Отгремело одно из масштабных выставочных мероприятий в отраслях коммерческого транспорта, дорожно-строительной техники, сервисного обслуживания и логистики. 1746 компаний представили на СТТ, СТО, Logistika Expo и ComVex свои разработки и решения.
Ожидаемо превалировали бренды из Китая, понемногу было представителей Турции, Беларуси, России, Италии, Казахстана, Узбекистана и Малайзии. Впечатления о выставках у экспонентов разнились от грустных до радостных. У кого-то на стенде отбоя не было от посетителей с продуктивными переговорами, а кто-то жалел потраченных денег.
Из-за масштабов занятой территории казалось, что гостей меньше, чем в прошлые годы. Но, по сути, они просто разбредались по огромной уличной экспозиции и по трём павильонам «Крокус Экспо». Исключение составляли, пожалуй, гости из Поднебесной, которых централизованно привозили на туристических автобусах, и они шумною толпой штурмовали стенды.
При этом они не просто рассматривали российские разработки, а преследовали свой шкурный интерес. Как нам рассказал коммерческий директор ООО «РД Групп» Сергей Матвеев, несколько предприимчивых туристов пытались купить образцы систем безопасности, чтобы впоследствии скопировать и начать массовый выпуск у себя на родине.
Среди последних решений компании — система отслеживания усталости и концентрации внимания водителей. Её отличительная особенность — внедрение искусственного интеллекта, который в режиме реального времени анализирует множество данных с камер. Представили на стенде «РД Групп» и радары, которые помогают избежать столкновений с впереди едущим транспортом, а также системы кругового обзора для помощи водителю при маневрировании.
В комплексе обеспечения безопасности важную роль играют также угловые датчики ABS, контроля давления в шинах и «ЭРА-Глонасс». Отметим, что вся эта продукция является отечественной, что позволяет получать машиностроителям дополнительные баллы для прохождения техники в список российской согласно 719 постановлению Правительства.
По этому же принципу идёт и «Кирэй Кемикал», выпускающая смазочные материалы для транспорта под брендом Katana. Компания строит собственный завод на территории России, на котором внедрят уже действующую связку технологии Smart2Blend (потоковый блендинг) с технологиями японских производителей.
Применение многократного механического измельчения, перемешивание, электромагнитная обработка, акустическая и гидродинамическая кавитации позволяют получить на выходе синтетические масла премиум-класса, что подтверждают лабораторные исследования. Продукция подходит как для отечественных, так и импортных двигателей.
К слову, после ухода ряда зарубежных производителей поддерживать оставшуюся технику в хорошем состоянии потребителям становится всё сложнее. Особенно в части нежной гидравлики. Помочь с этим вызвалась компания «Еврогидросервис», чья основная деятельность — обслуживание гидравлических систем импортных машин. Кроме того, это ещё и производитель сертифицированных рукавов высокого давления. Специалисты предлагают полное обслуживание под ключ, адаптируя решения для любых условий эксплуатации.
Сегмент грузоперевозок
В условиях жёсткой нехватки российских грузовиков внимание как конечных потребителей, так и «бодибилдеров» было обращено на всё, что можно задействовать в перевозках. Многие открывали для себя новые имена. Например, Altai, казалось бы, российское название региона должно принадлежать отечественной машине. И да, в далёком 2006 году в кооперации с FAW в Бийске на местном котельном заводе начали сборочное производство грузовиков CA 3310, но под собственной торговой маркой. Просуществовал проект до 2010 года и благополучно исчез в анналах истории.
Но свято место пусто не бывает. В 2022 году в Санкт-Петербурге начинают ходить разговоры о разработке грузовых шасси Altai. Проект был покрыт тайной вплоть до весны этого года, пока созданное в мае 2023 года ООО «Кистоун авто» не заявило об участии в ComVex 2024 с целой линейкой техники. Тут и среднетоннажные шасси снаряжённой массой 12 т, тяжеловесы с колёсными формулами 6х4 и 8х4, полноприводные вездеходы с односкатной ошиновкой 4х4 и 6х6. В перспективе ближайших месяцев обещают представить шасси полной массой 3,5, 5 и 9 т, а также тягачи и цельнометаллические фургоны.
Ларчик открывался просто: машины собирают в Китае, по внешнему виду и характеристикам они соответствуют гражданской продукции Hubei Sanjiang Space Wanshan Special Vehicle Company Limited. Этот завод входит в структуру Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации, чьим технологическим партнёром выступает корпорация «Ростех».
