагедией. Меня всего трясло, ничего не соображал, никакой реакции не было, только шок...
На следующий день в соцсетях появилось видео момента обрушения, снятое на видеорегистратор еще одного, родившегося в рубашке, автомобилиста. Полотно упало аккурат перед капотом, засыпав машину пылью.
Кто виноват и что делать?
Перед аварией виадук капитально ремонтировали и что-то пошло не так. Грузовик со щебнем, вероятно, стал катализатором разрушительного процесса. Руководство города и области, побывавшее на месте ЧП, продолжает разбираться в случившемся.
– Сделано все, что необходимо, оперативные службы отработали как положено, – сказал журналистами прибывший на место ЧП губернатор области Денис Паслер. – Сформированы объездные маршруты для движения транспорта, выясняются причины происшествия. Самое главное, что сейчас нет угрозы для жизни людей. Следствие занимается выяснением обстоятельств и причин ЧП. Для нас первоочередная задача – ликвидировать последствия, расчистить дорогу от завалов. На перспективу – решение по финансированию из бюджета области принято, подготовку к проектированию начнем на этой неделе. Построим новый мост, и все транспортные проблемы в этом месте будут решены. Необходимые поручения даны соответствующим ведомствам.
Сначала причиной обрушения назвали превышение нормы груза в фуре на 20 тонн.
Конструкция упала в тот момент, когда по ней проехал груженный щебнем автомобиль. Замыкающий колонну грузовик стал последней, самой тяжелой каплей для виадука, и тот ликвидировался прямо под колесами самой перегруженной машины. Вместо положенных 30 тонн «мерседес» вез 50. За что, собственно, и сам поплатился, упав вместе с мостом.
Это вызывало массу вопросов: раз мост был на реконструкции, почему он не был закрыт для движения? Как на нем оказалась фура, раз виадук был солидно испорчен временем? Кто не принял соответствующие меры безопасности?
Хорошо, что нет жертв, люди не погибли из-за чьих-то необдуманных действий. Специалисты считают, что мост может рушиться и дальше.
Событие вызвало резонанс на страничках других территорий края. Бузулучане искренне сочувствовали областному центру и с определенной долей иронии переживали за свои переправы, которым тоже требуется ремонт.
Мост сегодня
На следующий день после ЧП водители областного центра обратили внимание на новые знаки, ограничивающие вес проезжающего по путепроводам города транспорта.
Гром не грянет – мужик не перекрестится – эта пословица про оренбургских хозяйственников. До грандиозной катастрофы с виадуком на Терешковой никто не думал ставить у мостов ограничители. Вероятно, и в голову не могло прийти, что время точит опоры мостов, и тяжелую технику лучше на переправы не пускать.
Однако после ЧП по городу, как грибы после дождя, начали появляться знаки. Ведомства решили подстраховаться. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Что же до рухнувшего путепровода, то было принято решение по его ликвидации. На разборе завала и демонтаже работали три гидромолота, два автомобильных крана и самосвальная техника. 24 человека работают в дневную смену, 18 – в ночную.
По факту ЧП возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 216 УК РФ («Нарушение правил безопасности при ведении строительных и иных работ»). В пяти организациях прошли обыски.
Общественность тоже отреагировала на аварию.
– То, что произошло с мостом, – результат деятельности правительства Юрия Берга, – сказал в интервью одному из телеканалов депутат Законодательного Собрания Владимир Фролов. – Никогда мосты не были в поле зрения и центре внимания руководства области.
Если мы сейчас выйдем на мост на той же Терешковой, на Шевченко, увидим, что там в щели можно ногу засунуть. По факту уголовного дела, которое сейчас завели, мы узнаем, как на конкурс попал замешанный в скандале подрядчик. А вину свалить сейчас проще всего на водителя фуры. Хотя тут вопрос в другом – почему раз шел ремонт, мост был открыт? Первая причина обрушения чего-либо – коррупция.
В региональном Следственном комитете пока называют двух фигурантов – заказчика проведения ремонтных работ и подрядчика-исполнителя, который, как сообщают некоторые СМИ, косвенно замешан в скандале с ремонтом на Илекской трассе.
Если удастся доказать, что причиной обрушения стала перегруженная фура, то компания, которой она принадлежит, станет третьим участником дела. Однако в процессе проверок к грузовику претензий все меньше и меньше.
А правительство области уже запланировало потратить 15 миллионов на ремонт городских путепроводов.
Под особым контролем мосты на Терешковой и Юркина.