Проблемы выбора магистральных полуприцепов
Представителя брендов Kogel и Schmitz журнал "Основные средства" попросил рассказать, что следует принимать во внимание при выборе магистрального полуприцепа той или иной марки; какому бренду следует отдать предпочтение и почему; какие новинки и новые решения предлагает данный производитель, а также каковы минимальные масса и стоимость предлагаемых ими полуприцепов. На вопросы отвечали Александр Ильбицкий, коммерческий директор представительства Kоgel в России - компании ООО "Когель Трейлер РУ", и Константин Шабунин, руководитель отдела продаж в Восточной Европе компании Schmitz Cargobull AG.
- Какими критериями должен руководствоваться перевозчик, выбирая тентованный полуприцеп той или иной марки?
Для выявления уровня послепродажного обслуживания необходимо, например, через Интернет выяснить, сколько авторизованных сервисных партнеров у того или иного производителя, какой у него склад запчастей и имеет ли он собственных сервисных специалистов, поскольку все эти составляющие влияют на коэффициент выхода на линию.
Очень важным моментом являются эксплуатационные затраты и внеплановые ремонты, о которых можно узнать только при общении с коллегами, партнерами и представителями того или иного производителя.
Существенное значение имеет и то, как быстро решаются проблемы, возникающие с техникой у перевозчиков.
Важно учитывать и остаточную стоимость техники, поскольку чем ниже ее стоимость при покупке, тем дешевле она будет при последующей продаже на вторичном рынке. Поэтому покупка более дешевых полуприцепов в итоге не даст экономии, ведь разница между стоимостью покупки и продажи дорогого и недорогого полуприцепа может оказаться почти одинаковой, тогда как проблемы при эксплуатации дешевой техники случаются чаще, а эксплуатационные расходы в этом случае обычно выше. Таким образом, в первую очередь,
покупая технику, надо руководствоваться не слухами и не приверженностью тому или иному бренду, а экономикой бизнеса.
При этом следует принимать во внимание стоимость покупки, стоимость эксплуатации, количество внеплановых ремонтов и остаточную стоимость. И собирать эту информацию следует из разных источников.
К. Шабунин, Schmitz Cargobull AG: Прежде всего следует обращать внимание на три главных критерия: надежность полуприцепа, его сервисную поддержку на территории России или Европы и его остаточную стоимость при последующей продаже. Надежность полуприцепа можно определить по его цене на вторичном рынке. Если она выше, чем у других производителей, это означает, что полуприцеп надежен и во "второй" своей жизни будет работать не хуже, чем новый.
- Почему перевозчик должен отдавать предпочтение технике предлагаемого вами бренда?
А. Ильбицкий: Как и другие производители, мы считаем, что наша техника лучшая. Главное преимущество техники Kogel - отсутствие системных проблем, которые вызывают ее частые внеплановые выходы из строя. Если такая проблема случается на маршруте, необходимо найти подменную технику и перегрузить из полуприцепа 22...25 т или около 90 кубометров груза, что в неприспособленных условиях может занять около суток. К тому же, чтобы не подвести клиентов, компании нередко вынуждены нанимать какого-то перевозчика в экстренном порядке, а за это приходится переплачивать.
Kogel, придя на рынок собственной дочерней компании, серьезно подошел к вопросу послепродажной поддержки.
Сейчас у Kogel есть 15 сервис-партнеров, и он делает ставку на сервисные станции дилеров производителей европейских тягачей, так как они наиболее технически подготовлены.
Кроме того, по требованию немецкого руководства каждый клиент компании, независимо от того, какой у него тягач, должен иметь возможность, заехав на любую сервисную станцию для обслуживания тягача, одновременно обслужить и отремонтировать полуприцеп Kogel. При этом Kogel никому не дает никакого эксклюзива и, более того, поощряет конкуренцию между сервис-партнерами, поскольку это влечет снижение цен для конечного потребителя. Для этого в каждом областном центре Kogel стремится иметь не менее двух сервисных станций. И хотя многим не нравится отсутствие эксклюзива, зато от сервис-партнеров при этом не требуется и каких-либо существенных инвестиций.
Kogel очень ответственно относится к вопросам послепродажной поддержки. Это единственная прицепная компания, которая в первый год эксплуатации полностью решает все гарантийные вопросы независимо от того, какая это проблема - с надстройкой, осью или с тормозной системой. При этом все выплаты по гарантийным случаям компания Kogel проводит в течение двух недель. Что касается склада в Москве, на нем хранится запасных частей на 200 тыс. евро.
То есть сочетание хорошего и качественного продукта и совершенной системы послепродажной поддержки дает клиентам уверенность в том, что у них не будет проблем с внеплановыми ремонтами, а в разветвленной и немонополизированной сервисной сети можно выбрать для себя наиболее комфортного сервис-партнера.
К. Шабунин: Первое - это надежность: ни один другой производитель не может похвастаться ни оцинкованной рамой, ни рамой на болтах-заклепках, как у любого тягача.
Клепаная рама однозначно лучше - там, где стоит заклепка, нечему рваться.
В мире нет ни одного цельносварного самолета, ни одного моста, кроме моста Патона. Все остальные - на заклепках. Заклепка - это самый надежный вариант соединения металлических деталей.
