← Безопасность и страхование

Нестандартные ДТП: к чему готовиться водителю?

https://zaxid.media/

Обстоятельства ДТП бывают настолько противоречивыми и даже курьезными, что водитель просто теряется в порядке действий при его оформлении. А иной раз и вовсе не до конца ясно — было ДТП или нет.

Сегодня мы рассмотрим именно такие — не совсем стандартные случаи. Под ними подразумевается широкий спектр ситуаций, когда порядок действий после аварии может вызывать вопросы.

Коммунальные кучки или дорожный слалом

Выражение «въехал в сугроб», как правило, вызывает ассоциации с нетрезвыми или сильно неопытными водителями, вылетевшими в снежный бруствер. Но иногда бывает иначе. Нередко коммунальные службы, убирая снег с улиц города, не вывозят его сразу, а оставляют на некоторое время прямо на проезжей части. А поскольку такие снежные кучи лежат в самых неожиданных местах, а цвет снега далек от белизны с почтовых открыток, сугробы превращаются в опасное препятствие даже для опытных водителей.


Будет ли считаться аварией столкновение с сугробом, оставленным нерадивыми коммунальщиками? Как ни странно — да. Однако оформлять ее имеет смысл только при наличии полиса каско. Все дело в том, что виновным в таком ДТП почти со 100-процентной вероятностью признают именно водителя.

«С одной стороны, ГОСТ обязывает соответствующие службы, на балансе которых находится дорога, обеспечить отсутствие на проезжей части посторонних предметов (в том числе и снега). Однако как бы там ни было — сугроб на дороге является препятствием, и в наезде на это препятствие, несомненно, будет вина водителя, который в данном случае нарушит п. 10.1 ПДД», — пояснил Дрому адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. Поэтому лучше в такое ДТП вообще не попадать.

Как снег на голову

Впрочем, уборка снега может принести неприятности не только из-за оставленных «кучек». Иногда дороги чистят настолько неаккуратно, что в водителей летит снежная каша, глыбы льда и т. д. Результат? Авария. Крайне редкая, но от этого не менее опасная.


Снег или лед в «лобовуху» может прилететь не только от коммунальщиков, но и от других автомобилей. Все потому, что некоторые считают, что чистить свою машину от снега — не обязанность, а исключительно добрая воля владельца. В итоге те, кто едут сзади, получают прямо на ходу внезапные «подарки», и хорошо, если обходится без тяжелых последствий. Вот такие две похожие и нетипичные ситуации.


Что делать, если вы попали в одну из них? Простой ответ: останавливаться и вызывать ГИБДД. Несмотря на малую распространенность, это самое настоящее ДТП, которое требует оформления. «С точки зрения закона снег на крыше автомобиля — тот же груз, который должен перевозиться таким образом, чтобы исключить его падение. А вот с розыском такого автомобиля явно будут проблемы — ведь его водитель наверняка не заметил происшествия и поэтому уехал. Конечно, если номера зафиксированы — ГИБДД может принять меры к его розыску, но они не всегда бывают эффективными», — пояснил Дрому Сергей Радько, добавив, что в случае попадания в проезжающий автомобиль снега или льда от работы дорожной техники доказать вину коммунальщика будет гораздо проще.

Снег шершавый, кромка льда

В нестандартную аварию можно попасть не только на дороге. Россия — большая страна с холодным климатом, поэтому нередко на крупных реках и озерах организуют ледовые переправы. Такой участок — это не совсем дорога не только из-за поверхности под колесами. К примеру, водителям официально разрешено не пристегиваться ремнями безопасности, чтобы была возможность быстро выбраться из автомобиля в чрезвычайной ситуации. А что, если на ледовой переправе водитель вдруг станет участником ДТП? Существуют ли какие-то особые нормы оформления аварии?


«Такое ДТП ничем не отличается от любого похожего, произошедшего в ином месте, — поясняет Сергей Радько. — Оформить его можно без сотрудников полиции (если это позволяет закон об ОСАГО), при этом координаты места происшествия определит телефон при оформлении посредством приложения «ДТП-европротокол». Также можно оформить и бумажное извещение о ДТП, указав координаты места происшествия в соответствии с геолокацией, определяемой мобильным устройством». Так что оформление будет самым что ни на есть обыкновенным, несмотря на явно необычное место аварии.

Метнулся кабанчиком

Братья наши меньшие становятся жертвами ДТП не реже людей. Столкновения с дикими животными на загородной трассе не обещают водителю ничего хорошего. В первую очередь это действительно опасно.

Масса таких крупных животных, как медведь или лось, обычно достигает нескольких центнеров, поэтому удар с автомобилем будет действительно тяжелым. Пострадать можно и при попытке объехать животное, которое неожиданно вышло на дорогу.