В свою очередь, её стратегический партнёр — «Газпром», чьё дочернее ООО «Газпромнефть — Дорожное строительство» проводило тендер (копия документации есть в распоряжении редакции) по ремонту дорог к контейнерному терминалу в Северной столице под юридическим названием АО «Порт-Карго-Сервис», директором которого является Роман Желтухин. Он же, по данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, учредитель и генеральный директор ООО «Кистоун авто».
И, похоже, планы у китайско-российского дистрибьютора громадные, на стенде присутствовали образцы различных шасси, построенных «Чайка-Сервис», «Уралпромтехника», «Рустрак», «Феникс» и другими «бодибилдерами». А к 2026 году обещают начать сборку с локализацией на территории России.
Как и в прошлом году, на стендах было много тягачей из КНР. Представители логистических компаний ходили между ними, внимательно осматривая каждую деталь. По большому счёту, модели разных брендов схожи по техническим характеристикам, поэтому основной акцент потенциальные клиенты делали на доступность сервисного обслуживания: в каких регионах есть СТО, насколько заполнены склады запчастей, как долго ждать комплектующие и т. д.
В более выигрышном положении в этом плане оказывались дистрибьюторы и дилеры тех марок, которые уже давно присутствовали в России. Например, FAW со 177 местами обслуживания техники, чья доля продаж до 2022 года была, честно говоря, небольшой. Но представительство бренда не пропускало почти ни одной возможности выставить свою продукцию на всеобщее обозрение. А сейчас, когда конкуренция между китайскими производителями обострилась донельзя, тем более приходится лезть из кожи вон.
В этом году «ФАВ — Восточная Европа» привезли несколько вариаций прошлогодней премьеры — модели J7. Это Low Liner с высотой ССУ 950 мм, и дизельная с колёсной формулой 6х2 и подъёмной задней осью, и газомоторная версия 4х2 на сжиженном метане. Последними компания занялась по запросу ПАО «Новатэк», которая начала развитие газовых заправок, а попутно решила продавать и технику на метане. По заверению дистрибьютора, двух баков хватает на пробег 1300 км.
Презентовали и полноприводную версию (6х6) тягача прошлой модели J6, но с рестайлинговой кабиной, модернизированной системой подачи AdBlue и принудительным ограничением скорости до 70 км/ч.
Получившие в прошлом году неофициальный статус китайского Mercedes-Benz грузовики Beiben Trucks в этом году предстали не только в обличье самосвалов. Дистрибьютор «БейбенТракРус» отреагировал на возникший спрос и получил ОТТС на газомоторный седельный магистральный тягач, ставший дополнением к представленному ранее дизельному собрату 4х2, а также более суровым 6х4 и 6х6. В основе — 430-сильный мотор Weichai Power с 12-ступенчатым «роботом» от Fast Gear. Кабина — высокая лицензионная от Actros с отопителем на 4 кВт.
Заходит компания и в сегмент грузовиков поменьше. Пока идёт процесс получения ОТТС на малотоннажную модель Beiben 0817L, внешне напоминающую Isuzu Elf 7.5. На выставке машина стояла с бортовой платформой, но вообще дистрибьютор планирует отдавать шасси под застройку различными надстройками.
На рынке среднетоннажников российское представительство Beiben дебютировало с полноприводной трёхосной моделью 2538LA с бортовой платформой, КМУ и буром. Под кабиной дизельный WP10.375E50, соединённый с механической Fast Gear 12JSD200T. Шасси будет доступно в пяти вариациях колёсных формул.
Куда же без лидирующего по продажам среди грузовиков бренда Sitrak? Одну из масштабных площадей занял давний дистрибьютор — ГК Gross. Тягачей и самосвалов было не просто много, а очень много. Включая газомоторные версии с запасом хода в 1200 км. Кроме того, компания привезла бетоносмесительные установки объёмом 10, 12 и 14 кубометров с увеличенными водяными баками на шасси Sitrak, а также лесовозы с КМУ с усиленными мостами и изотермический фургон на 55 м3 с гидробортом.
Эту надстройку произвёл входящий в ГК Gross завод «Атлас Трейлер», специализирующийся на производстве прицепной техники.
Между тем, возникший ранее дефицит магистральных полуприцепов в этом году спровоцировал обильный рост предложений. В мае прошлого года в Амурской области появилось ООО «КитСпецТех», которое занялось поставками техники из Поднебесной. Предприниматели быстро договорились о дилерстве с двумя десятками производителей и начали закрывать спрос со стороны транспортных компаний. К своим преимуществам компания относит и большой парк седельных тягачей, так что клиенты по принципу одного окна могут сразу получить готовую фуру и быстро ввести сцепку в свою логистику.
