← Коммерческий транспорт

Пятерка с минусом: первые впечатления и отзыв водителя о грузовике «Компас 5»

фото здесь и далее: автора / 5koleso.ru

В линейку российских развозных автомобилей, выпускаемых компанией «Трак Восток Рус» на сборочном производстве в Набережных Челнах, добавился «Компас 5» массой 3,5 тонны. Впервые под маркой КАМАЗ появился грузовик, которым можно управлять с правами категории B.

Первая информация о проекте «Компас» появилась в конце 2019 года. Во время общения с прессой генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин сказал: «Мы пришли к выводу, что нам нужно спускаться по грузоподъемности более низко, и наши конструкторы разработали проект «Компас». Не наш сегмент, но мы ради объемов производства над этим задумались» (цитата по «Интерфаксу»).

Проект стартовал со сборки двух моделей — «Компас 9» и «Компас 12» полной массой 9,5 и 12 тонн соответственно. Долгожданная новинка впервые была представлена широкой публике на выставке Comtrans 2021, причем в самом востребованном на рынке исполнении — с рефрижераторным фургоном. В мае 2022 года первые автомобили поступили к дилерам. 


С июня прошлого года проектом занимается компания «Трак Восток Рус» (бывшая «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС»), имеющая сборочное производство в Набережных Челнах. В этом году в продуктовую линейку добавились модели «Компас 5» и «Компас 6» полной массой 3490 и 5600 кг соответственно. Конструктивно это одни и те же автомобили и разница в показателях полной массы похожа на некий маркетинговый ход со стороны автопроизводителя. Кстати, это впрямую намекает на значительный запас прочности «пятерки».


Прекрасный шанс опробовать машины в действии был предоставлен журналистам на Дмитровском автополигоне, куда приехали аж девять новеньких «Компасов» с промтоварными, изотермическими и тентованными кузовами. Среди них — три «Компас 5». Шторно-бортовой с надстройкой «Рустрак» уже известен нашим читателям по выставке COMvex (см. «Автопарк» № 5, 2023).


Остальные два были с изотермическими кузовами-фургонами, весьма близкими по габаритным размерам. Один из этих фургонов, выпускаемый под брендом Pelican.van, обладает вместимостью чуть более 17 м3и рассчитан на 8 европалет. Толщина боковых панелей 60 мм, передней стенки и потолка – 80 мм, пола и потолка – 100 мм. Во внешней отделке его стенок используется плакированный металл. В передней стенке предусмотрены закладные для монтажа холодильной установки. Второй, 18-кубовый фургон ArcticBOX c отделкой стенок из стеклопластика, был представлен под маркой «СибЕвроВэн».

А каковы особенности шасси? Первый в истории серийный малотоннажник с эмблемой КАМАЗ оснащен 2,2-литровым дизелем КАМАЗ-580.10-120 мощностью 122 л. с. и крутящим моментом 320 Нм. Это современный мотор с турбонаддувом, топливной системой Common Rail и с цепным приводом ГРМ. Многие наверняка оценят, что экологический класс Евро-5 у него достигнут благодаря технологии EGR, то есть без применения столь нелюбимого у нас реагента AdBlue. В поддоне картера установлен электрический подогреватель на 220 В — он будет полезен зимой при запуске двигателя после стоянки.


Двигатель агрегатируется с 5-ступенчатой механической КП модели ML532A. Рычаг коробки передач расположен на подиуме справа от водительского сиденья. Задний ведущий мост с гипоидной передачей, передаточное число 4,875. Запас топлива хранится в 75-литровом пластиковом баке.


«Компас 5» уже в «базе» имеет очень хороший пакет опций – электронные системы контроля устойчивости, ABS, обогрев зеркал, кондиционер, магнитолу, электростеклоподъемники, круиз-контроль, центральный замок, моторный тормоз, регулировку руля по вылету и наклону.


Кабина считается двухместной, но сиденье пассажира сделано полуторным. Бардачок напротив пассажирского сиденья можно было бы сделать и побольше. Есть еще два выдвижных подстаканника и потолочные полочки, удобные для хранения документов. Чтобы ничего не вылетало во время движения, с краю от этих полочек сделана сеточка.


Ближняя к водителю часть спинки правого сиденья традиционно опускается вперед – в таком положении ей можно воспользоваться как столиком.


Мультимедийного монитора на приборной панели нет: вся необходимая информация с бортового компьютера выводится на небольшой экран по середине приборного щитка.


Единственный USB-порт оказался спрятан под крышечкой на панели управления магнитолой. Кстати, громкостью и прочими настройками можно управлять кнопками на руле. Они – справа, а слева – кнопки круиз-контроля, который идет в числе базового оборудования.


Существенно, что зеркала заднего вида предусмотрительно разнесены в разные стороны с помощью удлиненных кронштейнов, это позволяет улучшить обзор назад, учитывая, что упомянутые кузова-надстройки очень широкие. Что касается сидений, то здесь есть нюанс: когда рычаг стояночного тормоза поднят, им сложно воспользоваться, чтобы прилечь отдохнуть, что между рейсами делают многие водители таких грузовичков.


Для испытаний автомобилей на полигоне подготовили несколько маршрутов, в том числе с подъемами в 4, 6 и 8 градусов. Все грузовики, участвующие в тестовых поездках, были с балластом. В «Компас 5» загрузили 2 тонны, что для подобного малотоннажником даже с избытком. Причем для движка такая нагрузка не казалась перебором, тянул в гору без необходимости вынужденного переключения передач. Хорошо работает система удержания автомобиля на уклоне. А вот моторному тормозу стоило бы добавить силенок – его включение практически не чувствовалось на спусках. Еще одно замечание касается отсутствия заднего стабилизатора: в движении на поворотах ощущалась раскачка кузова.


Рессорная подвеска показалась жестковата, но в планах у производителя вывод на рынок версии с пневматической подвеской.


Что ждет новый малотонажник в нашей стране? Интерес к нему очевиден, особенно в Центральной России, где в последнее время активизировался спрос на такие грузовики. При нынешнем кадровом дефиците на поиск водителя с категорией В потребуется меньше времени.


Максим Приходько, журналист:

Машина скомпонована ладно, на вид смотрится крепко – все-таки, грузовик рамный. Заявленную грузоподъемность в 1200 кг он везет не напрягаясь, балласт в грузовике был на 800 кг больше нормы. Но вопросы к новинке есть. Почему при обилии зеркал, регулируемой колонке в двух плоскостях и множеству электронных помощников, рессорный грузовик снабдили обыкновенным, неподрессоренным водительским сиденьем? Попрыгай из кабины в кабину, да потрясись за рулем всю смену, и заработаешь остеохондроз. Спинка сиденья тоже не впечатлила, она невнятная по форме. Почему работа моторного тормоза на груженой машине на спусках почти не ощущалась? Почему шпильки колес настолько длинные, что колесные гайки можно на шпильку навертеть по две сразу? Не всякий баллонный ключ подойдет. Почему у новой коммерческой машины нет ни за какие деньги заднего стабилизатора? Фургон на выходе из поворотов заметно раскачивало, хотя я не ехал «на все деньги», скорость была в районе 70 км/ч. Самое удивительное, что все эти «почему» относятся к новой модели, которая призвана уделать хорошо известный грузовик, ведущий свою родословную в России с 1994 года.

Но за попытку подвинуть старожила с пьедестала КАМАЗу все равно спасибо. В сегменте техники полной массой 3,5 тонны автостроители из Челнов еще не выступали. Значит у «Компас 5» все победы еще впереди.
Михаил Ожерельев