В конце концов, знаменитое испытание по объезду препятствия с резкой переставкой получило название «Лосиный тест» не просто так. К тому же это еще один вид аварии, которые случаются не каждый день, поэтому водитель психологически к ним меньше готов.

Внимание! Ненормативная лексика. 


Представим, что случилось ужасное и вы сбили несчастного зверя. Думаем, вы не сомневаетесь, что это — ДТП. А потому за оставление места аварии по ч. 2 ст. 12.27 КоАП вам грозит лишение прав на 1–1,5 года или арест на срок до 15 суток. Поэтому первые действия при таком ДТП стандартные: включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, сообщить в ГИБДД и т. д. По крайней мере, это гарантирует, что вы не останетесь без водительских прав.

А вот дальше интереснее. Дело в том, что выражение «дикие животные» вовсе не означает, что они никому не принадлежат. Еще как принадлежат — государству. И именно оно установило в ст. 1079 Гражданского кодекса ответственность за вред, который водитель может нанести автомобилем как источником повышенной опасности. Жизнь животных оценивается по специальным тарифам. К примеру, сбитый лось, овцебык и сибирский горный козел обойдутся в 80 000 рублей, благородный олень — в 70 000 рублей, за медведя «попросят» 60 000 рублей, за жизнь кабана или северного оленя — 30 000 рублей, жизнь глухаря грозит потерей 6000 рублей, утки или куропатки — 600 рублей, за сбитого волка или лису попросят 200 рублей, и даже сбитые кроты, хомяки и суслики обойдутся в 100 рублей/штука.

Хорошая новость для водителя заключается в том, что все эти потери компенсируются по ОСАГО. Это — вторая причина, почему в случае ДТП с животным нужно обязательно вызывать ДПС. Правда, оговоримся: страховые компенсируют ущерб на сумму не выше 400 000 рублей и только в том случае, если ГИБДД откажет в возбуждении административного дела. То есть если Госавтоинспекция признает, что ущерб был неумышленный, а водитель не был в состоянии опьянения. В противном случае автомобилисту могут выставить регрессивные требования и даже отказать в выплате.


Кстати, раз уж заговорили о животных, нелишним будет вспомнить и о ДТП с домашним скотом. У последнего, в отличие от диких зверей, есть не только собственник, но и ответственный за их поведение — пастух, погонщик, водитель гужевого транспорта и т. д. И здесь уже все не так однозначно. Например, п. 25.6 ПДД прямо запрещает оставлять животных без надзора и вести их по асфальтовым и бетонным дорогам при наличии альтернативных путей. То есть пастуха вполне могут признать виновным и обязать компенсировать ущерб! Именно поэтому нужно быть готовым, что в случае его появления он может попытаться всячески спихнуть с себя ответственность. Мол, это ж животные, что с них взять!

Не поддавайтесь на такие уловки! Порядок действий водителя при таком ДТП будет аналогичен аварии с дикими животными — зафиксировать место аварии, вызвать ГИБДД и т. д. А вот дальнейшие действия будут отличаться, ведь, как мы уже сказали, за домашний скот отвечает конкретное лицо.

Если ДТП произошло не по вине водителя, он сможет получить компенсацию, но для этого придется обращаться в суд. Причина абсолютно понятна: ОСАГО для коров или овец, равно как и деревенских телег, пока что не придумали.

«Инспектор»-заборчик лишает прав

А вот эту ситуацию можно смело считать одним из самых распространенных нестандартных ДТП. Представьте: водитель паркуется в узком дворе и случайно задевает забор, предотвращающий заезд автомобилей на газон, или какой-то другой стационарный объект — дорожный знак, рекламный стенд, ограждение, оборудование АЗС и т. д. Ситуация вроде бы обычная. Что нестандартного? Дальнейшие действия водителя. Все дело в том, что многие считают, что подобное ДТП — и не авария вовсе. Мол, на машине лишь царапина, заборчик слегка погнут, ну и что? После этого автомобилист, как правило, уезжает, а потом — получает повестку в суд, который лишает его прав за оставление места аварии. Как так вышло? Очень просто. Скорее всего, собственник поврежденного объекта «сдал» номера машины по видеозаписи с камер. А собственником может оказаться кто угодно — в том числе и муниципальные службы…


Поэтому вызываем ГИБДД и оформляем аварию! Точно так же, как и в ситуации с животными, подобные случаи покрываются ОСАГО, однако вызов Госавтоинспекции обязателен, поскольку второй участник ДТП отсутствует, поясняет Сергей Радько. «Если же с места происшествия уехать — вполне возможно привлечение к ответственности за оставление места ДТП. Обращаться в страховую водитель не обязан, поскольку нет второго участника и подписать соответствующее извещение не с кем. Однако если найдется собственник поврежденного забора, столбика или знака — все его претензии на сумму до 400 000 рублей обязан удовлетворить страховщик по ОСАГО», — добавил адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора».