Производитель из Узбекистана ИП ООО «UZAuto Trailer» привёз на выставку шторный полуприцеп на четырёх осях SAF, две из которых подъёмные.
Для транспортировки тяжёлой техники и других грузов свои решения представила ПКФ «Политранс». Это бортовой полуприцеп с алюминиевыми бортами на пневмоподвеске и тормозной системой с EBS, опорным устройством BPW, подъёмной осью грузоподъёмностью почти 30 т, а также трал-низкорамник с площадкой более 11 м, способный возить на себе 39 т. Более подробно с этими моделями можно ознакомиться в нашем материале.
Полуприцепы своего дочернего бренда «Северест» в этом году выставил завод «УралСпецТранс». Самосвальная модель ППС 34-32Л базируется на раме из стали S700 и 12-тонных осях BPW. Кузов небесно-голубого цвета объёмом 34 кубометра можно закрывать тентом вручную.
Ещё один полуприцеп предназначен для перевозки битума и соответствует требованиям ДОПОГ. В термоизолированную цистерну помещается 32 кубометра. Две передние оси из четырёх сделали подъёмными.
Третья модель на стенде — четырёхосный контейнеровоз с усиленной подвеской. Здесь также две передние оси подъёмные. На полуприцепе можно разместить один 40-футовый контейнер или два 20-футовых. Для удобства погрузки предусмотрена площадка для заезда погрузчика.
Довольно интересным решением можно признать универсальный полуприцеп производства Orthaus Trailers (Турция). В нём можно перевозить как 40-футовый контейнер (или два 20-футовых), так и металлические 8-метровые рулоны. Но главная особенность в том, что это ещё и полноценная «штора», позволяющая загрузить 33 европаллеты. Тент быстро сдвигается по специальным салазкам, что экономит время при погрузке/разгрузке.
Российский дистрибьютор турецкой Yildiz Treyler Otomotiv San. Ve Tic. A.Ş пытается отстроиться от конкурентов рефрижераторными полуприцепами. Сама компания делает сэндвич-панели с утеплителем из пенополиуретана, в отличие от наших отечественных заводов, где применяют пенополистирол. От китайских ХОУ тоже решили отказаться, так как не ощущают проблем с поставками привычных многим потребителям европейских.
Возглавила ООО «ЙЫЛДЫЗ РУС» известная многим отраслевым журналистам Раиса Лежепёкова, в течение 14 лет отвечавшая за маркетинг и внешние коммуникации в российском представительстве Schmitz Cargobull. По её словам, на рынке компания планирует реализовать 500 единиц в этом году и обеспечить минимум 20 сервисных точек обслуживания.
Свой рефрижератор представил и Камский автозавод, причём на трёхосном шасси КАМАЗ-65658. В термобудку официально можно загрузить 44 кубометра груза весом 12,8 т. Но более интересной моделью стал переведённый с европейских деталей на доступные седельный тягач К5 «для бедных». КАМАЗ-54902 стоит примерно на 2 млн рублей дешевле старшего брата 54901. За счёт чего? Во-первых, меньше отделки кабины, она и по размерам компактнее.
Во-вторых, за счёт китайских мостов HanDe и 12-скоростного «робота» от Fast Gear. Под кабиной расположился 400-сильный дизельный мотор КамАЗ-689.510, который ставят с прошлого года на КАМАЗ-6520.
На самом деле продукции КАМАЗа было много, как в сегменте строительной техники, так и в коммерческом транспорте. Но вопрос: «К чему эта ярмарка тщеславия, если гражданские шасси в дефиците?» остался повисшим в воздухе.
Дорожное и не только строительство
В сегменте строительной техники балом также правили представители брендов из Поднебесной.
На стенде Sany, куда, как обычно, зазывали посетителей тамадой и конкурсами слишком уж звучные колонки, представляли большую линейку техники. Среди новинок — модернизированная модель экскаватора SY215H, ключевая особенность которой в новой кабине и управлении с сенсорного планшета. Естественно, привычные джойстики и рычаги-педали никуда не убирали.
Масштабным был и стенд XCMG. Помимо традиционных автокранов, АБЗ, бетоносмесительных установок, электрического погрузчика контейнеров, экскаваторов, катков и автогрейдеров, на уличной экспозиции обустроили небольшую территорию, где все желающие могли попробовать закинуть баскетбольный мяч в кольцо ковшом мини-экскаватора и поупражняться в чудесах ловкости на мини-погрузчике.
Также состоялась премьера электрического фронтального погрузчика с тремя электродвигателями.
