← Автомобильные грузоперевозки

Автоперевозки в Беларуси: ответственность перевозчика за неподачу машины, опоздание и повреждение груза

© Александр Замараев / Фотобанк Лори

Продолжаем серию публикаций о спорных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе автоперевозок на территории Беларуси.

Мы продолжаем рассказывать о юридических аспектах автомобильных грузоперевозок в Республике Беларусь. Наш предыдущий материал был посвящён спорным ситуациям, в которых могут оказаться белорусские и иностранные перевозчики.

В этой статье рассмотрим ситуации, в которых могут оказаться грузовладельцы и грузополучатели. Это неподача машины, её опоздание и повреждение груза.

Если перевозчик не подал вовремя машину

1. Автомобильный перевозчик обязан подать в срок, установленный договором автомобильной перевозки груза, договором фрахтования для автомобильной перевозки грузов или договором об организации автомобильных перевозок грузов, исправное транспортное средство под загрузку в состоянии, пригодном для автомобильной перевозки соответствующих грузов.

Грузоотправитель вправе отказаться от своевременно поданного под загрузку транспортного средства, если оно не соответствует условиям договора или непригодно для автомобильной перевозки соответствующих грузов.

Если своевременно поданное под загрузку транспортное средство не соответствует условиям договора или непригодно для выполнения автомобильной перевозки соответствующих грузов, такое транспортное средство считается не поданным под загрузку (ст. 42 Закона "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках".)

2. За неподачу или несвоевременную подачу транспортного средства в соответствии с договором, автомобильный перевозчик несет ответственность, установленную законодательством, а также соглашением сторон.

Автомобильный перевозчик освобождается от ответственности за неподачу или несвоевременную подачу транспортного средства, если это произошло вследствие непреодолимой силы или других непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, прекращения или ограничения автомобильных перевозок в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном законодательством, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст. 51 Закона "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках".

3. Ответственность перевозчика при внутриреспубликанской перевозке зависит от того, на какое время опоздал перевозчик и что предусмотрено в договоре.

Правила автомобильных перевозок грузов, утв. Постановлением Совета Министров РБ 30.06.2008 N 970 гласят:

366. За несвоевременную (с опозданием от 30 минут до 2 часов от согласованного времени) подачу грузового транспортного средства в пункт погрузки автомобильный перевозчик уплачивает заказчику автомобильной перевозки штраф согласно условиям соответствующего договора.

Следовательно, в договоре необходимо предусмотреть такой штраф.

В случае, если опоздание грузового транспортного средства составило более 2 часов, заказ считается невыполненным по вине автомобильного перевозчика, и последний несет ответственность в соответствии с пунктом 363 настоящих Правил.

363. За невывоз груза в количестве, предусмотренном в согласованной заявке или в принятом к исполнению разовом заказе, автомобильный перевозчик уплачивает заказчику автомобильной перевозки 20 процентов стоимости автомобильной перевозки невывезенного груза, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре.

367. При непредоставлении автомобильным перевозчиком грузовых транспортных средств, работа которых оплачивается по повременному тарифу, в количестве, предусмотренном в заявке или в принятом к исполнению разовом заказе, или при опоздании подачи этих грузовых транспортных средств автомобильный перевозчик уплачивает заказчику автомобильной перевозки штраф исходя из повременного тарифа за все время опоздания, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре.

В договоре может быть прописан иной размер штрафа либо пени за каждый час просрочки.

4. При международной перевозке предусматривать неустойку за неподачу/несвоевременную подачу ТС необходимо в договоре.

5. Если в связи с опозданием у заказчика пропадает интерес к перевозке (например, перевозку нужно было начать в строго определенное время – без отставания по графику), нужно предусмотреть в договоре право на односторонний отказ от договора в данной связи.

6. Если транспортное средство подано, но оно непригодно для перевозки данного груза, это приравнивается к неподаче.

