← Автомобильные грузоперевозки

Женщины-дальнобойщицы разрушают стереотипы о профессии

© Светлана Кузнецова / Фотобанк Лори / фото носит иллюстративный характер

В стране растет спрос на женщин-дальнобойщиц. Хрупкие только с виду россиянки могут мастерски и колесо весом в 120 килограммов поменять, и помочь решить проблему дефицита кадров в перевозках.

С теми, кого всегда манила большая дорога, встретилась корреспондент "Известий" Ксения Солдатова.

Крепче за баранку Александра держится руками с ярким маникюром. Как далеко бы ни ехала, всегда с макияжем и прической. Она только кажется хрупкой девушкой. Сама не раз меняла колеса ночью на трассе, при том, что весит одно колесо 120 килограммов. Это примерно втрое больше нее.

Недавно, говорит, ездила в Мурманск и Архангельск. В день проезжает по 800 километров. Отдыхает здесь же, потому и создала внутри домашний уют. Все в любимом красном цвете.


В кабине сразу безошибочно определяется, что за рулем девушка. По деталям интерьера и тому, что внутри. Есть даже мягкие игрушки.

"Это ловец снов, я когда увидела, думаю, как раз пойдет. Пушистое что-то, интересное", – сказала Александра.

Александра долго искала себя: работала поваром, кассиром, а потом на последние деньги пошла и отучилась на водителя грузовика. А вот рынок тогда оказался не готов.

"Когда я обзванивала работодателей, меня спрашивали: "Вы ищете для мужа работу?" Я говорю: "Нет, девушка, я ищу для себя". – "Ой, извините. Нет, мы только мужчин набираем", – вспоминает дальнобойщица Александра Сулайманова.

Но сейчас эта тенденция начала меняться. Объем грузоперевозок растет, водителей не хватает. 70 процентов российских компаний-грузоперевозчиков столкнулись с кадровым голодом.

"Проблема будет нарастать, потому что средний возраст водителей, который они называют, приближается к 55 годам. Средний срок простоя грузовика за 2023 год у этих компаний составил 46 дней, что больно ударяет по их экономике и прямо ложится в стоимость перевозок в РФ", – заметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Молодежь в дальнобойщики не идет – это не модно. Быстро решить проблему, по мнению экспертов, поможет только привлечение женщин.

"Мне даже попадалось объявление в интернете, что приглашаем девушек на работу без опыта. То есть они готовы брать, готовы рисковать, стажировать, чтобы только машины не стояли", – заметила дальнобойщица Яна Парамонова.

Яна, чтобы сесть за руль фуры, три года назад долго стажировалась. Сейчас уверяет, что все было не зря. В профессии она видит одни плюсы: можно и страну посмотреть, и на людей иначе взглянуть.

"Сегодня женщина может спокойно сесть на грузовик. Нажал на кнопочку, скорость переключилась. Женщина на дороге, опять-таки, аккуратнее себя ведет. Если сотрудник ГИБДД остановит: женщина там улыбнется, посмеется", – сказал президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" Владимир Матягин.

Но несмотря на очевидные преимущества, сейчас в стране официально трудоустроены всего около ста женщин-дальнобойщиков.

"А есть какая-то романтика в этом?"

"Я в основном люблю на дальняк ездить, потому что смотришь природу, включил любимую музыку", – сказала дальнобойщица Александра Сулайманова.

Александра своим примером разрушает стереотипы про женскую слабость: она вытягивала других водителей, когда те застревали, возила груз в Донецк к месту, которое обстреливалось. Другим девушкам тоже советует не бояться: ни дорог, ни чужого осуждения.