← Негабаритные и опасные грузы

Дорога, которая есть

Дорога, которая есть
В последнее время в интернете стали усиленно распространяться слухи о том, что дорога на Саяно-Шушенскую ГЭС чуть ли не выстелена золотом: мол, так дорого обошлась бюджету ее реконструкция. Заявление, надо сказать, из разряда дешевых провокаций, а уж отклики стопроцентно подходят к ситуации "слышу звон, да не знаю, где он". Знакомо, проходили. Да, были сложности, да, подрядчик в сроки не уложился, что объясняется объективными причинами. Но в итоге главная цель - пропуск особо тяжелых грузов для СШ ГЭС - была достигнута. Какой ценой? Вот об этом, дабы расставить все точки на "i", я просил рассказать министра транспорта и дорожного хозяйства РХ Александра Егорова.
- Решение правительства России о необходимости восстановления Саяно-Шушенской ГЭС сопровождалось рядом поручений, в том числе требовалось обеспечить доставку нового сверхтяжелого и негабаритного оборудования.
По заданию РусГидро "Ленгидропроект" приступил к разработке схемы доставки десяти рабочих колес гидротурбин и 16 главных трансформаторов до монтажной площадки Саяно-Шушенской ГЭС.
Рассматривались варианты доставки железнодорожным, автодорожным и даже воздушным транспортом. При технико-экономическом сравнении вариантов стоимость реконструкции автодороги и искусственных сооружений на ней оказалась в два - четыре раза ниже.
Восстановление железной дороги от Саяногорска до ГЭС в столь короткие сроки было проблематично еще и потому, что земли, по которым когда-то она проходила, на сегодняшний день во многих местах застроены частными жилыми строениями. Полагаю, суды с владельцами усадеб, занимающих необходимые для железной дороги земли, до сих пор бы продолжались.
- Как выходили из положения?
- Схема доставки была утверждена решением технического совещания ОАО "РусГидро" 3 февраля 2010 года. И выглядела она следующим образом: трансформаторы весом 235 тонн доставлять по железной дороге до Саяногорска и далее на монтажную площадку СШ ГЭС автопоездом по автомобильной дороге Саяногорск - Майнская ГЭС - Черемушки; рабочие же колеса - речным транспортом по реке Енисей до перегрузочного узла Майнской ГЭС и далее также автопоездом.
И сейчас уже ясно, что принятое решение было единственно верным.
- Полагаю, разработчики схемы отдавали себе отчет в том, что существующая дорога на ГЭС не способна выдержать подобных нагрузок?
- Конечно. На многих участках она не соответствовала требованиям, предъявляемым этим решением. Отсюда и список заданий, которые необходимо было выполнить в кратчайшие сроки.
Первое - обеспечение устойчивости автомобильной дороги, мостов и водопропускных труб к сверхнормативной нагрузке.
Все, на что были рассчитаны существующие мосты, 80 тонн при нагрузке на ось не более восьми тонн. Масса же перевозимого трансформатора и трала составила 275 тонн при нагрузке на ось более 24 тонн.
Второе - обеспечение необходимого габарита для проезда автопоезда с грузом, так как высота трансформатора в транспортном положении составила около 6,5 метра.
Третье - доведение технических параметров дороги (радиусов поворотов, поперечных и продольных уклонов) до обеспечивающих прохождение автопоезда, длина которого составила 45 метров.
Необходимый проект реконструкции автомобильной дороги Саяногорск - Майнская ГЭС - Черемушки и искусственных сооружений на ней был выполнен в 2010 году специализированной организацией - ООО "Сибирский проект-1".
Заключение государственной экспертизы относительно проекта было положительным. Сметная стоимость определилась в размере 876 миллионов 378 тысяч рублей. Генеральный подрядчик - ООО "Красноярская дорожно-строительная компания" - определен по результатам размещения заказа путем проведения открытого аукциона.
Государственный контракт на проведение работ заключен с генеральным подрядчиком 18 января 2011 года. Цена контракта составила 876 миллионов 378 тысяч рублей, из них на реконструкцию мостов предусмотрели 208 миллионов 153 тысячи, на реконструкцию автодороги - 668 миллионов 225 тысяч.
- Я так понимаю, народ не может взять в толк, какой же это объем работы пришлось выполнить дорожникам, чтобы ухлопать такие деньги? Наверное, следует пояснить...
