← Безопасность и страхование

«Гаишные игры» в эвакуацию: омские перевозчики пожаловались на произвол в ФСБ и Генпрокуратуру

А. Катаев

Омские дальнобойщики пожалуются на произвол ГИБДД в ФСБ и Генпрокуратуру. Собрано уже около тысячи подписей.

В выходные на одной из парковок у снесённой «Арены-Омск» прошло весьма оригинальное событие: без всякого пикета, митинга — но протестное. Это был сбор подписей под обращениями сразу в шесть инстанций, в том числе в ФСБ, Генпрокуратуру, УСБ МВД. Омские (и не только омские) грузоперевозчики рассказывают: с марта-апреля 2019 года ГИБДД стала останавливать их на въездах в город, в самом городе, объясняя, что это техосмотр именно грузовиков. Хотя, собственно, и в целом по районам области тоже… Якобы это — целевое и систематическое мероприятие. Но обычно подобные операции и у ГИБДД, и у полиции вообще длятся по месяцу, двум, трём — это же продолжается без перерыва уже год. 

По словам главного активиста-водителя Александра Росина, 

любой инспектор сразу, увидев грузовик, почти бежит, чтобы остановить, всё равно при этом, в каком ряду едет машина. 

«Проверка документов идёт, как положено, потом — требуют показать транспортное средство, его техническое состояние. В кабине смотрят рулевой люфт, состояние гидроусилителя, тормозную систему — всё без специальных приборов. Полагаясь только на свои руку и глаз. И говорят: «У вас неисправность, сейчас вызываем эвакуатор». Эвакуатор всегда с ними рядом, либо где-то в километре от них. Это большой четырёхосный КАМАЗ, на котором вполне можно эвакуировать и грузовики. Он буксирует его — на сцепке. И ещё грузовик «Валдай». Тем самым нарушаются ПДД, требования безопасности — у него нет разрешения на перевоз негабарита. И эта услуга стоит от 7 тысяч и выше. И машина будет стоять на штрафстоянке, пока не исправишь «неполадку». Там идут часы — и оплата только наличными. Квитанции там есть, но это просто такой ордер… А инспектор выписывает отстранение от транспортного средства — штраф в 500 рублей и остальное уже на месте. Там уже неизвестно, куда идут деньги. Поэтому у водителей терпение лопнуло. Боимся заехать в город и выехать», — сообщил он. 

Росин добавил: 

в этом плане Омская область уникальна, ни в одном другом регионе, как минимум Сибири, подобного нет. И недобрая слава уже гремит: дальнобойщики транзитом из Новосибирска в Тюмень, например, просто боятся сюда заезжать, молясь в духе «хоть бы пронесло». 

Конкретных заинтересованных в руководстве омского управления ГИБДД активист не назвал — есть. мол, компетентные органы и пусть они разбираются. Но то, что водители решили обратиться сразу наверх — о многом говорит. Они хотят справедливости, необязательно, чтобы это был процесс каких-то «оборотней в погонах» — а просто прекратить произвол. Происходящее — тот самый случай, когда кошмарят бизнес. Хотя вроде как президент Путин потребовал у всех силовиков этого не делать. 

«Остановить могут и пять раз в день, и всё время идёт одна и та же статья. Только техосмотр. Идёт это без понятых — хотя они в данном случае должны быть. Это нарушение. 

У нас коллективная жалоба, всё уходит в Москву — Следком, Генпрокуратуру, ФСБ, УСБ МВД. Пусть посмотрят, что здесь происходит. Подготовил я это за три дня. У нас своя группа в соцсетях. И никто не против. Все, кто сегодня собрался — это те, кого останавливали. Самый большой ущерб, который у кого когда-либо был — 25 тысяч рублей. И это везде по области. Кто едет по Западному обходу Омска — там междугородные перевозчики уже боятся, всегда хотят пройти побыстрее спокойно Омск, скорее-скорее. Нет такого в других регионах. Только у нас», — возмутился активист. 

Но официальное объяснение ГИБДД в разговорах с водителями — причина в большом количестве аварий с грузовиками. Перевозчики с этим не согласны — если и случаются такие ДТП, то из-за погодных условий, других причин, но явно не из-за неисправностей. На митинг протеста водители не собираются — но рассчитывают на решение проблемы по закону, хотя бы через обращение к названным структурам. Хотят двигаться пошагово. «В суде эти наказания кое-кто пытался оспорить — но не слышал, чтобы кто-то выигрывал. Плюс это юридические издержки, посчитав которые, можно понять, что экономического смысла судиться нет — расходы будут больше, чем с тебя взяли денег за эвакуацию и штрафстоянку. Кто пойдёт в суд? ГИБДД это знает. А мы молчали и терпели. Но есть предел», — отметил перевозчик. 

Штрафстоянка находится на улице Волгоградской, 5. Там и легковые машины, и грузовики. Всего в этот день под обращением подписались около тысячи человек. 

«Меня лично не останавливали, но у меня рядом сервис. Просто душа разрывается, видя этот эвакуатор на Русско-Полянском — тормозят то «ГАЗели», то грузовики. И много друзей уже так попадались. Цепляют и тащат. Утром и вечером еду — и вижу, как увозят. Куда? Ну наверное, на штрафстоянку. И ведь могу и я попасться так же. Но пока, слава богу, этого не было. Стараюсь уже ночью, вечером выезжать. Есть такая поговорка — «Волка не боишься, но лучше его не видеть». Я о проблеме узнал тоже весной 2019 года», — рассказал предприниматель Владимир, посетивший место сбора подписей. 

