Куратором транспорта в правительстве назначен автор инициативы об изъятии сверхприбыли у крупнейших российских компаний, экономист Андрей Белоусов.
Теперь в зону его ответственности входит деятельность Минтранса, Росавтодора и Росавиации. Белоусов будет курировать реализацию национальных проектов, в том числе комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Источники РБК сообщают, что в этом ему будет помогать выходец из московской мэрии Марат Хуснуллин, также получивший должность вице-премьера.
Ранее вопросы транспорта в правительстве курировал Максим Акимов. Среди наиболее заметных его инициатив, относящихся к сфере автомобильных грузоперевозок – предложения о введении градуальной системы штрафов за перегруз (символические штрафы за незначительные нарушения и суровые санкции за умышленный перевес) и создании системы оповещения водителей о перевесе, зафиксированном АСВГК. Бывший вице-премьер также предлагал увеличить максимальную скорость на федеральных трассах до 110 км/ч и поощрять водителей бонусными баллами за аккуратное вождение.
Список Белоусова
Андрей Белоусов – доктор экономических наук. На госслужбу он поступил в 2006 году, став заместителем Германа Грефа, занимавшего тогда пост главы Министерства экономического развития. В 2013 году Белоусов стал помощником президента по экономическим вопросам; эту должность он сохраняет за собой и сегодня.
Самой резонансной инициативой Андрея Белоусова стало предложение об изъятии сверхдоходов, возникших из-за падения курса рубля у 14 крупных российских компаний.
Новость об этом сказалась на капитализации предприятий, попавших в «список Белоусова»: за один день они потеряли около ₽400 млрд, в то время как изъять у них планировалось ₽500 млрд. Минэк, Минпромторг и Минприроды не поддержали идею чиновника, и реализована она не была.
Сам Белоусов впоследствии объяснял, что его предложение было неправильно понято – речь в нём якобы шла о компаниях, которые должны использовать наилучшие доступные технологии (НДТ), а расчёты демонстрировали наличие у предприятий свободных денежных средств на их внедрение. Однако СМИ, ознакомившиеся с текстом письма Белоусова президенту, отмечали, что НДТ в нём не упоминались.
«Крепкий государственник»
Источники Forbes в бизнес-среде оценили назначение Белоусова неоднозначно. Один из них назвал экономиста последователем советской школы и отметил, что для него «...бизнес всегда выступал в роли дойной коровы». При этом собеседник издания подчеркнул, что Белоусов не боится идти на риск, и его деятельность может положительно сказаться на инвестиционном климате.
Другой источник называет нового вице-премьера «жестковатым», но признаёт: у Белоусова сильные прогосударственные позиции, он понимает важность стимулирования бизнеса.
Еще один собеседник Forbes рассказал, что приоритетным направлением для развития экономики Белоусов считает её цифровизацию. В 2017 году РБК писал, что именно Белоусов «заразил» президента Путина интересом к блокчейну и цифровым технологиям. Годом позже экономист был избран председателем наблюдательного совета АНО «Цифровая экономика».
Портал The Bell называет Андрея Белоусова крепким государственником, считающим, что Россия находится в кольце врагов и отмечает, что он был одним из немногих экономистов, в 2014 году поддержавших присоединение Крыма.
БКАД и не только
Среди вопросов, которые, по всей видимости, не обойдет вниманием Андрей Белоусов – реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД).
— БКАД это самый масштабный проект, связанный с развитием дорожной структуры, – рассказывает координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. – Но есть и другие проблемы, требующие внимания правительства. Это электронные транспортные накладные, беспилотный транспорт, АСВГК, «Платон» и грядущее повышение тарифа системы, кадровые вопросы (подготовка водителей).
— Чего не коснись, везде ситуация либо тупиковая, либо предкризисная.
Валерий Войтко надеется, что в целях эффективности развития автомобильного транспорта правительство будет прислушиваться ко мнению профессионального сообщества. В России, отмечает эксперт, есть множество отраслевых объединений, которые демонстрируют объективный подход к решению актуальных проблем, и представителям сообщества хотелось бы, чтобы их голос был услышан.
Первые шаги
Вскоре после своего назначения куратором транспорта Андрей Белоусов посетил Минтранс и провел рабочую встречу с руководством ведомства. Пресс-служба министерства сообщает, что в ходе совещания Белоусов высоко оценил эффективность работы министерства и очертил задачи – как на ближайшее время, так и на долгосрочную перспективу.
— Он подчеркнул, что перед министерством стоят амбициозные задачи, касающиеся прежде всего повышения эффективности работы транспортного комплекса и достижения показателей национальных проектов. Кроме того, особого внимания требуют вопросы цифровизации и безопасности отрасли, – говорится в сообщении, опубликованном на сайте ведомства.