Если грузоотправителя не удовлетворяет поданное автомобильным перевозчиком транспортное средство, он должен составить акт о разногласиях между автоперевозчиком и заказчиком перевозки по форме согласно приложению 4 к Правилам автомобильных перевозок грузов и передать его автомобильному перевозчику (п. 16 данных Правил).

7. Если оплаченная в порядке предоплаты перевозка не состоялась из-за неподачи ТС перевозчиком, следует требовать возврата предоплаты.

Если перевозчик доставил груз с опозданием

1. Внутриреспубликанские перевозки

Сроки доставки груза определяются соглашением сторон.

Просрочка в доставке груза имеет место, когда груз не был доставлен в согласованный срок, а в случае отсутствия согласованного срока имеет место, когда фактическая продолжительность автомобильной перевозки груза с учетом ее конкретных обстоятельств превышает разумный срок (ст. 47 Закона "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках").

Если срок доставки груза не согласован, то перевозчику стоит руководствоваться Рекомендуемыми сроками доставки грузов при междугородных автомобильных перевозках (Приложение 5 к Правилам автомобильных перевозок грузов). Кроме того, при выборе маршрута рекомендуем следовать информации, которая указана в сопроводительных документах на груз. Был ли превышен разумный срок доставки, в случае спора будет определяться с учетом данных Рекомендуемых сроков.

Как отличить просрочку от утраты?

Заказчик автомобильной перевозки считает груз утраченным и может потребовать возмещения его утраты, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию при городской и пригородной автомобильных перевозках в течение 10 дней со дня приема груза к автомобильной перевозке, при междугородной автомобильной перевозке — в течение 30 дней по истечении срока доставки, при прямой смешанной перевозке — по истечении четырех месяцев со дня приема груза к автомобильной перевозке (п. 372 Правил автомобильных перевозок грузов).

Если груз, за утрату или недостачу которого автомобильный перевозчик выплатил соответствующую неустойку, впоследствии будет найден, грузополучатель (грузоотправитель) вправе потребовать выдачу ему этого груза, возвратив полученную неустойку (п. 373 Правил).

Ответственность перевозчика

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору автомобильной перевозки груза, договору фрахтования для автомобильных перевозок грузов, договору об организации перевозок грузов стороны несут ответственность, установленную настоящим Законом, иными актами законодательства, а также соглашением сторон (ст. 50 Закона "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках").

Законная неустойка (то есть, неустойка, которая закреплена в нормативных актах и к которой можно прибегнуть, даже если ее нет в договоре) за просрочку доставки не предусмотрена. Поэтому следует предусматривать такую неустойку в договоре. Как правило, неустойку предусматривают за каждый день просрочки в доставке.

Можно взыскать убытки, вызванные просрочкой в доставке, но их наличие и размер необходимо будет доказать.

Нужно помнить, что перевозчику необходимо направить претензию. Претензии к автомобильному перевозчику могут быть предъявлены заказчиком автомобильной перевозки в течение шести месяцев (п. 115 Правил автомобильных перевозок грузов).

Срок предъявления претензии исчисляется:

  • по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза при междугородных автомобильных перевозках и 10 суток со дня приема груза при городских и пригородных автомобильных перевозках — по претензиям на возмещение стоимости груза при его утрате;
  • со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, — во всех остальных случаях (п. 116 Правил).

Иск к автомобильному перевозчику может быть предъявлен заказчиком автомобильной перевозки в случае отказа автомобильного перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в 30-дневный срок.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из автомобильной перевозки груза, составляет один год с даты получения ответа на предъявленную претензию (п. 121, 122 Правил).

2. Международные перевозки (КДПГ)

Согласно ст. 17 КДПГ, перевозчик несет ответственность за задержку в доставке груза. Этой же статьёй предусмотрены основания для освобождения от ответственности. Бремя их доказывания — на перевозчике (ст. 18 КДПГ).

Просрочка в доставке или утрата?

Признается, что имела место задержка доставки, если груз не был доставлен в оговоренный срок или, при отсутствии оговоренного срока, если с учетом обстоятельств, в которых осуществлялась перевозка, а в частности в случае частичной погрузки, с учетом времени, требуемого для выполнения полной погрузки в нормальных условиях, фактическая продолжительность перевозки превышает время, необходимое при обычных условиях для выполнения перевозки добросовестным перевозчиком (ст. 19 КДПГ).