Второе - это самая развитая в Европе и странах СНГ сервисная сеть. Так, на Украине у Schmitz Cargobull имеется 19 авторизованных сервисных станций, которые могут провести гарантийный ремонт, не считая множества СТО, выполняющих послегарантийное обслуживание и ремонт техники Schmitz Cargobull.
И наконец, на вторичном рынке цены на технику Schmitz Cargobull на 15...20% выше, чем на полуприцепы конкурентов того же года выпуска и в такой же комплектации.
Потому неудивительно, что Schmitz Cargobull занимает лидирующую позицию по продажам полуприцепов. Например, на Украине доля бренда в 2010 г. составила 56...57%, и в 2011-м она не меньше, чем в прошлом. А за все годы этот показатель колебался от 50 до 70%. При этом с апреля по сентябрь 2011 г. продано около 250 прицепов, включая тентованные, самосвальные, рефрежираторные полуприцепы, а также контейнерные шасси.
Если говорить об общей доле рынка, занимаемой компанией Schmitz Cargobull, то первый потребитель по количеству приобретаемых полуприцепов данной марки - Германия, тогда как Россия, Белоруссия и Украина суммарно занимают второе место. А на долю стран СНГ в сумме приходится около 15% продаж.
- Какие новинки и свежие решения предлагает сегодня ваша компания?
А. Ильбицкий: Прежде всего Kogel использует KTL-обработку рамы и стальных элементов конструкции, существенно повышающую их коррозионную стойкость и срок службы. Кроме того, только Kogel производит порошковую окраску наружных поверхностей всех алюминиевых деталей. При этом Kogel использует все комплектующие только от ведущих в своей области мировых производителей.
Прошедшей осенью компания презентовала в России свой шторный полуприцеп с наборными бортами, получивший TIR- и XL-сертификаты и имеющий много решений, позволяющих обеспечить повышенную безопасность перевозки грузов.
К. Шабунин: Schmitz Cargobull неустанно развивается и работает над инновациями, ежегодно инвестируя 13...15 млн. евро в развитие производства и совершенствование продукта независимо от наличия или отсутствия кризиса. И хотя изобрести "велосипед" в производстве полуприцепов сейчас практически невозможно, работа над совершенствованием их отдельных узлов и деталей идет непрерывно. Так, поскольку мы поставляем полуприцепы с осями собственного производства, мы постоянно адаптируем их к далеким от идеала условиям дорог Восточной Европы, а параллельно с этим проводим оптимизацию подвески в целом. В частности, изменилась конструкция крепления оси, ее теперь не сваривают, а просто присоединяют стремянками на болтах и запрессовывают с натягом. Этот вариант конструкции крепления оси надежнее и легче в эксплуатации.
В 2007-2008 годах наблюдались отдельные проблемы с рамами, и тогда специалисты работали над их усилением, делая это официально и ни от кого не скрывая. Сразу же после этого появился новый продукт, получивший название S.PR+, который был сделан с учетом устранения всех имевшихся конструктивных недочетов, в первую очередь касающихся шасси. Сейчас рама выпускается с дополнительным усилением, а металл лонжеронов теперь толще. Причем такие изменения конструкции рамы вносятся в полуприцепы, поставляемые на все рынки.
Вместо двойных шарниров петель задних ворот, для замены которых приходилось выбивать всю стойку, чтобы поменять всего одну петлю, теперь устанавливают одинарные петли, более легкие в использовании и простые в ремонте. И этому новшеству уже три года.
Уже почти два года выпускается шторный безбортовой (с наборными бортами) тентованный полуприцеп с таможенным TIR-сертификатом, который для стран Восточной Европы является новинкой. А в настоящее время большим спросом пользуются бортовые шторные полуприцепы, поскольку у многих существует предубеждение, что, если нет борта, конструкция имеет меньшую прочность и груз будет вылетать на поворотах. И это действительно так, если груз возить незакрепленным. В то же время для паллетированного груза и борта не нужны - их отсутствие уменьшает массу и стоимость полуприцепа и, более того, увеличивает сохранность груза, ведь с бортом натянуть тент так, как надо, сложнее. Кстати, все наши полуприцепы имеют сертификат XL, который выдается только на полуприцеп с усиленным тентом, выдерживающим нагрузку 11 т. И в Германии многие экспедиции сейчас просто не загружают перевозчиков, если те не могут предъявить такой сертификат.
Обновления коснулись и рефрижераторов, они получили новую теплоизоляцию. У используемой в них изолирующей пены теперь на 10...15% лучше изоляционные свойства, чем раньше, хотя и прежде на это никто не жаловался.
- Каковы минимальные масса и цена полуприцепов вашей компании?
А. Ильбицкий: Обычный тентованный прицеп весит 6215 кг, рефрижератор - 7800 кг. Цена оговаривается индивидуально и зависит от заказываемых опций. В то же время Kogel старается максимально снизить стоимость своего продукта на российском рынке.
К. Шабунин: Масса полуприцепа зависит от комплектации. Тентовый полуприцеп в самом простом исполнении может весить около 6 т. А его заводская стоимость составляет от 22 тыс. евро и выше. Цена же полуприцепа в странах СНГ увеличивается на стоимость доставки и размер НДС, которые обычно оплачивает перевозчик.
Фото: Когель Трейлер Ру
Основные средства