124 тыс. руб. – медианная зарплата водителя грузового транспорта.
Об этом РЖД-Партнеру рассказали в ассоциации «АвтоГрузЭкс». Она выросла в полтора раза, а спрос на водителей – на 58%: работодатели разместили 488 тыс. вакансий, тогда как число соискателей увеличилось всего на 6%, подчеркивают аналитики ассоциации.
Дальнобойщик – профессия редкая
Еще в прошлом году ситуацию с наймом водителей участники рынка оценивали как сложную. Транспортные и логистические компании заявляли о кадровом голоде: количество резюме на 36% превышало число вакансий. А в 2024 году ситуация стала еще более острой: за первые восемь месяцев текущего года число вакансий превысило число резюме в 2,3 раза.
По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», дефицит водителей категории CE по итогам прошлого года увеличился с 21 до 25%. При этом средний возраст сотрудников за последние годы вырос с 48 до 54 лет.
Работодатель действует по старинке, он повышает зарплату. В 2024 году в полтора раза больше, чем в 2023-м. Медианная зарплата этой категории сотрудников в январе – августе 2024 года составила 124 тыс. руб. и оказалась самой высокой в логистической отрасли – в том числе выше, чем у «белых воротничков»: например, менеджерам по логистике и ВЭД за аналогичный период предлагали в среднем 78 тыс. руб., подчеркивают в «АвтоГрузЭкс». Со слов Виктории Цой, директора по персоналу ПЭК, теперь водителю обеспечивают не только высокие доходы, но и комфортный режим работы.
«Помимо повышения уровня оплаты, важно обеспечить водителю грузовика комфортные условия труда: помощь в дороге, качественный отдых в период вахты, компенсацию затрат на выполнение смежных функций (погрузка, разгрузка и так далее), а также при простоях транспорта. Условия труда непростые, поэтому еще одна важная мера – страхование жизни и здоровья этой категории сотрудников», – перечисляет она.
Александр Зарецкий, первый заместитель генерального директора «Байкал Сервис», утверждает, что
с начала года средний срок закрытия одной вакансии в сегменте водителей категорий В и С увеличился на 30–40% по сравнению с предыдущим.
«Еще несколько лет назад сложно было представить, что водители грузового транспорта станут одними из самых востребованных специалистов на рынке и компании будут их переманивать, – говорит Ева Климентенко, руководитель отдел персонала федеральной транспортной компании «Скиф-Карго».
Дальнобойщик без опыта
По данным «АвтоГрузЭкс», уже сейчас до 10% автопарков перевозчиков простаивает из-за нехватки водителей. В сегменте внутригородских перевозок дефицит водителей достиг 15%. Однако если верить участникам рынка, то в компании приходят водители с низкой квалификацией. Об этом, в частности, говорит коммерческий директор «МТЭК-Логистик» Евгений Симаков.
С его слов, квалификация сотрудников снизилась значительно. Более того, компании все чаще принимают на работу водители без опыта работы в грузоперевозках и профильных навыков. Поэтому новые водители «Авто-ПЭК» проходят расширенную стажировку с наставником, по итогам которой сдают экзамены, и только после этого допускаются к регулярным рейсам. В «Скиф-Карго» введены дополнительные теоретические и практические занятия, а также внедрена система постоянного контроля работников в дороге.
До конца года уровень оплаты труда водителей грузовиков может увеличиться на 10–30%, так как дефицит этой категории сотрудников обостряется,
прогнозирует Вадим Филатов, президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов. При этом уровень квалификации водителей вряд ли увеличится. С его слов, обучение профессии – крайне дорогое, оно составляет в среднем 150 тыс. руб. Впрочем, и срок обучения немаленький – полтора года.
Более того, по данным «АвтоГрузЭкс», в России острый дефицит автошкол, которые обучают водителей категории СЕ. Со слов Филатова, их профессиональной подготовкой занимаются меньшинство площадок. И главное, обучают современных водителей на устаревших тягачах с прицепами. Кроме того, водителей не обучают навыкам управления современной техникой, заполнению документов, не дают знаний в области крепления грузов, перечисляет Филатов.
«Поэтому в первую очередь важно обновить технику, затем – запустить в автошколах обучение основам профессии «водитель-экспедитор», – продолжает он.
Со слов Филатова, необходимо как обновить базу автошкол, так и снизить срок подготовки дальнобойщиков. Это возможно, подчеркивает Филатов, если внедрить сквозные модули. Тогда обучение займет в шесть раз меньше времени – три месяца.