То обстоятельство, что груз не был доставлен в течение тридцати дней по прошествии установленного срока или, при отсутствии такового, в течение шестидесяти дней со дня принятия груза перевозчиком, является неопровержимым доказательством утраты груза; лицо, имеющее право предъявить претензию, может вследствие этого считать груз утерянным (ст. 20 КДПГ).

Это же закреплено и в Правилах автомобильных перевозок грузов:

Груз считается утраченным, если он не доставлен на место по истечении согласованного срока или если этот срок не был согласован в течение 60 дней со дня принятия груза автомобильным перевозчиком.

Грузоотправитель (грузополучатель) при получении им возмещения за утраченный груз может просить в письменной форме автомобильного перевозчика немедленно известить его о том, что если груз будет найден в течение года, следующего за уплатой возмещения, он должен быть возвращен грузополучателю.

В течение 30 дней после получения такого извещения грузоотправитель (грузополучатель) может потребовать у автомобильного перевозчика выдачи груза вместо уплаты платежей по задолженности, указанной в международной товарно-транспортной накладной "CMR", а также вместо возврата полученного им возмещения за вычетом расходов, включенных в сумму возмещения.

При отсутствии просьбы грузоотправителя (грузополучателя) об извещении в случае обнаружения груза или при отсутствии инструкций, данных в 30-дневный срок, если груз был найден только по прошествии года со дня выплаты возмещения, автомобильный перевозчик имеет право распорядиться найденным грузом в соответствии с законодательством страны местонахождения груза (п. 386 Правил).

Для случая просрочки в доставке груза по КДПГ нужно помнить, что срок предъявления претензии в части возмещения убытков ограничен:

При просрочке в доставке груза грузополучатель может потребовать уплаты возмещения лишь в том случае, если он направил претензию автомобильному перевозчику в течение 21 дня со дня получения груза в свое распоряжение (п. 124 Правил)

Выплата возмещения в случае задержки доставки не предусмотрена, если соответствующая оговорка не была направлена перевозчику в течение 21 дня со дня передачи груза в распоряжение грузополучателя (п. 3 ст. 30 КДПГ).

При этом под возмещением понимают убытки (ущерб) (ч. 3 п. 37 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 N 9 "О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции").

Таким образом, если претензия о возмещении убытков будет направлена по истечении 21 дня со дня доставки груза, суд откажет в удовлетворении требования.

Но на требование о взыскании договорной неустойки за просрочку в доставке данная норма о 21 дне не распространяется (ч. 3 п. 37 постановления Пленума ВХС от 24.10.2012 N 9). Неустойки "по умолчанию" нет, ее нужно предусматривать договором.

В случае превышения времени доставки, если заявитель требования докажет, что причинен ущерб, автомобильный перевозчик должен возместить этот ущерб, размер которого не может превышать платы за автомобильную перевозку (п. 5. ст. 23 КДПГ, п. 390 Правил). Но это не про договорную неустойку. Ее размер – по согласованию сторон.

Нужно также помнить и про срок исковой давности по таким требованиям, который регулируется ст. 32 КДПГ. Пунктом 1 статьи 32 КДПГ срок исковой давности установлен в один год; однако, в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому хозяйственным судом, рассматривающим дело, приравнивается к злоумышленному поступку (статья 29 Конвенции), то есть вины в форме умысла, предельный срок давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности для случая просрочки в доставке начинается со дня доставки груза.

Если перевозчик повредил груз

1. Внутриреспубликанские перевозки

Перевозчик несет ответственность за повреждения груза, произошедшие после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 750 ГК, ст. 52 Закона "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках").

