← Логистика, грузы

"Невыносимые условия работы": что привело к блокировке Холмского порта на Сахалине

Юрий Гуршал, ИА SakhalinMediа

Почему произошел транспортный коллапс в главном порту Сахалинской области?

Крупнейший и стратегически важный для Сахалинской области морской торговый порт Холмск в первые же дни 2020 года столкнулся с проблемами. Сначала дирекция порта вдвое подняла тариф на проезд по его территории, с которым не согласились автоперевозчики. Затем представители порта перекрыли въезд и выезд в морскую гавань бетонными блоками. Это привело к сбою в работе паромной переправы Ванино — Холмск и транспортных компаний, которые доставляют в островной регион пассажиров, технику, а также продукты питания, медикаменты и другие товары. В ситуацию сразу вмешались региональные власти. Сегодня в порту беспрепятственно передвигается автотранспорт, запущен автобус для перевозки пассажиров и работает специальный пост контроля. 

Взвинченные тарифы и перекрытие проезда

По информации нескольких работающих в Холмском порту компаний, 2 января въезд в порт и выезд из него были перекрыты бетонными блоками. В связи с этим в тот день была приостановлена разгрузка и погрузка прибывшего из порта Ванино грузопассажирского парома.

Отметим, что с 1 января ПАО "Холмский морской торговый порт" (ХМТП) увеличило тарифы на проезд по территории порта для большегрузов за проезд в одну сторону с 3 до 6 тысяч рублей. Для крупногабаритных фур был введен тариф в размере 12 тысяч рублей.

Нововведения не устроили перевозчиков. По этой причине руководство порта приняло решение заблокировать проезд. Однако, чтобы не срывать отправку парома, автоперевозчики все-таки оплатили проезд на территорию морской гавани, причем в двойном размере.

Власти Сахалинской области и лично губернатор региона Валерий Лимаренко незамедлительно вмешались в ситуацию, отметив, что никаких ограничений, касающихся ограничения движения транспорта, в порту быть не должно.

В новогодние праздники в региональном правительстве прошло совещание по проблемным вопросам организации перевозок через главные морские ворота острова с участием представителей областного правительства, администрации Холмского морского порта, компаний-перевозчиков, прокуратуры, УМВД Сахалина на транспорте и УФАС по Сахалинской области.

— После обсуждения проблемных вопросов принято решение, что все автомобили, прибывающие в Холмский порт, будут свободно перемещаться по его территории. Сотрудники предприятий, которые работают в морской гавани, смогут проходить на свои рабочие места не по разовым пропускам, а на постоянной основе. Для этого сформируют правила нахождения на территории порта, — сказал председатель правительства Сахалинской области Алексей Белик. — Позиция областных властей и губернатора Валерия Лимаренко остается неизменной — не должно быть многократного и необоснованного повышения цен, это недопустимо.

По итогам совещания руководству ПАО ХМТП указали на необходимость более детальной проработки тарифов — хозяйствующий субъект должен четко определить — за какие услуги и в каком размере взимается плата. Корректировку тарифов, если она будет происходить, следует проводить с учетом мнения управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области. Информация о тарифах и формы заявок должны находиться в открытом доступе, для этого руководство порта должно разместить их на медиаресурсе.

Как рассказал заместитель генерального директора ОАО "Сахалинское морское пароходство" ("СахМП") Сергей Бриль, 3 января паром "Сахалин-9" подошел к причалу, но получатели не смогли принять свой груз. Руководство порта существенно увеличило тарифы, и перевозчики отказались платить такие суммы.

— Спасибо областному правительству, что, несмотря на праздничные дни, оперативно отреагировали на ситуацию. Сегодня утром прибывший паром без проблем прошел обработку. Тарифы остались такими же, как и в прошлом году. Мы надеемся, что эти договоренности и впредь будут соблюдаться, чтобы мы могли своевременно завозить жизненно важные грузы на Сахалин, — сказал Сергей Бриль.

Следует отметить, что тариф на передвижение большегрузных машин по территории порта, как и в 2019 году, составляет 3 077 рублей.

Представитель "СахМП" Сергей Бриль также сообщил, что на территорию порта не пропускали пассажирские автобусы. Из-за этого люди были вынуждены идти пешком с чемоданами до парома. Сотрудников обслуживающих паромный комплекс компаний пускали в порт только по одноразовым пропускам. В результате этого возле бюро пропусков постоянно выстраивались очереди.

