← Автомобильные грузоперевозки

«Если несложная поломка, чиню «Газель» сама»: как самарская студентка стала дальнобойщицей...

https://bloknot-samara.ru/

Милые косички, очаровательная улыбка и красивые платья. Пару лет назад эта миниатюрная шатенка сменила кресло директора на водительское. В начале пандемии 34-летняя жительница Самары продала компанию, занимающуюся грузоперевозками и стала дальнобойщицей.

Дорога дорогой, но кокетство никто не отменял

47 килограммов веса и 163 сантиметра роста. Казалось бы эту самарскую Дюймовочку должно быть не видно из-за руля «Газели Фермер», но водители и инспекторы ГИБДД сворачивают шеи, не веря глазам своим: неужели такая хрупкая девушка занимается грузоперевозками? За пару лет работы дальнобойщицей Мира Воробьёва привыкла к подобной реакции. Кажется, в ней всегда жил дух авантюризма.

— В 2000-х наша семья переехала из Туркмении в Самару. Здесь я училась в школе № 86, в Зубчаниновке. Поступила в вуз. Но когда мне было 19 лет, а брату – 15, родителей не стало. Тут уж было не до учёбы, выживали. Работала на 2-3 работах сразу. В 2017 году поступила всё-таки в Самарский государственный колледж на специальность автослесаря. Поскольку институт, в котором были мои документы, к тому моменту закрылся, а выяснять, где аттестат за 11 классов, и восстанавливать его я не стала, поступила по документам за 9 класс. Решила учиться не три года, а пять. Вопрос времени для меня тогда не стоял. Сейчас заканчиваю 5 курс, впереди диплом. Учусь очно, но с началом пандемии очень удачно ввели дистанционку. Автослесарем захотела стать осознанно, хоть и не думала тогда, что сама сяду за руль «Газели». Дедушка был дальнобойщиком. Называл меня Гаечкой, брал меня с собой в детстве в гараж, я подавала ему ключи. Так что этот запах гаража, машинного масла очень люблю. Жить хочется, когда его вдыхаешь, — вспоминает Мира.

Воробьёвы первыми в Самаре устроили велосвадьбу.

В 27 лет девушка познакомилась с Александром. Через три месяца пара поженилась. Праздник отмечали на колесах: ребята устроили первую велосвадьбу в Самаре. А ещё через пару месяцев после похода в ЗАГС Воробьёвы открыли свою компанию по грузоперевозкам.

— Пять лет фирма без проблем просуществовала. Но с приходом COVID-19 бизнес стал убыточным. Так что пришлось продать компанию, чтобы хотя бы погасить долги перед налоговой. Знаю, что новые владельцы вывели фирму на приличный уровень и получают прибыль. Ну а мы кардинально изменили свою жизнь. В марте 2020 года Президент обратился к жителям с просьбой не выходить из дома без особой необходимости, чтобы прервать цепочку заражений коронавирусом. А 22 марта 2020 года мы с мужем отправились в свой первый рейс с грузом в Уфу. 500 километров! Тогда это казалось так далеко! — смеется Мира

Станок за 20 миллионов и ёлочные игрушки

Уже потом были Оренбург, Казань, Нижний Новгород и целых 7 тысяч километров до Забайкальского края на границе с Монголией и Китаем. Во все поездки вместе с супругами отправлялись русский чёрный терьер по кличке Ярослав Мудрый и щенок ризеншнауцера Рада. Заказы Воробьёвы находят через портал, где владельцы грузов выкладывают заявки. Поначалу брали те направления, где было бы интересно побывать самим.

— Очень понравился Горный Алтай. Если в средней полосе за 500 километров можно проехать шесть крупных городов, то там сопки, сопки, сопки, ни заправок, ни кафе. Совсем другая природа, другие люди. Горы, напоенные могучей силой, напоминают огромных спящих каменных великанов. Муж по одному образованию экономист, по другому баянист. Дальнобойщиком никогда не был, но видимо, когда я рассказывала ему о своём детстве, о том, что люблю проводить время с машинами, настолько из меня бил энтузиазм, что муж не смог отказать и мы решили попробовать себя в новой роли, — рассказывает Мира.