Автомобильный перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, если:

  • груз прибыл в исправном грузовом транспортном средстве за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз — в исправной таре или без нарушений упаковки и пломб грузоотправителя;
  • недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с автомобильной перевозкой груза на грузовом транспортном средстве с открытым кузовом;
  • сопровождение груза производилось заказчиком автомобильной перевозки;
  • недостача груза не превышает естественной убыли;
  • утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В этом случае необходимо предоставить соответствующие доказательства (п. 369 Правил автомобильных перевозок грузов).

Заказчик автомобильной перевозки считает груз утраченным и может потребовать возмещения его утраты, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию при городской и пригородной автомобильных перевозках в течение 10 дней со дня приема груза к автомобильной перевозке, при междугородной автомобильной перевозке — в течение 30 дней по истечении срока доставки, при прямой смешанной перевозке — по истечении четырех месяцев со дня приема груза к автомобильной перевозке (п. 372 Правил).

Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком:

  • в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
  • в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости;
  • в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (ст. 750 ГК, ст. 52 Закона "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках").

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, полученную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза (ст. 750 ГК, ст. 52 Закона "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках").

Перевозчик при выдаче груза грузополучателю должен проверить по накладной (в случае создания товарно-транспортной накладной в виде электронного документа — по представленной грузоотправителем перевозчику на материальном носителе переданной грузополучателю товарно-транспортной накладной) массу, количество грузовых мест или состояние груза в случаях, если к грузополучателю:

  • груз прибыл с поврежденной тарой, в поврежденном кузове грузового транспортного средства или с поврежденными пломбами грузоотправителя;
  • скоропортящийся груз прибыл с нарушением сроков доставки или установленного температурного режима автомобильной перевозки (п.83 Правил автомобильных перевозок грузов).

При порче, повреждении или недостаче груза грузополучатель должен в накладной сделать соответствующую запись и заверить ее своей подписью и печатью, а также подписью автомобильного перевозчика. В случае создания товарно-транспортной накладной в виде электронного документа соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся в такую накладную в порядке, установленном законодательством (п. 85 Правил).

Автомобильный перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя может пригласить соответствующих экспертов для установления размера или причины недостачи, порчи или повреждения груза, а также для определения суммы, на которую снизилась стоимость груза.

Экспертиза должна проводиться в присутствии представителей автомобильного перевозчика и грузополучателя. При неявке одной из сторон, извещенной о проведении экспертизы, соответствующий акт составляется в ее отсутствие и признается действительным (86-87 Правил).

Грузополучатель может отказаться принять груз, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования по прямому назначению.

В случае возникновения разногласий между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки, вызванных несохранностью груза при автомобильной перевозке, оформляется акт о несохранности груза при автомобильной перевозке по форме согласно приложению 8, а при других обстоятельствах - акт о разногласиях между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки по форме согласно приложению 4 к Правилам автомобильной перевозки грузов.

Представители автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки должны подписать соответствующий акт, а при несогласии с его содержанием — изложить в нем свое мнение.

Если представитель автомобильного перевозчика отказывается подписать соответствующий акт, заказчик автомобильной перевозки должен в течение суток письменно известить об этом автомобильного перевозчика. Автомобильный перевозчик в течение трех рабочих дней со дня получения извещения должен рассмотреть сложившуюся ситуацию и сообщить данному заказчику о принятом решении.

Акт составляется в двух экземплярах, первый передается автомобильному перевозчику вместе с накладной, за исключением товарно-транспортной накладной, создаваемой в виде электронного документа, второй — заказчику автомобильной перевозки.

Факт составления соответствующего акта должен быть отражен в накладной, а в случае создания товарно-транспортной накладной в виде электронного документа - и в реестре товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов. Соответствующие изменения и (или) дополнения в товарно-транспортную накладную, создаваемую в виде электронного документа, вносятся в порядке, установленном законодательством (п. 102-106 Правил).

Правилами установлен порядок предъявления претензий в связи с утратой, порчей, недостачей или повреждением груза (п.111-119 Правил).

Претензии на возмещение ущерба за утрату, порчу, недостачу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности.

По однородным грузам одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя допускается предъявление одной претензии на группу отправок, но не более пяти.