Когда не все вокруг общественное

Другая интересная и не совсем обычная ситуация — ДТП на частной территории. Нюанс здесь заключается в том, что согласно общим положениям ПДД, ДТП — это событие, «возникшее в процессе движения по дороге», а дорога — это «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения», которая «включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии». А о частной территории в правилах не сказано ни слова! Возможно, и ДТП там оформлять не нужно?

Не совсем. Все зависит от того, где именно случилась авария. Если ДТП произошло на парковке ТРЦ, многоуровневом паркинге, подземном гараже и т. д., то эта авария ничем не отличается от произошедшей на дорогах общего пользования. «Консенсус судов состоит в том, что такие парковки обустроены для движения транспортных средств, следовательно, там есть проезжая часть», — отмечает активист движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, добавляя, что наличие шлагбаума или отсутствие такого места на карте не является препятствием для стандартного оформления ДТП. Подобное относится ко всем территориям, приспособленным для движения автотранспорта.

Но вот если авария вдруг произошла на территории, формально не предназначенной для движения автотранспорта, все уже не так однозначно. К таким территориям может относиться личный приусадебный участок — проще говоря, дача. «Как правило, никто у себя на дачном участке дорогу не организует. Дело в том, что видом разрешенного использования земли в таком случае является садоводство», — пояснил Петр Шкуматов, отметив, что наличие дороги на участке может стать проблемой для собственника. По словам эксперта, именно поэтому оформлять подобную аварию нужно не на самом дачном участке, а на прилегающей дороге внутри дачного кооператива или СНТ — тогда у участников не должно возникнуть проблем, и они также могут воспользоваться европротоколом.

Аты-баты, ехали солдаты


Чтобы столкнуться с военной техникой, совсем не обязательно заезжать на территорию воинских частей или какой-нибудь полигон. Ее могут перегонять по дорогам общего пользования — законом это не запрещено. Как правило, техника идет в колонне в сопровождении автомобиля ВАИ или ГИБДД, но ситуации бывают разные. Поэтому и от аварии никто не застрахован. Кстати, мы не случайно говорим «техника». Водителю может попасться как просто автомобиль с черными номерами, так и какая-нибудь боевая машина — БМП, БТР или даже танк. Само собой, никаких регистрационных знаков на такой технике уже не будет. И что делать, если вы столкнулись с ней на дороге?

В случае ДТП с армейскими автомобилями оформление происходит в общем порядке, пояснил Дрому юрист, ведущий редактор радио «Автодор» Сергей Смирнов. «Вызывается ГИБДД, они в свою очередь вызывают Военную автоинспекцию (ВАИ), в общем порядке принимается решение о виновных в аварии, — пояснил эксперт. — Если другой автомобиль засекречен, оформление может пройти в почти закрытом режиме, хотя такие ситуации встречаются редко. Что же касается различных БТР, то сотрудниками ГИБДД фиксируется само ДТП, а компенсация водителю [в случае его правоты] осуществляется той воинской частью, к которому приписано данное транспортное средство», — добавил юрист.

Удар на рубль, ремонт — в копеечку

К еще одному виду нестандартных ДТП можно отнести аварии, где вторым участником выступает общественный транспорт — автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутки. В отличие от других нестандартных аварий, оформление подобного ДТП мало чем отличается от других: водителю нужно вызвать ГИБДД, зафиксировать все обстоятельства, получить на руки копию протокола и т. д. В нестандартной ситуации автомобилист оказывается потом — столкнувшись со «штрафами» за простой общественного транспорта.


В действительности слово «штрафы» здесь употребляется лишь в разговорной речи. На самом деле речь идет не о штрафах, а о взыскании с автомобилиста упущенной выгоды в соответствии со статьей 15 ГК РФ. То есть на водителя подают в суд из-за того, что транспортное предприятие недополучило прибыль от неперевезенных пассажиров.

Иногда организации пытаются взыскать с водителей утрату товарной стоимости (УТС) подвижного состава. Особенно славится этим ГУП «Мосгортранс», которое уже несколько лет выставляет водителям многомиллионные иски за УТС поврежденных в ДТП трамваев.

Что делать водителю, если он попал в ДТП с автобусом или трамваем? Прежде всего — не паниковать, несмотря на то, что иска за простой ОТ, скорее всего, избежать не удастся. «Требование возмещения убытков от простоя общественного транспорта правомерно, но почти во всех случаях суды уменьшают суммы требований в разы, — поясняет активист движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — По нашему законодательству убытки действительно должны быть возмещены, без шансов на оправдание автомобилиста. Поэтому тактика водителя, получившего такой иск — нанять юриста и произвести альтернативную оценку убытков, которые понес перевозчик», — добавил активист в разговоре с Дромом.

