В Алматы Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО) собрал пресс-конференцию, на которой рассказал о давлении российских и белорусских компаний на казахстанский рынок автоперевозок.
В союзе пожаловались на несоблюдение законодательства и отсутствие контроля со стороны соответствующих органов. Orda.kz выслушала недовольных
Белорусские и российские водители большегрузов сейчас массово колесят по дорогам Казахстана. И сидят они за рулём казахстанских авто. При этом по закону карточка водителя выдается физическим лицам, которые являются гражданами Казахстана, иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими на территории страны не менее 185 календарных дней в году и имеющими разрешение на временное или постоянное проживание.
Закон не работает
Большинство водителей-иностранцев соответствующие карточки не имеют, что является прямым нарушением Европейского соглашения. Документ 1970 года был ратифицирован Указом Президента РК N 2272 от 12 мая 1995 года. Карточки должны проверяться на границе, но в КазАТО уверены, что пограничники закрывают на отсутствие документов глаза, возможно – не безвозмездно. За нарушение водителей и их работодателей надо привлекать к административной ответственности и отстранять от работы, но этого не происходит.
«Данное нарушение влечёт штраф для субъектов малого предпринимательства – в размере десяти, для субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати, для субъектов крупного предпринимательства – в размере 50 МРП (месячных расчетных показателей). Штрафы от правонарушителей в бюджет не поступают», — говорит Максат Сактаганов, президент КазАТО.
Масхат Сактаганов и Максат Жакынбеков, фото Orda.kz
Несмотря на многочисленные обращения, последнее из которых отправили в Министерство индустрии и инфраструктурного развития, реальных действий автоперевозчики пока не видят.
«По существу изменений нет. Мы не почувствовали изменений в нашем законодательстве. Как иностранные компании начали хозяйничать на наших дорогах, так они и работают. Думаем вопрос будет решён после 1 августа. В грузовой машине есть тахограф, который записывает режим работы машины: сколько часов едет, сколько отдыхает. С 1 августа вступит в силу закон о том, что к казахстанскому тахографу могут подключаться граждане Казахстана. Надеемся, что эта мера поможет, ждём».
2-3 тыс. машин лишаются работы, 50-60 компаний бездействуют. При этом цены на услуги казахстанских и иностранных перевозчиков сильно разнятся. Россияне и белорусы берут меньше, а вот почему Orda.kz объяснили в КазАТО.
«Они заходят на рынок, и снижают цены. Кроме того, чаще всего казахстанские водители везут груз в одну сторону – из Европы в Казахстан. А белорусский водитель загружен в 2 стороны из Европы в Казахстан и из Китая в Европу. Во-вторых, там низкий процент по лизингу, и мы находимся в неравноправных условиях», – пояснил Сактаганов.
Только не в холода
Как оказалось, нашествие водителей из страны ЕАЭС – явление сезонное. Кататься по казахстанским дорогам в минус 30 никто из них не хочет. Как рассказал на пресс-конференции директор NK-CARGO Ltd из Петропавловска Омари Харбедия, в чатах для поиска клиентов белорусские водители пишут совершенно немыслимые вещи: «довезём груз от границы с Китаем до Минска за 5 дней».
«Как ни крути, даже четырём водителям – это прямое нарушение законодательства. Сколько водитель находится за рулём никто не контролирует. Этот вопрос можно решить только одним путём – возврат сотрудников транспортной инспекции на границы. По другому этот вопрос, похоже, не решить».
фото: КазАТО
По словам казахстанских перевозчиков, в случае соблюдения режима работы и отдыха, путь должен составлять от 8 до 10 дней, не меньше. Согласно правилам, после каждых 800 километров водитель обязан отдыхать 4 часа. Как говорят белорусские водители: у нас нет нефти и газа, и валюту они могут зарабатывать только в поездках, поэтому и приходится идти на ухищрения.
Один из участников встречи Василь Вериго — основатель компании «Vektor» из Атырау. Он открыл компанию в 2013 году, и обладает белорусским паспортом. Он опасается, что война с иностранными водителями превратится в «охоту на ведьм», и пострадают добросовестные иностранные работники, которые начали и подняли бизнес в Казахстане с нуля.
Кроме того, закон таков, что водитель должен находиться в республике 185 дней в году, но для человека, который занимается международными перевозками, эта цифра – заоблачная.
Подавляющее большинство водителей, по словам президента Союза международных автомобильных перевозчиков, на КПП «Достык» между Казахстаном и Китаем – белорусы. Они не платят налоги в казну РК.