← Коммерческий транспорт

Газ вместо бензина и солярки: это выгодно или нет? За что придется платить, кроме топлива, и какие есть нюансы

У каждой медали две стороны. Так и в случае с переводом автомобиля с бензина или ДТ на природный газ есть плюсы и минусы. И чего больше – еще вопрос.

Тема газификации автомобилей досталась России в наследство от Советского Союза. Все началось с перевода грузовиков и автобусов на пропан-бутан, а позже стало актуально для легкового транспорта. На первый взгляд, применение природного газа вместо ДТ в среднем дает двукратную экономию в расходах на топливо. Судите сами. Если в 2020 году литр ДТ стоил в России 46,50 руб., то в 2021-м он вырос до 52 руб. За это время кубометр метана подорожал незначительно: с 19,20 до 19,98 руб. На первой неделе февраля 2022 года стоимость одного литра ДТ в ЦФО составляла 54 руб., бензина АИ-92 – 47,63 руб., сжиженного газа – 30,99 руб., сжатого метана (CNG) – 22,70 руб. Разница очевидна.

Неудивительно, что на рынке много предложений по переводу дизельных грузовиков и бензиновых легковушек на потребление метана, спрос на услугу растет. И этому есть логическое объяснение. Преимуществ у двигателей, работающих на метане, немало. Все они характеризуются низкой степенью сжатия, оборудованы искровым зажиганием, работают по циклу Отто, не требуют мочевины и отвечают нормам токсичности Евро-6. К плюсам применения метана относится дешевизна относительно дизеля и бензина, медленное образование нагара, увеличение интервала смены масла, снижение нагрузок на цилиндропоршневую группу. Кроме того, тот же сжиженный газ, в отличие от «солярки», не замерзнет даже в лютые морозы.

Из минусов отметим увеличение массы седельных тягачей и самосвалов на величину до 500 кг из-за большого количества газовых стальных баллонов. Композитные баллоны наши перевозчики не жалуют. Композитные емкости рассчитаны на 10 лет эксплуатации, а стальные – на 20 лет; первые нужно проверять раз в полгода, а вторые – раз в пять лет.

Как говорится, почувствуйте разницу. Существенные минусы ГБО – дороговизна оборудования, необходимость регистрации, не развитая сеть заправочных станций, снижение мощности двигателя на величину до 10%. Кроме того, применение ГБО чревато увеличением объема и стоимости работ по техническому обслуживанию.


Не будем сбрасывать со счетов безопасность. Например, после долгой стоянки в гараже заводить автомобиль следует с осторожностью. На часть подземных парковок въезд транспорту с ГБО запрещен, а это неудобство. Из-за того, что температура сгорания газа выше, чем у ДТ, выпускные клапана быстрее прогорают, а седла покрываются коррозией. Неплотное прилегание приводит к падению компрессии, а значит, и динамики автомобиля.

Отличия кроются и в запасе хода. Скажем, магистральный тягач Scania R-Series (4x2) с возимым метаном в объеме 190 м3 способен проехать без дозаправки 500 км. Для коммерческой доставки грузов этого очень мало – устанешь заезжать на АГНКС, сеть которых в России не такая частая, как требуется.

Да и потери времени при таком режиме движения неизбежны. Скорость доставки грузов падает, а это существенный минус.


Правда, есть главный козырь, перекрывающий все недостатки: коммерческая выгода. При среднегодовом пробеге газового грузовика в 200 тыс. км экономия в расходах на топливо может составить 1,5 млн руб. и даже больше. Только по этой причине игнорировать использование метана в качестве моторного топлива себе дороже.

Хорош метан и тем, что исключает кражу топлива, увеличивает интервал замены масла, и увеличивает ресурс двигателя вдвое!