Претензия не должна объединять требования, для рассмотрения которых необходима товарно-транспортная накладная, с требованиями, для которых этот документ не нужен.

В претензии должны быть указаны причина ее составления, сумма ущерба, почтовый адрес заявителя и его банковские реквизиты, дата составления претензии.

К претензии должны прилагаться товарно-транспортная накладная, реестр товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, соответствующий акт, расчет ущерба и при необходимости другие документы, необходимые для ее рассмотрения.

Претензии к автомобильному перевозчику могут быть предъявлены заказчиком автомобильной перевозки в течение шести месяцев.

Срок предъявления претензии исчисляется:

  • по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза при междугородных автомобильных перевозках и 10 суток со дня приема груза при городских и пригородных автомобильных перевозках — по претензиям на возмещение стоимости груза при его утрате;
  • со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, — во всех остальных случаях.

Претензия, переданная автомобильному перевозчику без приложения необходимых документов, возвращается заявителю в 10-дневный срок со дня ее получения с указанием причин возврата. При этом срок, установленный для ее предъявления, не прерывается.

Днем предъявления заказчиком автомобильной перевозки претензии считается день передачи заявления на почту или непосредственно автомобильному перевозчику под расписку.

О результатах рассмотрения претензий автомобильный перевозчик должен уведомить заказчика автомобильной перевозки в 30-дневный срок. В случае отклонения претензии автомобильным перевозчиком он должен указать причины.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из автомобильной перевозки груза, составляет один год с даты получения ответа на предъявленную претензию (п. 122 Правил).

Документы о причинах несохранности груза, составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза (ст. 750 ГК).

В ряде случаев перевозчик может быть привлечен и к административной ответственности за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (ст. 18.27 КоАП):

Умышленные повреждение пломб или запорных устройств грузового вагона, автомобиля и прицепа к нему, контейнера, грузового помещения или срыв с них пломб либо повреждение отдельных грузовых мест и их упаковки, пакетов, ограждений грузовых дворов, железнодорожных станций, грузовых автомобильных станций, контейнерных пунктов (площадок), портов (пристаней), аэропортов (аэродромов) и складов, которые используются для выполнения операций, связанных с грузовыми перевозками, а равно пребывание без надлежащего разрешения на территории грузовых дворов, контейнерных пунктов (площадок), грузовых районов (участков) портов (пристаней), шлюзов и указанных складов — влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

2. Международные перевозки (КДПГ)

Если грузополучатель принимает доставленный груз, не проведя должной проверки состояния груза в присутствии перевозчика или не направив в адрес перевозчика оговорок с общим указанием фактов утраты или повреждения груза, в момент принятия груза, в случае очевидной утраты или повреждения, или в течение семи дней со дня доставки груза, не считая воскресенья и праздничных дней, в случае неочевидной утраты или повреждения, факт принятия доставки считается неопровержимым доказательством получения груза в состоянии, описанном в накладной. В случае неочевидной утраты или повреждения соответствующие оговорки должны быть сделаны в письменном виде (ст. 30 КДПГ).

В случае, если при приемке груза от автомобильного перевозчика недостача, порча или повреждение груза имели скрытый характер и были обнаружены грузополучателем после его принятия от автомобильного перевозчика, то грузополучатель может в течение 7 дней со дня принятия груза, исключая выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные в порядке, предусмотренном законодательством о труде, нерабочими, направить автомобильному перевозчику претензию. В противном случае считается, что грузополучатель получил груз в состоянии, соответствующем описанному в товарно-транспортной накладной "CMR".

При истечении сроков в каждом конкретном случае день выдачи груза или день проверки либо день передачи груза в распоряжение грузополучателя в срок не засчитывается (п. 123, 125 Правил автомобильных перевозок грузов).

Согласно статье 17 КДПГ перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, произошедшие в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его доставкой. Обстоятельства, при наличии которых перевозчик освобождается от ответственности, указаны в ст. 17 КДПГ. Доказать наличие этих обстоятельств должен перевозчик (ст. 18 КДПГ).