Дистрибьютор «Русбизнесавто» в этом году сконцентрировал внимание посетителей на двух брендах — LGCE и Bull. Первый, в принципе, в представлении не нуждается, ранее он был известен под маркой SDLG. Эту технику позиционируют как премиальную и выносливую. Дистрибьютор находится в постоянном контакте с заводом в Китае, где модели дорабатывают именно под наши условия работы.
Второй бренд — Bull — позиционируют как более бюджетный вариант для малого бизнеса. Помимо линейки фронтальных и мини-погрузчиков, компания «Русбизнесавто» в этом году порадовала премьерой — телескопическим погрузчиком Bull TL4512, способным работать с грузом на высоте до 4,3 м. На минимальном вылете полноприводный «малыш» вполне выдерживает 1,25 т.
Другая машина, ориентированная под запросы рынка, мини-погрузчик Bull SL 1250 с вертикальным подъёмом стрелы. Высота выгрузки заявлена на уровне 3215 мм, что превосходит многие аналоги, грузоподъёмность составляет 1,2 т, но на тестировании стрела уверенно держала 1,5 т.
Дорожникам представили полную линейку катков массой от 13 до 36 тонн. В скором времени обещают привезти и модели поменьше.
Потребители из сегмента дорожного строительства также оценили и новинки на стенде LiuGong. После ухода европейских и американских компаний возник дефицит асфальтоукладчиков и ресайклеров. И теперь в этот сегмент и заходит производитель. Причём, по словам представителя дистрибьютора, завод быстро реагирует на пожелания и уже через полгода представляет доработанную конструкцию. К слову, у европейцев на это уходило несколько лет.
Кроме того, интерес гостей стенда вызывали электрический фронтальный погрузчик, который может работать без подзарядки в течение 6 часов, а также обновлённая линейка экскаваторов серии F с электронными джойстиками управления.
Миасское предприятие «АМТ Н. В.» выставило три модели грузовиков Hongyan под своим брендом. Справедливости ради отметим, что это не просто собранные у нас китайские машины. Как и в истории с Iveco, наши инженеры сами их дорабатывают под российские условия эксплуатации и нетипичные задачи заказчиков, хоть и с большинством комплектующих из Поднебесной.
Итак, седельный тягач 632910 6х6 с двигателем 560 л. с. и усиленной трансмиссией под крутящий момент в 2500 Н·м с раздаткой оснащён передним 13-тонным мостом и задними на 20 тонн. Инженеры уверяют, что он может тащить автопоезд полной массой 130 тонн.
Или 50,5-тонный самосвал 758901 CNG 8х4 на сжатом метане с 23-кубовым кузовом приводит в движение 13-литровый мотор Shanghai SC13ET500Q6 мощностью 500 л. с. в паре с механической синхронизированной Fast Gear С12JSDQXL320TA. Для заправки установили баллоны общей вместимостью 1670 л, этого хватает для 550 км пробега с грузом.
На заводе решили показать, что могут не только в тяжёлую технику, но и готовы подвинуть «КАМАЗ» с «Уралом». «Бодибилдерам» презентовали шасси 432945 4х2 полной массой в 20 тонн с мотором на 320 лошадей. По словам представителей «АМТ Н. В.», на рынок выведут несколько вариантов колёсных баз, так что конструкторам будет где разгуляться в монтаже надстроек.
К слову, сосед по территории производства — автозавод «Урал» собственных новинок почти не показал, выставив застроенные заводами спецтехники шасси. Постарался завод «Стройдормаш», смонтировав КМУ с функциями автовышки и бурильной установки на шасси «Урал Next». Конструкция рассчитана на работу с грузом весом 380 кг на высоте до 19,5 м, на минимальном вылете — 7,5 т. Люльку можно поднять на 22,5 м, бурить на глубине до 10 м.
Инженеры «Мега Драйв» спроектировали монтаж бурильной установки с подъёмным крюком на короткое полноприводное шасси «Урал-80», представленное в прошлом году. Втянутая стрела может выдержать до 7 т, на максимальном вылете в 12 м — полтонны. Шнеки бура можно опускать на глубину до 9,4 м.
А вездеходный «бескапотник» «Урал-63704» предстал в виде тягача с КМУ «Инман 320». На стенде также присутствовал «Урал-С34520» с ломовозной надстройкой Велмаш ВМ10-74М и с подъёмником пантографного типа с рабочей платформой для обслуживания контактной сети от завода «Гирд». Ещё один «Урал» мы обнаружили на стенде завода «Спецагрегат», где на него навесили шнекоротор.