Что же касается утраты товарной стоимости, то этот вид убытков покрывается ОСАГО. Правда, перевозчик может предъявить требование на компенсацию, существенно превышающую установленное законом покрытие в 450 000 рублей. Если транспортная организация хочет взыскать с водителя многомиллионную сумму за утрату товарной стоимости, например, трамвая, автомобилисту стоит подать в суд и потребовать уменьшить данную сумму до разумных значений, рекомендует Петр Шкуматов. «В случае с трамваями история с УТС довольно сложная, ведь трамваи [после окончания эксплуатации] вообще не продаются. Согласно существующей методике, УТС регулируется в рамках действия ОСАГО. Если выплат оказывается недостаточно, чтобы компенсировать ущерб, разбирательства уходят в суд. А уже судья может регулировать размер УТС и, как правило, в таких ситуациях он существенно снижается», — пояснил активист «Синих ведерок». Поэтому совет водителям очень простой: если вы вдруг столкнулись с подобным требованием от транспортной организации, подавайте в суд. А на дорогах постарайтесь держаться от ОТ, и особенно трамваев, подальше. Мало ли что.


«Сами мы не местные»

А вот еще одно ДТП, кажущееся на первый взгляд совершенно обычным: столкнулись два автомобиля с российскими номерами, без пострадавших и дополнительных условий… Однако в процессе разговора участников аварии выясняется небольшой, но важный нюанс: один из автомобилистов — иностранный гражданин и российского водительского удостоверения у него нет. Кажется, что в век глобализации и криптовалют такая мелочь, как иностранное гражданство, не должна быть серьезным препятствием для каких-то там выплат от страховой. К тому же если у водителя действительное удостоверение, выданное страной, подписавшей Венскую конвенцию о дорожном движении, проблем уж тем более быть не должно…

Однако это — лишь в теории. Главный вопрос, который должен вас беспокоить, если вы попали в подобное ДТП — вписан ли другой участник аварии в полис ОСАГО. Если да, считайте, что крупно повезло. Тогда действительно можно оформить аварию по классической схеме: с помощью европротокола или вызвав сотрудников ГИБДД. Гораздо хуже, если водитель не имеет действующей страховки. Единственный вариант — вызывать гаишников, получать на руки копию постановления и потом в судебном порядке пытаться взыскать с виновника ущерб. Причем здесь опять-таки возможно несколько вариантов. Если водитель-иностранец имеет регистрацию в России, все не так уж и плохо. «Пострадавший водитель обращается в суд по месту регистрации виновника, далее суд выносит решение, которое рано или поздно вступит в силу», — поясняет Дрому автоюрист, ведущий редактор радио «Автодор» Сергей Смирнов, отметив, что получить возмещение ущерба таким образом все-таки можно. При этом некоторые иностранцы в данный момент проворачивают трюк, уезжая на родину. Но и в этом случае шансы на компенсацию остаются. «Даже если решение будет принято заочно, оно вступит в силу. У нас есть такое понятие, как взаимное исполнение решения судов. В этом случае нужно будет решение суда переводить и отправлять по месту жительства иностранца», — объяснил юрист.


А вот если у водителя-иностранца нет даже временной регистрации в России, а в полис ОСАГО он не вписан, пиши пропало. «Здесь имеется большая проблема, почти неразрешимая, — добавляет Сергей Смирнов. — В суд подают по месту жительства ответчика. Если у иностранца нет регистрации, то на него и невозможно подать в суд. А подать в суд по месту совершения аварии можно только в том случае, если был причинен вред здоровью. Если же его не было, а было повреждено только “железо”, то потерпевший водитель остается фактически ни с чем», — добавил юрист.

То есть такое ДТП позволяет автомобилисту с заграничным паспортом в случае вины фактически выйти сухим из воды, а для россиянина грозит в лучшем случае потерей нервов и денег. Неудивительно, что именно поэтому многие, оказавшись в подобной ситуации, предпочитают решить вопрос с виновником полюбовно на месте. Если, конечно, тот еще выскажет подобное желание.

 * * *

Как видите, ситуаций, когда водитель может стать участником нестандартного ДТП, больше, чем кажется. К сожалению, в одних случаях из-за таких аварий водитель может лишиться права управления ТС, а в других — денег или положенной компенсации. Поэтому неплохо узнать правильный порядок действий заранее. А еще лучше — обзавестись контактами хорошего адвоката.

Фото Дрома, фотобанка Лори и из открытых источников

Тимофей Исаев