- Да пожалуйста, здесь секретов никаких нет. Единственно, я прошу прощения, мне сейчас придется перейти на сугубо технический язык, потому что иначе не объяснишь.
Итак, в процессе реконструкции участков автомобильной дороги общей протяженностью 11,57 километра (в том числе и строительства более трех километров на участке спрямления в районе Майнской ГЭС) были выполнены следующие работы:
Проведено уширение земляного полотна на кривых с малым радиусом, в местах корректировки продольного профиля дороги. Объем земляных работ составил 45 тысяч кубометров.
В основание дорожной одежды уложено 3200 кубометров бетона. Кроме того применялась армирующая и гидроизоляционная прослойка, разделяющая дорожную одежду и земляное полотно из тканого геотекстиля марки Геоспан в объеме более 100 тысяч квадратных метров.
Для армирования асфальтобетонного покрытия и борьбы с отраженными трещинами под нижний слой асфальтобетонного покрытия уложена армирующая полимерная сетка в объеме 3,5 тысячи квадратных метров.
Уложено асфальтобетонного покрытия более 90 тысяч тонн.
Для предохранения обочин и откосов земляного полотна от размыва на участках дороги в соответствии с нормативными требованиями устроены водосбросные лотки для отвода стекающей воды с проезжей части.
Укрепление откосов насыпи, водоотводных русел на трубах и кюветов вдоль дороги выполнено матрацами Рено с заполнением каменной наброской в объеме более 11 тысяч кубометров.
Выполнены заездные карманы, и построено 16 автобусных остановок. Выполнена реконструкция 29 примыканий.
Реконструировано девять автодорожных железобетонных мостов общей протяженностью 285,83 метра. Причем один мостовой переход перестроен полностью.
Сделано переустройство 18 водопропускных труб общей длиной 366,35 метра, причем на четырех из них устроены бетонные водоприемные колодцы.
Для обеспечения требуемого габарита переустроено 17 воздушных линий электропередачи до 10 кВт и одна линия мощностью 35 кВт с установкой новой анкерной опоры.
Переустроено 64 участка кабеля спецсвязи и 24 участка кабеля телефонной связи общей протяженностью более трех километров.
Установлено более девяти километров современного металлического барьерного ограждения на опасных участках. Общая масса ограждения составила более 270 тонн.
Естественно, все работы сопровождались массой подготовительных, демонтажных, вспомогательных действий, описание которых заняло бы еще не одну страницу. И замечу, что все это выполнено за десять месяцев, четыре из которых пришлись на зимний и весенний периоды с отрицательной температурой воздуха.
- Да, серьезный список. И все же вслед за этим хотелось бы узнать, как именно распределялись расходы между участниками проекта?
- Правительство республики в результате многочисленных переговоров с федеральными структурами и руководством РусГидро добилось распределения финансирования таким образом, что из 876 миллионов 378 тысяч рублей, необходимых на строительно-монтажные работы, 749 миллионов 221 тысяча были выделены из федерального бюджета, 110 миллионов получены от ОАО "РусГидро".
Остальные средства выделялись из бюджета Республики Хакасия.
- Скажите, есть официальная оценка реализованному проекту?
- С 14 по 18 ноября 2011 года по заданию Росавтодора экспертами филиала ФГУ "Росдортехнология" (Екатеринбург) осуществлен мониторинг деятельности Хакасавтодора.
И проверка однозначно показала, что минтрансом Хакасии и Хакасавтодором обеспечено целевое использование средств, выделенных из федерального бюджета на софинансирование расходов, связанных с реконструкцией автодороги Саяногорск - Майнская ГЭС - Черемушки.
Решена задача по беспрепятственной доставке крупногабаритного и сверхтяжелого оборудования на площадку Саяно-Шушенской ГЭС.
Фактов нецелевого использования средств не обнаружено.
Более того, уже
в 2011 году в процессе реконструкции дороги перевезено для восстановления СШ ГЭС шесть трансформаторов (весом по 235 тонн каждый) и шесть рабочих колес гидротурбин (диаметром 6,8 метра и весом 147 тонн каждое).
При средней стоимости в России одного километра однополосной дороги в 41 миллион рублей стоимость 11,57 километра нашей двухполосной дороги составит 948 миллионов рублей. И это несмотря на огромное количество мостов, приходящихся на километр дороги, и значительно большую расчетную нагрузку.
Фото: Русгидро
Хакасия