← Коммерческий транспорт

Предрейсовая подготовка и перевозка грузов в рефрижераторе

Простые правила, которые помогут снизить затраты и сохранить груз.

Специалисты компании «СИВ Трансхолод», дистрибьютора холодильного оборудования Carrier для рефрижераторов, рассказали о простых, но действенных способах сокращения эксплуатационных затрат и повышения сохранности температурных грузов. Если следовать рекомендациям, то можно уменьшить расход топлива, повысить время пребывания агрегата в работоспособном состоянии и готовности к очередному рейсу, продлить срок службы холодильно-отопительной установки и, главное, избежать неприятных приключений с грузом.

Подготовка груза

Температура груза и его состояние еще до погрузки в фургон должны соответствовать показателям из нормативной базы о безопасности, правилам хранения и транспортировке пищевой продукции и лекарственных средств. Также существуют аналогичные правила для прочих температурных грузов — цветов, произведений искусства, некоторых видов техники и оборудования. Авторефрижератор предназначен для транспортировки уже подготовленного груза и его основная задача поддерживать необходимый температурный режим, а не создавать его.

Подготовка фургона

Необходимо заранее провести предрейсовую подготовку внутреннего пространства фургона.

  • Проверить параметры работы ХОУ в соответствии с правилами из инструкции по эксплуатации
  • Включить холодильно-отопительную установку еще до погрузки, настроить на нужный режим и довести температуру внутреннего объема кузова до требуемой по условиям перевозки
  • Затем выключить агрегат и только после этого открыть двери для погрузки

Этот порядок работы определен принципом охлаждения/нагрева пространства фургона. Мощные вентиляторы в испарителе обеспечивают требуемый поток воздуха в замкнутом пространстве и достижение нужной температуры. Когда двери открыты, поток выходит на улицу, а оттуда поступает воздух иной влажности и температуры. Чтобы избежать этого, установите датчики открытия дверей, с помощью которых ХОУ автоматически отключается  при открытых дверях.


Для определенных групп продуктов необходимо ступенчатое понижение температуры в фургоне. Например, молоко перевозится при температуре +4 - +6°С. Если в фургоне температура +20°С, то не рекомендуется сразу задавать для ХОУ температуру +6°С, иначе образуется наледь на испарителе. Надо понижать ступенчато, с шагом в два-четыре градуса. Кроме молока, рекомендация действует в отношении йогуртов, овощей, фруктов, цветов.  Если на полуприцепе-рефрижераторе установлен холодильный агрегат Carrier Vector®, то воспользуйтесь предустановленными режимами.

Размещение груза

Размещайте груз на паллетах, установите их таким образом, чтобы поток воздуха от испарителя проходил через весь фургон, и достигал задних дверей над грузом и имел возможность затем вернуться в испаритель под ним. Не загораживайте испаритель. Только таким образом будет обеспечен соответствующий воздухообмен внутри фургона.


Рисунок 1. Не препятствуйте циркуляции воздуха

Не загружайте товар до потолка, иначе будет препятствие для формирования эффекта Коанде и продвижения воздушного потока.


Рисунок 2. Эффект Коандэ. Передняя стенка фургона представлена схематично. Фактически в пространство фургона выходит только верхняя часть агрегата

Открывание дверей

Открывать двери фургона для погрузки-разгрузки можно только при выключенной холодильной установке. Работа ХОУ при отрытых дверях может привести к нарушению температурного режима, резкому повышению влажности, росту потребления топлива, к увеличению мощности работы агрегата.


Рисунок 3. Отключайте ХОУ, если открываете двери

Контроль во время перевозки

Используйте датчики открывания дверей, регистраторы, системы мониторинга ХОУ и груза в пути для контроля за температурой внутри фургона, состоянием груза и параметрами работы ХОУ.

Экономия топлива

Предварительная настройка холодильного агрегата и подготовка груза и фургона перед поездкой позволяют сократить потребление топлива ХОУ до 20%. Если должная подготовка не проведена, ХОУ будет работать на повышенных оборотах, с высокими потреблением топлива и нагрузкой на систему.

Рассмотрим перевозку продукции с заданным режимом +4-+6°С  при 26°С окружающего воздуха.

При указанной температуре внешней среды холодильно-отопительная установка Carrier Vector® понижает температуру в среднем со скоростью 1°С/мин в рефрижераторном полуприцепе объемом 86 куб. метров. На подготовку температуры внутреннего пространства фургона для перевозки свежих овощей или фруктов потребуется всего около 25 минут.

При этом двигатель ХОУ будет работать на повышенных оборотах четвертую-пятую часть от указанного времени, дальше перейдет на средние и низкие обороты. После погрузки продукции ХОУ небольшое время поработает на высоких оборотах, чтобы компенсировать нарушение температурного режима и снова перейдет в поддерживающий режим.


Рисунок 4. Примерная схема выхода на температурный режим холодильной установки в полуприцепе-рефрижераторе

Что будет происходить, если груз и фургон не подготовлены

Без предварительной подготовки двигатель ХОУ будет работать более продолжительное время для достижения заданной температуры, с постоянным включением режима оттайки.

Рост потребления топлива составит 40-50%.

Несколько таких поездок – это сильное превышение расхода топлива, увеличение количества моточасов наработки, частая работа на высоких оборотах двигателя, что приводит к ускоренному износу и необходимости чаще посещать сервисную станцию для проведения ТО, общее увеличение затрат на эксплуатацию.

Андрей Серов, руководитель технического отдела СИВ Трансхолод, отмечает: «Простое следование правилам из инструкции по эксплуатации, регулярное техническое обслуживание  и предрейсовые проверки позволяют существенно повысить сохранность груза, достичь рекордно низкой стоимости владения рефрижераторной установкой и повысить КТГ автопарка в целом».