Бенефициары

РЭК ранее установила тариф, по которому нужно эвакуировать машины: 2300 рублей. Но это ограничение обходится просто — в квитанции пишут ещё «сложность погрузочных работ — 12 300». И вуаля — 14 600 в кармане! По закону можно вызвать эвакуатор и самому. Но навязывают другой. «Есть поломки, которые можно устранить без эвакуатора. А тут — буквально в 100 метрах стоит эвакуатор и уже ждёт. Тебя оттаскивают на стоянку — там нет ничего. Ты там в принципе не можешь устранить никаких неисправностей. Привезти туда самому мастеров? А кто туда поедет в мороз что-то делать? Расчёт на то, чтобы ты отдал побольше денег», — добавил один из возмущённых водителей. 

Квитанции на эвакуацию выписывает ИП Бородин. С ним же, похоже, связано и ООО «АВТО-СТИМУЛ», на которое жалуются в обращении водители — они установили, что эвакуатор навязывается инспекторами именно этой компании. Сговор с ГИБДД? Однако, как заявил БК55 сам владелец «АВТО-СТИМУЛа» Андрей Ефимов, он к этой схеме никакого отношения не имеет. Как и к ИП Бородин. 

«Я сам как ИП занимаюсь эвакуацией легковых машин в Омске на эту стоянку на Волгоградской. Грузовых — никоим образом! Вообще я знаю про эту ситуацию, насколько понимаю — там действительно очень нехорошая схема, похоже, что мошенническая», — отметил он. 

«Инструкция по выживанию» 

Ямальский перевозчик, активный и юридически очень «подкованный» член Объединения перевозчиков России (и сам, кстати, экс-сотрудник уголовного розыска!) Юрий Скоробогатов, приехавший на место события, по просьбе БК55 дал некоторые рекомендации водителям. Он пояснил, как вести себя в общении с инспектором, который остановил грузовик и начинает «игры» в эвакуацию. И ещё показал собственное видео случая, когда его останавливали и явно пытались придраться на ровном месте. Там в итоге разговор с оперированием статьями законов зашёл так, что полицейскому осталось только распрощаться и отпустить водителя несолоно хлебавши. 

«В федеральном законе о полиции и там же в 664-м регламенте написано чётко: сотрудник полиции должен при обращении к гражданину представиться, по его требованию показать своё служебное удостоверение, назвать причину и цель остановки. Если они ссылаются, что это проверка документов — это она и должна быть. Не должен нарушаться 88-й пункт. Второе: если проходит мероприятие, он должен и сказать, какое мероприятие проходит. То есть в данном случае — по техническому осмотру машин. Но этот осмотр состояния должен проводиться со специальными средствами, приборами, на специальной сертифицированной площадке. Автомобиль должен быть разгружен или загружен — это всё должно быть прописано, когда ты проходишь ежегодный техосмотр. Просто так полицейский не имеет права входить в кабину, это уже досмотр. Это моё личное пространство, моя машина. Мало того, что тут нужны понятые — нужен уже и протокол. И полицейский не может выявить на глаз неисправности рулевого управления или воздушной системы, тормозной и гидротормозной», — сообщил активист. 

Все параметры указаны в листе техосмотра, добавил он. Там же указано, какие неполадки должен устранить водитель, чтобы пройти осмотр, если с первого раза его не прошёл. И с места техосмотра ведь никто машину не эвакуирует, если там нашли неполадку! Водитель доезжает сам до СТО или своего гаража, там устраняет замечания и в другой день снова показывает грузовик для техосмотра. Всё регламентировано. «Водитель может не пустить инспектора в кабину без понятых — потому что это уже незаконные требования. Эвакуация запрещена, если в автомобиле находится человек. Всё это регламентировано. Единственный выход для водителя — звонить по номеру 02, вызывать группу, пусть приезжают и разбираются. Попытка проникновения в кабину — это незаконно. Водитель должен выполнять только законные требования. Но люди просто боятся вызывать. Даже если инспектор предъявляет незаконные требования… Во-первых, сначала идут угрозы об эвакуации. Потом — угрозы оформления по статье КоАПП о неповиновении законным требованиям сотрудника полиции. А так как он не имеет права заходить в кабину без протокола досмотра и без понятых — вспомните то же дело Голунова, когда подбросили наркотики. Тут он заходит без понятых и легко может что-то выкинуть из кармана — патрон, пакетик с наркотиками, и вы уже пойдёте по более тяжкой статье. Он заходит без понятых! И что он будет делать в кабине — что угодно. Одного патрона достаточно, чтобы «закрыть» человека.

Просто наши люди юридически очень неграмотны, боятся и со времён СССР привыкли доверять сотрудникам тогда ещё милиции. Выполняют их требования беспрекословно, сотрудник говорит «Нужно выйти из машины» — 90% людей выходит.

Сотрудник заходит в кабину, начинает трогать приборы, рычаги управления — откуда мы знаем, что у него на уме?» — добавил Скоробогатов. 

Поэтому, во-первых, по его словам, досмотр проводится в рамках какого-либо действия. Должен быть возбуждён административный материал. По нему досмотр и должен проводиться. Очень много документов, которые инспекторы должны писать — и писать их они не хотят. Досмотр проводится, если есть подозрения. А они в свою очередь должны быть основаны на чем-то. Нельзя так просто взять и провести досмотр, только потому что инспектор этого хочет. Приглашаются понятые, которые сами должны понимать, им должны объяснить их права и обязанности: суд их потом может вызвать, чтобы подтвердить что-то или уточнить. Став понятым, человек уже меняет статус: он по повестке, если пришлют, будет обязан явиться в суд. Понятого остановленный водитель уже имеет право снять на видео, понятой при этом может потом пойти как свидетель, а потом и как соучастник, если действия полицейского суд в итоге признает незаконными.

Кирилл Янчицкий