В Минпромторге назвали товары и бренды, которые можно будет ввозить в Россию параллельным импортом.
В перечень попали более 50 групп товаров и около 200 конкретных брендов. В некоторых категориях, например одежда или обувь, можно ввозить любые товары, а в других разрешены поставки только отдельных брендов, пишут "Известия".
Теперь без разрешения правообладателя в Россию можно будет ввезти автомобили и запчасти к ним, текстиль, одежду, изделия из кожи, оборудование и механические устройства, телефоны, компьютеры, ТВ-аппаратуру, транспорт и многое другое. А вот мебели или ювелирки, например, в перечне нет.
Такой список не проявление бюрократии, а необходимость, поскольку разрешать ввозить параллельным импортом все нельзя, считает генеральный директор текстильной группы компаний «Русит» Дмитрий Филиппов.
Дмитрий Филиппов, генеральный директор текстильной группы компаний «Русит»:
«Относительно того, чтобы все разрешить, ведь далеко не все приняли эту политику. Да, европейский бизнес на сегодняшний день находится под очень мощным давлением, политическим давлением, социальным давлением и так далее, но многие компании не пошли на поводу, они остались здесь на рынке, они работают. Поэтому огульно все разрешить неправильно, нужно выбирать именно тех, кто пошел по этому пути, и бить по ним».
И очень хорошо, что мебели нет в перечне, говорит владелец мебельной фабрики «Максик» Макс Ибрагимов.
— Это наши конкуренты, поэтому я считаю, что, раз мебель не включили, надо радоваться этому. Я произвожу мебель, я не хочу, чтобы со мной, допустим, конкурировали, это нормально в бизнесе.
— А что касается запчастей для техники, например, с которой вы работаете?
— Понимаете, практически все, что делается якобы Европой, на самом деле делается в Китае, а потом под клеймом Европы привозится сюда.
Если открыть параллельный импорт на все, может пострадать производство внутри страны, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:
Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли:
«У параллельного импорта есть две стороны. С одной стороны, он помогает в краткосрочной перспективе быстро заместить, заполнить ассортимент недостающими товарными позициями, а с другой стороны, он в долгосрочной перспективе убивает производство, и это нужно понимать перед тем, как вводить или не вводить параллельный импорт на ту или иную категорию товара. Именно поэтому решения такие сложные, именно поэтому они так долго обсуждались и так сложно давались, ведь у целого ряда брендов настроено здесь производство, и в принципе политика государства на протяжении последних десятилетий строилась таким образом, чтобы зарубежные компании локализовали производство внутри страны. И естественно, если включать параллельный импорт на те категории, которые тут локализовали свое производство, мы тут же получим обратный эффект, когда оно станет абсолютно нерентабельно. Именно поэтому эти решения носят временный характер, именно поэтому так осторожно подходили к списку и выбору брендов. У нас есть настроенные логистические цепочки поставок, у нас есть сейчас новые партнеры, новые поставщики, идет перенастройка бизнес-процессов, это и позволяет здесь удерживать рабочие места, свою инфраструктуру и так далее. Поэтому принцип, по которому этот список собирался, был примерно следующий: если бренд ушел из нашей страны и официально об этом заявил, если у него здесь нет своего производства, своей розницы, если этот бренд перестал поставлять, вот в таком случае он попадал в этот список.
Другое дело, если мы открываем на все. Тогда все те настроенные цепочки поставок, которые сейчас функционируют, и те бренды, которые себя защищали, они эту защиту потеряют. В таком случае производство и розничные сети, которые здесь сотрудников содержат, платят им зарплату, арендодателям платят арендную плату, платят и инвестируют в развитие складской инфраструктуры, логистической внутри страны, все это будет просто помножено на ноль».
Что же касается брендов, в страну при помощи параллельного импорта вернутся гаджеты и электроника от Apple, Samsung, Nokia, Sony, Siemens и HP, автомобили Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley, Cadillac, Tesla, Volvo, Skoda, Toyota и другие. Также россияне смогут купить шины Continental, Michelin, Goodyear и Bridgestone, промышленное оборудование Caterpillar, Siemens и других брендов.
Вот что думает по этому поводу директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» Александр Кустов. Холдинг продает такие бренды, как Volkswagen, Hyundai, Kia, Ford, Mitsubishi и Audi.
Александр Кустов, директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум»:
«В этот список попали те бренды, которые сейчас заняли самую жесткую позицию в части приостановок поставок запасных частей, комплектующих для автомобилей. Сейчас по вот этим брендам уже наблюдается большой дефицит запасных частей, и этот шаг как раз связан с тем, что нужно хоть как-то закрыть проблему с дефицитом.
То есть это делается для того, чтобы те, кто в состоянии поставлять запасные части через какие-то неофициальные каналы, могли эти запчасти привезти, иначе просто начнется коллапс у клиентов, которые владеют вот этими брендами.
Список неслучаен, туда не вошли те бренды, где дистрибьюторы заняли менее жесткие позиции в части поставок запасных частей и предпринимают какие-то явные усилия для того, чтобы этот дефицит восполнить. Если дистрибьютор со своей стороны предпринимает усилия, мне кажется, что и наше государство по отношению к этим брендам себя тоже ведет максимально корректно, потому что вы понимаете, что если снижается, например, пошлина на поставку запасных частей, то страдают официальные каналы».
При этом некоторые бренды, например Volvo, не просто поддерживают параллельный импорт запчастей в Россию, но и готовы оплатить дилерам оригинальные запчасти, полученные не по официальным каналам, пишет «Коммерсантъ». Связано это с тем, что запчасти требуются для выполнения гарантийных обязательств, которые компания продолжает выполнять.
О том, какие категории товаров нужны для производства одежды и можно ли разрешить ввозить сразу все без всяких списков, говорит генеральный директор Finn Flare в России Ксения Рясова.
— Мы закупаем уже готовые ткани, потому что у нас в стране ткани не производятся, фурнитуру закупаем готовую, нет никаких проблем это привезти, лишь бы решить вопрос с логистикой.
— Может быть, имело бы смысл вообще все по «серому» импорту разрешить?
— Понимаете, очень часто я сталкиваюсь с тем, что привозят поддельный Finn Flare, и мы должны разбираться с этой историей, то есть часто это пресекается на таможне, а если все разрешат, то повезут и нашу марку в том числе.
Некоторые категории не попали в перечень: Минпромторг либо не счел их стратегически важными, либо решил, что российские производители смогут обеспечить потребности рынка.