← Автомобильные грузоперевозки

Российская логистика страдает от кадрового голода

фото © Юрий Бизгаймер / Фотобанк Лори

Последний год российский рынок труда испытывает большие проблемы. Одной из пяти отраслей, где нехватка работников ощущается сильнее всего, остается транспорт и логистика.

Больше всего компании, в том числе и в Красноярском крае, нуждаются в «синих воротничках»: сортировщиках, водителях и приемщиках. Причем число вакансий для водителей-дальнобойщиков за год увеличилось на 46%. О причинах кадрового голода и перспективах решения вопроса рассказали эксперты.

ПРИЧИНЫ КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА

Согласно исследованию «Авито.Работа», число вакансий в сфере транспорта и логистики в первом полугодии 2024 года выросло на 36% по сравнению с январем-июнем 2023 года, и на 15% увеличилось зарплатное предложение для новых сотрудников. За последний месяц в Красноярском крае конкуренция за соискателя в отрасли выросла на 3%.

По данным hh.ru, в июне 2024 года в регионе зарегистрировано на 21% больше вакансий в сфере транспорта и логистики, чем годом ранее, а прирост количества резюме составил 17%.

Одной из основной причин нехватки персонала стала «демографическая яма», отмечают директор по персоналу транспортной компании Delko Екатерина Кирилина и директор по персоналу и коммуникациям FM Logistic Мария Шиповалова. В 1990-х годах родилось мало детей, а также молодежь не хочет занимать линейные позиции.

Менее всего для молодых людей привлекательна профессия дальнобойщика.

По словам директора по развитию бизнеса SOTA Logistic Игоря Чернышева, кандидатов до 30 лет на эту должность практически нет. К тому же готовить кадры на позицию водителя попросту некому.

«На категорию СЕ готовят лишь 15% действующих автошкол. При этом большинство из них используют для обучения устаревшие автомобили», - объясняет Екатерина Кирилина.

Немалую роль в кадровом кризисе сыграла и геополитическая ситуация, приведшая к оттоку сотрудников и переходу на китайскую технику, обслуживание которой требует специфических знаний и навыков.

Эксперты отмечают, что специалисты, разбирающиеся в тонкостях азиатских машин, на вес золота, а их нехватка в будущем будет состалять более 25%.

Растут и издержки: простаивает транспорт, постоянно поднимается уровень зарплат, из-за чего увеличивается себестоимость перевозок.

«Сегодня зарплата водителя составляет 180 тыс. рублей после вычета налогов, но даже с таким предложением тяжело найти опытного шофера», - отмечает Игорь Чернышев.

ГДЕ И КАК ИСКАТЬ СОТРУДНИКОВ

Как рассказывает Екатерина Кирилина, в первую очередь для поиска персонала компания обращается к рекомендациям коллег и сервису по поиску работы.  

Также закрывать вакансии можно подготовкой сотрудников внутри компании: проводить обучение для шоферов с недостаточным опытом вождения по категории Е, организовывать офлайн- или онлайн-курсы для совершенствования навыков управления современной большегрузной техникой.

Каналами для привлечения кадров могут также быть профильные вузы, соцмедиа, службы занятости, администрации районов в регионах, где представлена компания, говорит Мария Шиповалова. Стоит обратить внимание и на соискателей в возрасте.

Соискателям важно предлагать достойные условия труда, и речь не только про размер зарплаты, но и про гибкость графика и стабильность нагрузки. Для водителей также важны удобство маршрутов и гарантированность пробегов.

В некоторых компаниях внимание уделяют и таким мелочам, как форма одежды сотрудников. Например, заказывают удобную спецодежду специально для женщин.

КАК НЕ УПУСТИТЬ КАДРЫ?

В текущей ситуации удерживать старые кадры не менее важно, чем привлекать новые.

Если компания предлагает хорошую систему мотивации, обеспечивает льготами работников и их семьи, у сотрудников будет меньше поводов задуматься об уходе.

На комфорт условий труда влияют и взаимоотношения персонала с начальством, например, совместные рейсы водителей и топ-менеджеров.

«“В полях” руководители лучше понимают условия и характер работы дальнобойщиков, узнают из первых уст об их трудностях. Такая практика сокращает дистанцию между топ-менеджерами и работниками, помогает выстроить доверительные отношения и решить определенные проблемы», - объясняет Екатерина Кирилина. Благодаря таким мерам компания смогла сократить текучесть водительских кадров на 15%.

КОГДА СИТУАЦИЯ СТАБИЛИЗИРУЕТСЯ?

Как утверждает Игорь Чернышев, кадровый голод вряд ли исчезнет даже в следующем году. В этом с ним соглашается Екатерина Кирилина:

«Опрометчиво ожидать, что до 2035 – 2040 года соискателей на рынке станет больше. 10-15 лет – это существенный срок, а для некоторых компаний целая жизнь».

Эксперты сходятся и во мнении, что как бы компании ни старались справиться с кризисом, проблема острой нехватки кадров в транспортно-логистической отрасли должна решаться на уровне государства.

«Необходимо начинать с базовых вопросов: например, достаточно ли водителю-экспедитору суточных, норма которых недавно была урезана? – рассуждает Екатерина Кирилина. – Есть ли в нашей стране дорожная инфраструктура, особенно необходимая водителям-женщинам: безопасный ночлег, чистый душ, прачечная, туалет и т.д.?».

Как показывает практика, продуктивная борьба с дефицитом кадров невозможна без комплексного подхода и непосредственного участия государства. Решение этой проблемы требует времени и усилий – возможно, больших, чем ожидалось. Однако постоянное совершенствование системы набора персонала и условий труда позволит преодолеть кризис как можно раньше.