Делила баранку и кабину 180 на 180 метров с мужем девушка ровно год. Позже пара купила еще одну «Газель», и теперь каждый из супругов работает на своей машине.


— Понятно, что, когда муж и жена работают вместе, сложно удержаться от ссор. Тем более сутки напролёт в замкнутом пространстве. Было бы тяжело, если бы не наш синдром попугайчиков-неразлучников. Мы отлично работали вместе в офисе, и разъездная работа не поменяла наших отношений. Через год совместной работы мужу пришлось остаться в Самаре по личным вопросам, и я в этот период ездила одна. Заказы-то надо выполнять. Компанию в дороге мне составлял наш огромный пёс Ярослав Мудрый. Мне так понравилось ездить одной, что мужу пришлось покупать вторую «Газель». Конечно, муж за меня очень переживает. Но одно дело переживать, а другое — обрезать крылья. Он знает, как для меня важна дорога. Это и азарт, и самореализация. Не жалею, что теперь я дальнобойщица, а не директор. За пять лет работы руководителем устала от людей, от ответственности. В дороге же ты зависишь только от себя, отвечаешь за себя и за груз, а не за подчиненных, — размышляет девушка.

Но кажется, ответственности меньше не стало: сжатые сроки доставки, грузы разной ценности, частые поломки машины.


Один из самых запоминающихся грузов, который довелось доставлять самарской дальнобойщице

— Самым запоминающимся грузом был огромный станок. Месяца два назад везла его из-под Санкт-Петербурга в Ярославль. Уже на месте узнала, что это какой-то уникальный механизм стоимостью 20 миллионов рублей, что налаживать его приедут специалисты из-за границы. Среди необычных грузов могу выделить огромные колеса для сельхозтехники и большие светодиодные фигуры в виде ёлочных игрушек (места занимают много, но такие невесомые и хрупкие), — говорит Воробьёва.

«Наш автопром опасен непредсказуемой рассыпчатостью»

Клиенты по-разному реагируют на того, кто будет доставлять их груз. Одним всё равно, другие удивляются. Чаще всего недоверие выказывают не наниматели, с которыми Мира подписывает договор, а грузчики и работники складов. Со временем девушка научилась не обращать внимания на такие мелочи. Впрочем, при поломках помощи на дорогах у коллег-водителей Воробьёва просить не любит, старается обходиться своими силами.


Крепление глушителя Мира меняет сама

— Наш автопром опасен своей непредсказуемой рассыпчатостью. Я даже «Газель» свою 2006 года выпуска называю Франки, женский вариант имени Франкенштейн. Машина перебрана много раз. Движок собирали вдвоём с мужем с нуля. Внутри всё поменяно. Мелкие поломки случаются часто, их устраняю сама с помощью руководства по ремонту и эксплуатации «Газелей» и интернета. Бывает, звоню мужу, он по телефону подсказывает. Если нужен серьёзный ремонт, то приходится ловить попутку, чтобы дотянули на тросу до сервиса, или вызывать эвакуатор. Но в принципе, я не очень охотно прошу о помощи. Слишком гордая в этом плане. Бывает, когда попросишь, помогут, но таким взглядом смерят: «А, ясно, дамочка полезла за руль и теперь просит помощи», — рассуждает Мира.

Где лучшие дороги?

За рулём «Газели» девушка уже намотала около 400 тысяч километров. И с сожалением констатирует, что в её личном рейтинге дороги в Самарской области далеко не на первом месте по качеству.