Кроме того, Сергей Бриль отметил, что в начале 2019 года новые владельцы порта оставили без электричества паромный комплекс "СахМП". Тогда пароходству пришлось в сжатые сроки решать вопрос с прокладкой собственного энергокабеля.

С аналогичной ситуацией столкнулась компания ООО "Трансбукер", поставляющая в Сахалинскую область дизельное топливо с материка. По словам руководителя организации Юрия Багданова, ПАО ХМТП обесточило компанию в конце декабря 2019 года и теперь предприятие осуществляет загрузку бензовозов с нефтебазы в порту с помощью собственного дизельного генератора. Техника периодически выходит из строя, что увеличивает время загрузки бензовозов.

— Сейчас компания также вынуждена решать вопрос о прокладке из города собственного энергокабеля. Но на это потребуется время. Руководство порта подняло стоимость проезда бензовозов по территории порта. Теперь она составляет до 3 077 рублей за одну машину в одну сторону, вместо прежних 1 150 рублей, — рассказал Юрий Багданов.

Глава ООО "Трансбукер" добавил, что новые собственники порта создают "невыносимые условия работы". — Их не устраивает, что мы имеем свой бизнес на их территории и всячески пытаются нас таким образом выжить. Это своего рода такое завуалированное рейдерство, — приводит слова Юрия Багданова "Интерфакс".

Вмешательство госорганов

В связи с публикациями в СМИ об ограничениях проезда автотранспорта по территории порта и повышении тарифов в порту Сахалинский УФАС начал проверку морской гавани. Сотрудники ведомства установили, что потребители услуг в порту не могут точно установить место и адрес по которому необходимо получить информацию об услугах и способе их получения. Кроме того, Сахалинскому УФАС России не удалось установить сайт, на котором размещена информация об услугах и их стоимости в порту Холмска. При этом ПАО "Холмский морской торговый порт" — субъект естественной монополии.

"При осуществлении деятельности, связанной с оказанием услуг в порту, субъект естественной монополии должен соблюдать требования Федерального закона "О естественных монополиях" (от 17.08.1995 №147-ФЗ) в том числе и о раскрытии информации о своей деятельности", — отметили в пресс-службе УФАС по Сахалинской области.

В пятницу, 10 января, служба возбудила в отношении ХМТП дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП (нарушение правил недискриминационного доступа, порядка подключения к сетям).

"Пост выходного дня"

По поручению губернатора региона Валерия Лимаренко областной минтранс 11 января установил в Холмском порту специальный пост контроля. Благодаря этому пассажиры паромной переправы, сотрудники портовых предприятий и перевозчики смогли обратиться по всем проблемным вопросам напрямую к дежурившим там специалистам министерства транспорта и дорожного хозяйства.

— Областной минтранс, правительство региона и губернатор считают неприемлемой ситуацию, когда на территории стратегически важного объекта возникает несправедливая ситуация по отношению к жителям Сахалинской области. Мы не допустим нарушения прав сахалинцев и курильчан и намерены четко отстаивать интересы людей. При этом, если понадобится, будем принимать самые жесткие меры. Но пока для контроля и помощи пассажирам устанавливаем пост в Холмском порту, — рассказал глава сахалинского минтранса Валерий Спиченко.

В первый же день работы "поста выходного дня" работники портовых организаций, пассажиры парома и автомобили, получившие пропуска, смогли беспрепятственно попасть в порт, всего — более 10 большегрузов и 50 человек.

— Транспорт беспрепятственно передвигается по территории порта, чтобы забирать грузы с судов или напротив подвозить их к причалу. Бывают единичные проблемы, когда у водителей большегрузов нет пропусков. В этом случае оперативно помогаем им оформить документы, чтобы проехать в морскую гавань. Мы продолжаем держать ситуацию на постоянном контроле, чтобы своевременно отвечать на все поступающие от людей запросы, — отметил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Максим Жоголев.

По информации регионального правительства, постепенно в порту решается и проблема очередей на проходной. Сегодня сотрудникам морской гавани и подрядным организациям выдали 76 постоянных пропусков, еще 100 таких документов подготовят и вручат на этой неделе. Помимо этого, создана наиболее эффективная схема оформления временных пропусков, которая сэкономит время прибывающих.

Кроме того, с 11 января по просьбе пассажиров в Холмском порту запустили специальный автобус, который доставляет людей прямо к причалу. Теперь людям не приходится добираться пешком до парома по снежным тропам с тяжелыми чемоданами.