То обстоятельство, что груз не был доставлен в течение тридцати дней по прошествии установленного срока или, при отсутствии такового, в течение шестидесяти дней со дня принятия груза перевозчиком, является неопровержимым доказательством утраты груза; лицо, имеющее право предъявить претензию, может вследствие этого считать груз утерянным (ст. 20 КДПГ).

Основные положения о размере ответственности (статьи 23-26 КДПГ):

В случае когда, согласно положениям КДПГ, перевозчик обязан возместить ущерб, понесенный в связи с полной или частичной утратой груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и в момент принятия его для перевозки.

Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или при отсутствии таковой — на основании текущей рыночной цены, а в случае отсутствия и биржевой котировки, и текущей рыночной цены — на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества.

НО: размер возмещения не может превышать за некоторым исключением 8,33 расчетной единицы за кг недостающего веса брутто (п.3 ст. 23 КДПГ). Расчетной единицей является единица специальных прав заимствования, соответствующая определению Международного валютного фонда.

Кроме того, стоимость перевозки, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, подлежат возмещению в полном размере в случае утраты всего груза, а в случае частичной утраты — соразмерно соответствующему размеру ущерба; иной убыток не подлежит возмещению.

Возмещение в большем размере может быть истребовано с перевозчика только в том случае, если стоимость груза или дополнительная ценность груза при доставке были заявлены в соответствии со статьями 24 и 26.

  • ст. 24 — Грузоотправитель может при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате указать в накладной стоимость груза, превышающую предел, указанный в пункте 3 статьи 23, и в таком случае заявленная стоимость используется вместо указанного предела.
  • ст. 26 — Грузоотправитель может при условии уплаты надбавки к провозной плате, установленной по обоюдному согласию, зафиксировать, вписав в накладную, дополнительную ценность груза на случай утраты или повреждения груза, а также недоставки груза в оговоренный срок.

В случае декларирования дополнительной ценности груза при доставке возмещение дополнительного ущерба в случае утраты или повреждения груза, факт причинения которого был доказан, может быть потребовано независимо от возмещений, предусмотренных в статьях 23, 24 и 25, и в пределах суммы декларированной дополнительной ценности груза

В случае повреждения груза перевозчик несет ответственность за выплату суммы, на которую уменьшилась стоимость груза, рассчитываемую по стоимости груза, установленной в соответствии с требованиями пунктов 1, 2 и 4 статьи 23.

Размер возмещения не может, однако, превышать:

a) в случае повреждения всей партии груза — суммы возмещения, подлежащей уплате при утрате всего груза;

b) в случае повреждения лишь части перевозимого груза — причитающейся суммы при утрате соответствующей части груза (ст. 25 КДПГ).

Ограничение ответственности перевозчика, предусмотренное статьей 23 Конвенции, не применяется, если ущерб был вызван злоумышленным поступком или произошел по вине перевозчика, его агентов или других лиц, к услугам которых он прибегнул, или ущерб произошел по их вине, которая согласно закону, применяемому судом, рассматривающим дело, приравнивается к злоумышленному поступку (статья 29 Конвенции), то есть вине в форме умысла. Таким образом, при наличии вины перевозчика в форме неосторожности имеются основания для применения статьи 23 Конвенции.

Исковая давность — ст. 32 КДПГ

Период подачи исков, связанных с перевозкой, выполненной в соответствии с настоящей Конвенцией, составляет один год. Однако в случае противоправного деяния или такой халатности, которая, согласно законодательству, применяемому судом, рассматривающим дело, приравнивается к противоправному деянию, срок исковой давности устанавливается равным трем годам. Срок исковой давности исчисляется:

a) в случае частичной утраты, повреждения груза или задержки доставки — со дня доставки груза;

b) в случае утраты всего груза — с тридцатого дня после окончания согласованного срока или, если таковой не был установлен, с шестидесятого дня после принятия груза перевозчиком.

День, указанный выше в качестве точки отсчета срока подачи иска, не принимается в расчет при установлении такого срока.