— Понятно, что самые лучшие дороги в стране в Москве и Московской области. В Поволжье в топ-3: Татарстан, Башкирия и Чувашия. А вот в рейтинге самых плохих в регионе дороги в Саратовской, Нижегородской и Самарской областях. Города я уже воспринимаю по развязкам, удобному подъезду, а не по архитектуре и памятникам. В этом плане очень понравился Ярославль. Там широкие и разгруженные дороги, нет нелогичных развязок, как, например, в Санкт-Петербурге. А вот самая своеобразная, порой хамская манера вождения на Юге России, Москве и том же Питере. Вежливости на дорогах столицы ждать не стоит. Хотя в свою единственную аварию я попала в Самарской области, в сентябре прошлого года, при выезде из Сызрани на М-5. Водитель на вазовской легковушке внезапно решил повернуть передо мной из правого ряда в левый, где я и ехала. Хорошо, что скорость у меня была 50-60 километров в час. После ДТП он подошёл к машине, увидел, что за рулём девушка, и пытался наехать на меня, аргументируя свою якобы правоту тем, что он же включал поворотник, — недоумевает Мира.


Ярослав Мудрый не даст хозяйку в обиду...

...ведь совсем недавно она носила его на руках.

Пыл разъяренного участника ДТП остыл, как только мужчина увидел в салоне «Газели» 73-килограммового пса, который не очень дружелюбно поприветствовал его громким рычанием. Впрочем, страшно тогда Мире не было.

Отказали тормоза

Девушке доводилось бывать и в более экстремальных ситуациях.

— В 2020 году за одни сутки случилось сразу несколько ЧП. Тогда мы ещё ездили вместе с мужем. Ехали в Красноярском крае, тайга, связи нет, города далеко друг от друга. Я резко почувствовала себя плохо, обессилела, по ощущениям температура у меня поднялась настолько, что на мне можно было жарить яичницу. Муж за рулём. Я то прихожу в себя, то проваливаюсь в сон. Сроки очень сжатые, останавливаться и ночевать было нельзя. А мужу тоже нужен отдых. В какой-то момент, когда я в очередной раз пришла в себя, поняла, что приступы наступают через определенный промежуток времени и эти несколько часов до приступа я прекрасно себя чувствую и могу вести машину, чтобы муж хоть немного поспал. Так и ехали, сменяя друг друга. На следующее утро, муж как раз спал, я вела машину. Чувствую, тормоза отказали. Скорость 80 километров в час, «Газель» летит с горки, набирает обороты, а впереди — въезд в город. Бужу мужа, со сна он не сразу понял, что тормоза не работают совсем. Когда сообразил, что к чему, говорит: «Понижай передачи». У меня была такая паника, что сама не догадалась. В итоге перешла на 4, 3, 2 и 1. Машина остановилась. Лопнул шланг и вытекла тормозная жидкость. Устранили поломку, доставили груз. Когда вернулись домой, стала разбираться со своим здоровьем, обратилась к медикам. Оказалось, что переболела коронавирусом, — признается дальнобойщица.

Недавно супруги перебрались во Владимирскую область. Поволжье на Центральный регион сменили из соображений логистики: ехать ближе, пробег получается меньше, заказы выгоднее, дороги хорошие, освещение, заправки со всеми удобствами буквально на каждом углу.

— В средней полосе, Центральном и Северо-западном округах для водителей созданы все условия. Одна я там зарабатываю больше 100 тысяч рублей в месяц. Там за 300 километров ты проезжаешь три области. Понятно, что заказы на 200-300 километров в один конец брать выгоднее. Но мне всё-таки скучно на коротких рейсах, поэтому раз в неделю беру грузы, которые надо доставить далеко (до тысячи километров), — поясняет Мира.


Но не все близкие люди поддерживают такой резкий поворот в судьбе Воробьёвых.

— Брат всегда считал меня немного сумасбродной, считает, что занимаюсь ерундой и не относится к этому, как к серьёзному труду. А я ощущаю себя по-настоящему счастливым человеком, потому что мне действительно нравится то, что я делаю, — улыбается девушка.