← Таможня и ВЭД

Россия усиливает контроль за международными автоперевозками. Как это отразится на Беларуси?

© Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори

Ространснадзор на границе со странами ЕАЭС запускает модульные контрольные пункты. По информации российского ведомства, это позволит усилить контроль за международными автомобильными грузоперевозками.

Как рассказал Office Life коммерческий директор компании RTL Alliance Дмитрий Башко, для белорусских перевозчиков эти изменения в основном отразятся на поставках между Беларусью и Казахстаном.

Российские модульные контрольные пункты уже работают на трех участках границы России и Казахстана. На таких площадках выполняют весь комплекс контрольных мер. В том числе проверку документов, разрешений и товарно-транспортных накладных, соблюдение водителем режима труда и отдыха, техосмотр фур, а также регистрацию допущенных нарушений.

При этом на границе России и Казахстана уже действуют полноценные пункты пропуска с таможенным контролем. По словам Дмитрия Башко, на белорусско-российской границе нет таможни в классическом смысле — действуют договоры Союзного государства и ЕАЭС. В то же время здесь работают КПП. Их задача — транспортный контроль грузовиков, проверка документов, весогабаритный контроль, режим труда водителей.

Коммерческий директор RTL Alliance отметил, что пока официальных планов о запуске модульных КП на границе Беларуси и России нет. Но их появление логично для унификации стандартов с казахстанской границей.

«Мы видим, что такой шаг может уменьшить хаотичность проверок. Внедрение модульных пунктов может привести к модернизации существующих КПП на белорусской границе, сделав их более структурированными и комплексными», — считает Дмитрий Башко.

В частности, белорусским водителям на той же российско-казахстанской границе не нужно будет останавливаться на обочине или проходить разрозненные виды контроля. В одном месте планируется проводить все процедуры, в том числе проверку документов, тахографов и техосмотр. Это дает возможность оптимизировать процесс и сокращать время.

С чем это связано

В компании подчеркнули, что причин усиления в России контроля за международными автоперевозчиками много. Связаны они с общими вызовами в ЕАЭС.

В их числе — рост объемов международных автоперевозок. По данным Евразийской экономической комиссии, в последние годы грузооборот в странах Союза вырос на 15−20%. Это усиливает нагрузку на границы и повышает риски нарушений, к примеру, перегрузок, режима отдыха водителей или технических неполадок.

Запуск модульных контрольных пунктов — это еще и ответ на проблемы безопасности и экологии, а также гармонизация стандартов в ЕАЭС, в том числе цифровизация. К примеру, это относится к интеграции с системами, вроде «Транзита» в Казахстане. Цель — избежать «серых» схем и обеспечить равные условия для всех перевозчиков.

Кроме того, по словам Дмитрия Башко, внедрение таких КП — следствие на ориентацию логистики на восток, где Казахстан играет ключевую роль в транзите:

Модули позволят сокращать простои. Это повысит предсказуемость и безопасность, но может увеличить административную нагрузку на перевозчиков. Им нужно будет более тщательно готовить документы.

«Сначала могут быть задержки, потом процесс ускоряется на 30%»

По мнению эксперта, влияние запуска модульных контрольных пунктов для белорусских грузоперевозок с ЕАЭС будет умеренным. Это касается в том числе транзита через Россию и Армению.

Беларусь как участник Союза уже пользуется упрощенными процедурами. При этом на казахстанской границе начинаются многие маршруты, и усиление контроля здесь может косвенно затронуть логистические цепочки.

«Мы прогнозируем, что для белорусских компаний, ориентированных на Россию, изменения минимальны. Но для транзита через Казахстан возможны дополнительные проверки тахографов и техосмотра. В нашей практике подобные инициативы сначала вызывают задержки, но потом ускоряют процесс на 20−30%», — резюмирует коммерческий директор компании RTL Alliance Дмитрий Башко.

Юрий Грибовский