Окончание 2019 года и начало 2020 года стали для концерна «КамАЗ» насыщенными на события, среди которых – модернизация производства, новый деловой партнер и выпуск новой нестандартной модели грузовика.
Курс на повышение уровня
Свой 50-летний юбилей автоконцерн отметил продажей 15% акций немецкой компании Daimler Truck, а также сокращением численности персонала. По сравнению с 2018 годом количество работников снизилось на 3,5%, при этом фонд заработной платы вырос на 4,2%, а социальные выплаты – на 14,2%.
Представители завода сообщают, что как таковых сокращений не происходит, просто периодически прекращается прием новых сотрудников. Численность персонала малыми темпами снижается с 2012 года, что обосновывается регулярно проводимой модернизацией и автоматизацией ряда производственных процессов. Начиная с 2017 года, положительные изменения коснулись основного сборочного конвейера, цеха комплектации, окрасочного комплекса, системы подвесного толкающего конвейера для кабин. Кроме того, рабочие получили новый современный инструмент, более доступную справочную информацию по технологическим процессам и измененную систему экстренного вызова мастеров и бригадиров. Внедренная на производстве информационная система, фиксирующая рабочие операции, обеспечивает контроль за процессами производства и сборки автомобиля, что сводит к минимуму влияние человеческого фактора.
Немалую роль в более экономном производстве и продуманной логистике по сравнению с прочими автопроизводителями играет сотрудничество с Daimler, владеющим акциями российского предприятия с 2008 года. Открывшийся 27 мая 2019 года новый завод в Набережный Челнах, выпускающий каркасы кабин для грузовиков, стал обладателем самого высокого уровня автоматизации производства в России.
Электрический беспилотник
Концерн показал первые фотографии своей новой модели, получившей название «Челнок». Это беспилотный грузовик с электрическим двигателем, лишенный кабины водителя и способный двигаться в любом направлении передней или задней частью кузова. Его оснастили двухосным шасси и 8-метровой симметричной платформой с двумя поворотными осями, позволяющими маневрировать на ограниченном пространстве.
Десятитонник формы простого параллелепипеда имеет на днище батареи для питания двигателя и дублированную светотехнику, переключающуюся в зависимости от направления движения. Наличие синхронного электродвигателя на постоянных магнитах с векторным управлением обеспечивает устойчивую частоту вращения независимо от степени нагрузки.
Боковины «Челнока» выполнены из облицовочных панелей, соподчиненных с передним и задним бамперами и имеющих вентиляционные решетки для циркуляции воздуха и охлаждения электродвигателя. В единую стилевую композицию создатели грузовика вписали передние и задние элементы машинного зрения, контролирующие работу грузовика в автономном режиме. Предельная скорость ограничена электроникой и не превышает 40 км/ч.
Главный конструктор научно-технического центра завода Сергей Назаренко, отвечающий за направление инновационных автомобилей, видит большое будущее за подобными беспилотниками.
Отсутствие кабины позволяет снизить затраты на производство, а саму модель – сделать более симметричной и выигрышной по сравнению с обычными грузовиками.
Еще одним бесспорным достоинством «Челнока» является надстройка, с помощью которой возможна 5-сторонняя погрузка и разгрузка, позволяющая грузовику работать с любой логистической инфраструктурой. Предполагается, что грузовик, чьи тестовые испытания ведутся с декабря 2019 года, предназначен для курсирования между цехами и производственными площадками больших заводских территорий. Пока ведутся отладочные работы «Челнока», им уже заинтересовались крупные грузоперевозчики.
Творческий альянс
При отсутствии информации от татарстанского производителя грузовых автомобилей пресс-служба российского автоконцерна Sollers подтвердила возможность создания альянса по определенным направлениям деятельности. Сроки и конкретные подробности потенциального сотрудничества озвучены не были, а окончательно решение будет принято до конца 2020 года.
Интерес со стороны автоконцерна «КамАЗ» заключается в возможности расширить собственный модельный ряд и занять новые рыночные ниши за счет разработки легких коммерческих автомобилей и среднетоннажных грузовиков. Sollers со своей стороны также сможет освоить новые технологии и реализовать инвестиционные проекты. В первую очередь, оба производителя займутся производством автомобильных компонентов, а также развитием маркетинга и продаж.
В результате появившейся в СМИ информации о потенциальном альянсе двух крупнейших производителей их акции сразу взлетели в цене: на 13,59% у КамАЗ и на 5,48% у Sollers, составив 76,9 рублей и 298,5 рулей соответственно.
На сегодняшний день «КамАЗ» лидирует в России по выпуску грузового транспорта, а также входит в ТОП 20 ведущих мировых производителей.
Его основными акционерами являются «Ростех», владеющий 47,1% акций, ООО «Автоинвест» с его 23,54%, а с недавних пор 15% акций получил немецкий Daimler.
В 2019 году концерном было реализовано более 30,5 тысяч автомобилей и еще 5 тысяч было направлено на экспорт. На 2020 год запланировано повышение объема продаж до 35,7 тысяч автомобилей, а экспорт – до 6,7 тысяч. Среди научно-технических задач озвучен запуск семейства тяжелых автомобилей серии К5 и газового силового агрегата КамАЗ Р6, разработка электробуса с высокими эксплуатационными показателями и обновлением модельного ряда серии К4, работающего на газу, а также выпуск модели КамАЗ-54901 с газовым, газодизельным и соответствующим Евро-6 мотором. Согласно бизнес-плану компании, в 2020 году доля КамАЗа на рынке должна составить 46%, а размер инвестиций запланирован в размере 14,4 млрд. рублей при ожидаемой чистой прибыли в 288 млрд. рублей.