Решившись перевести автомобиль с дизеля на метан, нужно быть готовым к расходам. Выполнить доработку двигателя можно за один день, но объем изменений предстоит огромный. Потребуется замена цилиндропоршневой группы на новую, с пониженной степенью сжатия. При доработке головки блока цилиндров вместо дизельных форсунок устанавливают свечи зажигания. Монтируется механическая или электронная дроссельная заслонка. В конструкцию имплантируют газовый редуктор и датчики: давления газа, положения коленвала и распредвала, кислорода. Механик ставит и датчики температуры всасываемого воздуха, газа, охлаждающей жидкости двигателя, выхлопных газов. Для автомобилей полной массой до 3,5 тонн выбор ГБО для перевода на пропан в России достаточно широк: Alpha D39, BRC, Digitonic Maxi 2, Lovato EGO, LPGTech, 4Save ECO, Romano ECO, Stag 200 GoFast и др. Поставщиков метанового оборудования в российских регионах меньше: Alpha D39, BRC, Lovato EGO, Romano ECO и др.

В регионах можно найти ГБО классов «Эконом» (Alaska, Atiker, Tamona), «Стандарт» (Lovato, Digitronic Valtec, OMVL Saver, Poletron F3.6), «Премиум» (BRC Alba JPI-13, Poletron F1.8), «Премиум+» (BRC SQ32 MY-10 и др.). При монтаже ГБО турецкого или китайского производства минимальная стоимость работ (без баллона) составит 20 тыс. руб., а установка лучшего европейского оборудования обойдется в сумму от 33 тыс. руб. Это для 4-цилиндрового двигателя. А для 6-цилиндрового прайс вырастет до 35 тыс. в эконом-сегменте и до 48 тыс. руб. в премиальном, но это без баллона и дополнительных работ.

Покупка тородоидального баллона на 42 л обойдется в 3600 руб., на 55 л – в 7000 руб. Тородоидальный газовый баллон с наружной горловиной на 60 л потянет на 4500 руб., а на 94 л – 7400 руб. Самые распространенные – цилиндрические стальные емкости. При объеме 35 л цена может быть в районе 2200 руб., на 95 л – 3700 руб., на 130 л – 4100 руб. Цена продиктована не только объемом, но и зависит от марки производителя.


Помимо базового оснащения существуют опции по установке компонентов. В этом списке датчик уровня газа и термопластиковая трубка по 500 руб., установка ВЗУ в лючок за 1000 руб., европейский мультиклапан за 1500 руб., крепление баллона «под низ» за 2000 руб., переделка глушителя для ВАЗ-2121 «Нива» за 2500 руб. Прикиньте, что вам нужно и суммируйте.

Отдельный прейскурант существует и для огромного перечня допработ. Заглянем в меню. Диагностика ГБО – 800 руб., демонтаж оборудования 2-го поколения – 3000 руб. (4-го поколения – 6000 руб.), замена проводки на 4-цилиндровом двигателе – 4000 руб., установка тородоидального баллона – 4000 руб. Установка вариатора угла опережения угла зажигания отминусует из вашего бюджета 2500 руб., переборка редуктора без снятия с автомобиля – 2000 руб., настройка ГБО 4-го поколения после установки в другой мастерской – 3000 руб. и т.д. На круг получается немало.


Подобьем остаток. Цена перевода на газ зависит от марки и модели транспортного средства, бренда производителя ГБО и количества устанавливаемых баллонов. Перевод легкового автомобиля на газ обойдется в сумму от 96 тыс. руб., дизельного LCV – от 139 тыс. руб., грузовика массой от 3,5 до 12 тонн – от 217 тыс. руб., магистрального тягача и его одноклассника массой свыше 16 тонн – от 421 тыс. руб. Одним словом, удовольствие недешевое. При этом гарантийное обслуживание поставщика оборудования составит не более двух-трех лет.

Применение грузовика, работающего на сжиженном природном газе (LPG), окупится при интенсивной эксплуатации на отрезке двух с половиной – трех лет (оборудование очень дорогое).

Возврат инвестиций на применение сжатого метана (CNG) растянется на полтора – два года. На легковых и малотоннажных автомобилях можно окупить вложения в течение одного сезона, при условии, что автомобиль не будет простаивать. Прежде, чем переводить свой автомобиль на голубое топливо, стоит крепко подумать (семь раз отмерь, один отрежь). Как и другие виды топлива, метан может подорожать, равно как ГБО и его компоненты. Уж больно много переменчивых «факторов влияния». И если годовой пробег вашего дизельного большегруза меньше 120 тыс. км, а легковушки до 30 тыс. км, то перевод на метан может себя и не оправдать.

Фото: 5koleso.ru

Александр Трохачев