← Автомобильные грузоперевозки

«Есть хитрости и левый доход»: дальнобойщики рассказали о своей работе

https://chelny-izvest.ru

Кто-то называет работу дальнобойщиков тяжелой и опасной, ведь в дороге может случиться всякое. Кто-то, наоборот, романтизирует профессию. «Челнинские известия» пообщались с дальнобойщиками и выяснили, как они видят свою работу изнутри.

Долгое отсутствие

Главным минусом дальнобойщики считают то, что приходится пропускать много домашних событий.

"Из-за работы я не был на рождении сына, на нескольких днях рождений жены и свадьбе племянницы. Конечно, стараешься подгадать смену. Но бывает, когда зовут на торжественное мероприятие за неделю, а ты в Хабаровске или Магадане", – поделился дальнобойщик Сергей Киреев.

Дальнобойщик с 30-летним стажем Ильгиз Зиганшин объяснил, что в некоторых компаниях, где немного водителей, после возвращения на базу спустя пару дней водитель снова должен уходить в рейс.

"Часто бывает: забираешь груз, например, из Челнов, везешь его в Москву, затем загружаешься в Москве и едешь в Екатеринбург, затем в Тюмень, Саратов и после вновь берешь груз до Татарстана", – пояснил водитель фуры Виктор Иванов.

Причем два водителя в кабине – это редкость.

"На расстояние, которое можно проехать за сутки, хватает одного водителя. Да, одному работать сложнее. Ты по 15-16 часов в дороге, с перерывами на обед, затем 4-5 часов спишь, и снова в дорогу. Такой график необходим, так как есть сроки, а водителей нет", – описал ситуацию Сергей Киреев.

Быт в дороге

"В пути чаще всего ем в кабине. У меня есть плита, на которой грею воду в чайнике и завариваю еду быстрого приготовления. Но раз в день останавливаюсь около какой-нибудь придорожной кафешки и ем нормально", – рассказал Виктор Иванов.

Спят дальнобойщики чаще всего в кабинах автомобиля.

"Современные машины комфортабельны. Раньше, помню, в кабине была узкая лавочка, на которой было неудобно спать. В жару всегда было душно, а в мороз – холодно. Сейчас есть климат-контроль и спать комфортно", – отмечает Ильгиз Зиганшин.

"Моемся в основном в душевых на стоянках. Иногда в общественных банях, если есть свободное время. Летом некоторые позволяют себе остановиться у речки или озера, чтобы искупаться", – рассказал Сергей Киреев.

Опасности

Ильгиз Зиганшин сравнил ситуацию на дорогах сейчас и в 90-е годы. Он вспоминает, что раньше без оружия не ездил вообще, потому что фуры останавливали на трассе и грабили. Порой грузовики пропадали вместе с водителями.

"Сейчас, конечно, тоже есть воры, но их гораздо меньше и чаще – это такие же водители, которые ночью вскрывают фуру и что-нибудь крадут. С таким я сталкивался в Испании", – рассказал Ильгиз Зиганшин.

Вспомнил он и том, что в 90-е сотрудники полиции любили собирать с дальнобойщиков дань. Просто находили кучу причин для штрафов и предлагали оплатить сразу на месте им на руки. Сейчас такого нет.

Более молодой дальнобойщик Сергей Киреев всегда возит с собой монтировку, но пока ни разу не пускал ее вход. Говорит, что и с воровством не сталкивался.

"Опасна сама дорога. Из-за усталости или плохой видимости можно попасть в ДТП, даже водители с многолетним стажем ошибаются. Зимой часто страдают новички, особенно в начале холодного сезона, когда на дорогах появляется незаметная ледяная корка. Фура ведет себя при потере управления совсем не так, как легковой автомобиль", – отметил Виктор Иванов.

Путешествия и зарубежные поездки

Несмотря на то что дальнобойщики проезжают множество городов, назвать себя путешественниками они не могут.

"Времени на осмотр городов чаще всего нет. Правда, бывает, ждешь загрузки пару дней, тогда можно погулять, но это очень редко. И загрузки ждешь чаще на какой-нибудь базе, от которой до города нужно добираться на машине, а из очереди выезжать нельзя. Мы видим только дорогу", – подметил Ильгиз Зиганшин.

Тем не менее благодаря работе он побывал во многих странах Европы и во всех регионах России.

"Кто-то скажет, что здорово побывать за границей и получить за это деньги. Но на самом деле очень сложно общаться с местными работниками складов, где ты разгружаешься или загружаешься. В целом поездки в Европу не сильно отличаются от поездок по России", – высказался Ильгиз Зиганшин.

Виктор Иванов подметил, что у европейцев другой менталитет.

"Сотрудники складов могут перестать загружать или разгружать фуру, если у них закончилось рабочее время, даже если осталось выгрузить пару поддонов. Они просто уходят. И надо их ждать до следующего дня. В России и странах СНГ будут работать, пока не закончат полностью", – подчеркнул Виктор Иванов.

Доход в обход

Дальнобойщики признались, что идут на хитрости, чтобы получить левый доход. Самый простой способ – это топливо, которое оплачивает работодатель.

"Заливаешь полный бак и литров 10 в канистру. И так с каждой заправки. Потом продаешь его чуть дешевле. Так делают очень многие – деньги лишними не бывают", – отметил Сергей Киреев.

"Можно заниматься дополнительной перевозкой. На некоторых базах просят что-нибудь перевезти в соседний город. Они и накладные сделают, и все будет официально, но в обход работодателя. Чтобы не платить ему комиссию. А водителю только плюс. Знаю, что бывали случаи, когда и нелегальный груз брали, но обычно такие водители не очень хорошо заканчивают", – предупредил Виктор Иванов.

Алексей Першин