← Коммерческий транспорт

Тяжкий груз: тягачи из Китая подорожали на 30% с начала года

Global Look Press/Xu Chang

Из-за недостаточного числа сервисных центров хромает и их обслуживание и ремонт, констатируют эксперты.

Стоимость китайских грузовиков с начала года выросла минимум на 30%, сообщили «Известиям» представители отрасли. На цены повлияли изменение курса рубля по отношению к юаню и ставка утилизационного сбора на иностранную технику, которая с 1 августа 2023 года выросла в 1,7 раза. Кроме того, возникла проблема с обслуживанием грузовиков, так как число их дистрибьюторов растет быстрее, чем сеть дилерских центров с экспертизой и ресурсами для ремонта тягачей, рассказали эксперты.

Как выросли цены на китайские грузовики

С начала 2023 года стоимость китайских магистральных тягачей — машин, предназначенных для перевозки грузов на большие расстояния, — выросла на 30%, рассказал «Известиям» менеджер по работе с ключевыми клиентами «Даюн-Рус» (официальным дистрибьютором грузовиков DAYUN) Ибрагим Басим.

А по оценке гендиректора «Авто-ПЭК» Дмитрия Иевлева, эта цифра даже выше.

— Стоимость седельного тягача массой от 12 до 20 т возрастом от ноля до трех лет только по итогам третьего квартала 2023 года увеличилась в среднем с 8 до 12,7–14 млн рублей, (т.е. на 59–75%, — «Известия») — рассказал он.

Цены на китайские грузовики «выросли колоссально», подтвердил президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. По его словам, цена тягача, который в начале года стоил 6 млн рублей, сейчас может достигать 10 млн.

Две основные причины происходящего — изменение курса рубля по отношению к юаню и новые ставки утилизационного сбора, которые вступили в силу 1 августа и выросли в 1,7 раза — с 1 до 1,7 млн рублей, рассказал гендиректор транспортно-экспедиционной компании ГЛТ Павел Горбунов.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Утилизационный сбор — это платеж за будущую утилизацию транспортного средства, который необходимо оплатить при его ввозе в Россию.

С 1 августа 2023 года ставки этого налога индексировали в 1,7–3,7 раза на легковые автомобили (в зависимости от объема двигателя), в 2,5–3,4 раза на легкие коммерческие автомобили и в 1,7 раза на грузовые автомобили.

Эти тарифы касаются только тех ТС, которые ввозят юридические лица.

Китайские производители поднимают цены и из-за снижения конкуренции после ухода европейских компаний,

добавил Владимир Матягин.

Еще одной причиной подорожания стало увеличение ключевой ставки Центробанком 15 сентября, из-за чего размер лизинговых платежей вырос на 1–1,5%, заявил «Известиям» технический директор транспортной компании Dentro Илез Хамурзиев.


В настоящее время транспортные и логистические компании активно закупают грузовики из Китая, так как выбора почти нет.

— С 2020 года многие крупные перевозчики практически не закупали новую технику. В итоге средний пробег грузовика достиг 1 млн км, автопарк большинства компаний устарел, — рассказал Илез Хамурзиев. — Но стоимость европейской техники за полтора года выросла более чем на 70%, а российские производители пока не могут закрыть все потребности перевозчиков.

Ненадежный тягач

Проблема не только в цене, но и в особенностях конструкции китайских грузовиков. Например, не на всех моделях есть прицепные устройства, отметил директор станции техобслуживания «БизнесБас» Сергей Микулич.

— Бывает так, что прицепное устройство располагается слишком высоко, — рассказал он. — В итоге конструкция из китайского тягача и российского прицепа не проходит по установленным в нашей стране габаритным стандартам. Из-за этого приходится вносить изменения в конструкцию автомобиля.

Несмотря на то, что отечественный рынок насыщен расходными материалами для проведения техобслуживания, некоторые детали остаются дефицитными.


— Российский рынок насыщен запчастями для китайских грузовиков FAW на 60–70%. Но не хватает кузовных деталей. Из-за ограниченного количества некоторых деталей большинство компаний сталкивается с проблемой ремонта после ДТП, — отметил Сергей Микулич.

В свою очередь гендиректор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев указал на дефицит тормозных дисков и колодок, а Илез Хамурзиев — на недостаток запчастей для коробок передач и двигателей.

Усугубляет ситуацию частота ТО, которую требуют китайские тягачи. Рекомендованный пробег между техобслуживанием европейской техники составляет 80–120 тыс. км, а у китайских брендов — в среднем 50 тыс. км.

Но, по словам Дмитрия Иевлева, чтобы избежать поломок, многие перевозчики уменьшают межсервисный интервал до 15–20 тыс. км пробега.

Где ремонтировать

Из-за большого потока новых китайских грузовиков возникает нехватка сервисов для их обслуживания, заявил Павел Горбунов.

— Количество дистрибьюторов грузовиков из КНР растет быстрее, чем число дилерских центров с экспертизой и ресурсами для ремонта тягачей, отсутствуют программы для их диагностики, — отметил он.

Сервисное обслуживание китайских брендов в России ограничено, например, гарантией не компенсируются диагностика и электротехнические работы.

— Сервисное обслуживание доступно только по дилерской сети одного дистрибьютора, у которого вы приобрели технику, — рассказал генеральный директор «Румос-Комтранс» Виталий Киселев. — В итоге, например, компании сталкиваются с тем, что машину можно обслужить в Москве, но не получится в Челябинске.

Кроме того, дистрибьюторы китайской техники пока не предоставляют дилерам возможность принимать решения о том, какая неисправность считается гарантийным случаем, а какая — нет, заявил Сергей Микулич.

— Когда автомобиль сломался, дилер не может начать ремонт без согласования с дистрибьютором. Иногда процесс согласования занимает пять–десять дней, — отметил он.

Чтобы снизить риск нехватки сервисных центров и увеличения сроков обслуживания, перевозчики начали ремонтировать китайские грузовики на собственных СТО. Например, ГЛТ уже оформил корпоративное дилерство, а Sitrak, Dentro и «Авто-ПЭК» начнут обслуживание техники из КНР до конца года.

Эксперты, опрошенные «Известиями», сходятся во мнении, что дальнейшее подорожание грузовой техники увеличит расходы перевозчиков, вслед за чем вырастут тарифы на их услуги.

Роман Солдатов