← Коммерческий транспорт

«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор нового полуприцепа «Тонар»

Четырехосный полуприцеп-стекловоз массой 41 000 кг стал главным ньюсмейкером на осеннем показе новинок машиностроительного завода «Тонар» в Московской области.

Первый опыт МЗ «Тонар» в постройке полуприцепа для перевозки листового стекла и панелей датирован 2014 годом. По воспоминаниям гендиректора предприятия Дениса Кривцова, тогда перспективную модель «Тонар-9987» создали на трехосном шасси немецкого производства с независимой подвеской одиночных колес Tridec. Однако не зря говорят: то, что русскому хорошо, немцу — смерть! Нежная подвеска Made in Germany не выдержала испытания нашими дорогами и начала ломаться. Устранить проблему силами немецких инженеров-конструкторов не удалось, и проект отложили до поры до времени.


Задняя дверь открывается в левую сторону.

Актуальность постройки отечественных трех- и четырехосных полуприцепов для транспортировки листового стекла возникла после введения утилизационного сбора в 2020 году. Особенно она обострилась весной 2022 года после ухода с российского рынка европейских брендов, когда продукция Faymonville, Langendorf, Orthaus и других иностранных фирм стала недоступна отечественным перевозчикам. Между тем один современный стекловоз/панелевоз способен заменить пять полуприцепов старого типа с центральной хребтовой фермой.


Два гидроцилиндра регулируют высоту ССУ в диапазоне 1100–1250 мм.

Почему? Особенность инлоудера — так называют специальные полуприцепы для перевозки крупного листового материала большого размера — быстрая погрузка и разгрузка. Если груз как следует подготовлен, то для его принятия на борт или для выгрузки требуется всего несколько минут. Важно, что с загрузкой и разгрузкой полуприцепа водитель может справиться самостоятельно, не отрывая коллег от работы.



Блок управления гидроцилиндрами в передней левой части полуприцепа.


Новинка 2023 модельного года разработана главным конструктором Павлом Жмулиным и конструктором Сергеем Степаненко. Она получила прибавку к индексу в виде одной цифры, но по сравнению с опытом восьмилетней давности это совершенно другая история. И дело не только в изменившейся габаритной длине, уменьшении веса, добавлении еще одной оси и существенно повышенной грузоподъемности. Новинка создана без расчета на поставки импортных комплектующих. За аналог взяли восьмилетний бельгийский стекловоз Faymonville с доработками, накладками в местах усиления. Попытались сделать проще, например отказались от лишних клапанов. В итоге четырехосный стекловоз весит 9,5 тонны, а трехосный будет весить 8,3–8,5 т. Есть программа испытаний как порожнего полуприцепа, так и с максимальной нагрузкой. Потом образец сдадут в аренду транспортной компании на ресурсные испытания сроком минимум 6 месяцев. Продукция станет серийной только после работы над ошибками.


Новая модель — в четырехосном исполнении, а будет и трехосная.

В принципе, изобретать велосипед при проектировании «Тонара-99871» не пришлось. В конструкции по-прежнему нет осевых балок: все колеса имеют независимую пневматическую подвеску с минимальным дорожным просветом 315 мм. Колеса первой и четвертой оси подъемные, с механизмом ручной фиксации в поднятом положении (в серии подъемная только первая ось, подъемная четвертая — это опция). От электроники сразу отказались, поскольку на эти грабли наступали при создании первого стекловоза: грязь, влага, перепады температур и неровности дорог быстро приводят такие системы в негодность.


Колеса первой и четвертой осей имеют механизм ручной блокировки в поднятом положении.


По бокам установлена алюминиевая противоподкатная защита. Корзина для запасного колеса находится справа, рядом с опорными стойками.

Каждое колесо крепится к П-образной раме с помощью рычажной подвески. Каждый из шести колесных модулей (включает упругий элемент и направляющее устройство) крепится по отдельности к П-образной раме полуприцепа, чтобы внутри него на уровне колес оставалось свободное пространство для размещения груза на сменной платформе. И эта платформа не что иное, как возвратная палета, которую используют в качестве обменной тары. Длина грузового пространства «Тонара-9987» составляет 9,5 м при габаритной длине транспортного средства 11,4 м.


На алюминиевых дисках смонтированы китайские шины Ovation VI-022 размерностью 385/65R22.5. Они имеют индекс нагрузки 160 (до 4500 кг) и индекс скорости K (до 110 км/ч). Перевозимый груз фиксируется боковыми гидравлическими зажимами, исключающими поперечные смещения во время движения. Продумана и плита седельно-сцепного устройства: благодаря двум гидроцилиндрам ее можно установить на нужный уровень в диапазоне от 1100 до 1250 мм. Это позволит использовать двух- и трехосные отечественные и импортные тягачи с колесной формулой 4х2, 6х2 и 6х4 с разной высотой седельно-сцепного устройства.

Технические характеристики «Тонар-99871»

Габариты (длина / ширина / высота): 11 380 х 2550 х 3930 мм
Снаряженная масса: 9500 кг
Масса перевозимого груза: 31 500 кг
Нагрузка на ССУ: 10 006 кг
Нагрузка на колесную тележку: 30 800 кг
Межосевое расстояние: 1410 мм
Оси: «Тонар»
Подвеска: независимая, пневматическая
Дорожный просвет: 315 мм
Размерность шин: 385/65R22.5
Конкуренты: Faymonville, Langendorf

Александр Трохачев