← Коммерческий транспорт

Когда окупится электрический грузовик?

Фото: Александр Кульнев / За рулём / zr.ru

«За рулем» протестировал 6-тонный рефрижератор на электротяге JMC E820.

Электрические грузовики всё чаще появляются на наших улицах и в обзорах экспертов «За рулем», но китайский JMC E820 стоит особняком. Это не переделка из модели с двигателем внутреннего сгорания, а оригинальная конструкция, электромобиль с рождения.

Какие дивиденды это сулит и какие недостатки? Способен ли электрогрузовик составить конкуренцию грузовым автомобилям с ДВС при городских перевозках? Узнаем на примере фургона-рефрижератора полной массой шесть тонн.

JMC E820 – послушный и комфортный грузовик. По меркам грузовой техники динамика просто ураганная! Цена в России от 7 600 000 ₽

Везите молча

Размерами и отдачей электромотора E820 сопоставим с нашим Валдаем 8. Двигатель стоит у заднего моста и выдает 90 кВт и 420 ньютон-метров. Но поскольку весь крутящий момент у «электрички» доступен с самого начала движения, динамика ошеломляет – 60 км/ч набираются за шесть секунд!

Причем тяга почти не падает, когда машина загружена: я ездил загруженным почти полностью, с тремя тоннами груза. И JMC разгонялся настолько задорно, что у меня появились опасения за сохранность перевозимого товара! Не уверен, что такие динамические способности вообще уместны для среднетоннажника.

Под кабиной — инверторный блок, а также бачки тормозной системы и системы охлаждения. Объем системы охлаждения — 3,8 литра.

Электромотор установлен перед задним мостом. Карданная передача не нужна.

А еще ваше стремительное приближение может стать сюрпризом для окружающих. Едет-то грузовик бесшумно! Потому у Е820 даже есть функция «звука троллейбуса», то есть принудительного гула при движении.

Непередаваемые ощущения – ехать в тихой кабине, когда слышишь даже цоканье по асфальту застрявшего в задней спарке камушка. Нет дизельных вибраций и запаха, не говоря уж про то, что не нужно постоянно переключать передачи. Светлое будущее наступило!

Кабина практически не выдает электрической сущности, если не считать шайбы режимов движения.

Как у любой "электрички", главные показатели на приборной панели — расход энергии и запас хода.

Пульт у левой передней стойки отвечает за управление холодильной установкой.

Тарифы на электроэнергию

Самая комфортная и эффективная скорость – 70–75 км/ч. Дальше дело портит аэродинамика: расход энергии растет и переваливает за 40 кВт·ч на 100 км. Если же держать крейсерские 70 км/ч, вполне достаточные для города, то полного заряда легко хватает на 250 км. Зарядка на «быстрой» станции занимает около часа.

Как и у любой «электрички», можно пользоваться рекуперацией, то есть подзарядкой батареи на торможении. Она не только полезна, но и удобна на больших спусках, где играет роль грузового ретардера.

Средняя стоимость одного кВт·ч на платных зарядных станциях – около 17 рублей.

Чтобы зарядить E820, нужно чуть больше часа.

Хорошая энергоэффективность – следствие того, что Е820 сделан электрическим изначально, а не конвертирован из грузовика с ДВС. Например, в трансмиссии нет карданов, с которыми потери неизбежны. Отсутствует насос гидроусилителя руля и разнообразные компрессоры, которым нужно питание. Отсюда и довольно низкий расход энергии, сравнимый с мощными легковыми «электричками».

Холодильная установка рефрижератора энергию из тяговой батареи тоже не «ест» – для нее установлен отдельный аккумулятор на 15 кВт·ч. Если холодильник работает на всю катушку (нужна глубокая заморозка, а на улице стоит жара), запаса электричества хватает на восемь часов. В обычных же условиях батарею нужно заряжать раз в две недели.

Тяговая батарея расположена внутри рамы, центр тяжести довольно низкий. Ячейки батареи железо-фосфатные, которые не так чувствительны к перепадам температур, как литий-ионные. Зарядная розетка стандарта GB/T находится по левому борту.

Холодильная установка работает от дополнительной батареи на 15 кВт⋅ч.


Розетка для зарядки тоже отдельная

Выгодно ли?

На первый взгляд, электрический среднетоннажник очень выгоден. Даже если пользоваться платными зарядками, при годовом пробеге в 100 тысяч км на энергию уйдет меньше 700 тысяч рублей. Это почти в полтора раза меньше, чем у схожего дизельного грузовика Dongfeng C80.

Кузов вмещает 22 кубометра или восемь стандартных европалет.

Электрогрузовик способен увезти 3,6 тонны, а полная масса — 6 тонн.

Задняя аппарель управляется как с пульта, так и кнопками на откидном борту.

И затраты на плановое обслуживания мизерные. Периодичность ТО – 40 тысяч км, и заключается оно в… замене салонного фильтра! Каждые 80 тысяч нужно менять тормозную жидкость. А каждые 100 тысяч проводится смена антифриза системы охлаждения и масла в заднем редукторе. Всё!

Однако цена электрического грузовика тоже выше. Если близкие по классу Валдай 8 или Dongfeng C80 стоят около 5 млн рублей, то JMC Е820 обойдется в 7,6 млн. Чтобы окупить разницу с китайским С80, потребуется около четырех с половиной лет. А для «выравнивания» с нашим Валдаем 8 – уже десять. Конечно, если пользоваться исключительно бесплатными зарядными станциями, то эти сроки можно сократить вдвое.

JMC E820

  • Длина / ширина / высота / база 6790 / 2270 / 3310 / 3360 мм
  • Снаряженная / полная масса 2350 / 6000 кг
  • Внутренние размеры фургона 4850 / 2100 / 2100 мм
  • Объем грузового отсека 22 м³
  • Максимальная скорость 100 км/ч
  • Разгон 0–80 км/ч 13,9 с
  • Диаметр разворота 14 м
  • Двигатель электрический, 90 кВт / 122 л.с.; 420 Н·м
  • Емкость батареи / запас хода 100,46 кВт·ч / 370 км
  • Трансмиссия задний привод

Энергия перевозок

Электрический коммерческий транспорт у нас в зачаточном состоянии. Например, можно вспомнить компанию EVM, создающую легкие электрические грузовики EVM Pro. В качестве основы используется шасси УАЗ Профи, а вся электрическая составляющая оригинальная. На данный момент выпущено 70 электромобилей.

Есть электрические проекты и у ГАЗа – ГАЗель e‑NN. В гамме есть шасси и цельнометаллические фургоны. Но будут ли они пользоваться стабильным спросом? Перспективнее выглядит 12‑местный электрический автобус e‑City, для которого есть рынок сбыта в виде городского транспорта Москвы и других крупных городов.

В Москве электрический парк насчитывает больше тысячи машин! На конец 2023 года в столице было 1300 электробусов ЛиАЗ и КАМАЗ. В течение нынешнего года он пополнится еще 1200 электробусами, включая ГАЗель e‑City.

скриншот: За Рулём / zr.ru



Александр Виноградов