СУР и открытые данные
На прошедшей в середине февраля в Новосибирском Академгородке встрече с представителями IT бизнеса, российский премьер и кандидат в президенты Владимир Путин сделал заявление о необходимости обеспечения свободного доступа к базам данных государственных органов. Это с виду невинное замечание может в корне изменить всю систему взаимоотношения бизнеса и государства.
Но появились открытые данные, появился сайт государственных закупок и как-то само собой возникло общественное движение по контролю за этими самыми закупками. Началось все с небольшого сообщества в Живом Журнале, где и начали выявляться пресловутые золотые унитазы и прочие излишества, продолжилось специалистом по обработке данных Иваном Бегтиным, который выявил хитрость чиновников, связанную с написанием русских названий латинскими буквами, и продолжилась собственно выступлениями Навального.
К чему эта преамбула? А к тому, что
справедливая система управления рисками на таможне может существовать только в том случае, если исходные данные будут открыты для изучения и анализа всем.
Сразу нужно оговориться (как это в принципе сделал и Владимир Путин), что существуют государственные банки данных, доступ к которым должен быть ограничен или запрещен. Никто в здравом уме и трезвой памяти не потребует, например открытости банков данных правоохранительных органов, связанных с оперативно-розыскной деятельностью. Поэтому в СУР любой страны имеются правоохранительные риски, основанные на оперативной информации. Может обсуждаться вопрос их количества, степени досмотра, но никак не их существования. Вместе с тем, внешнеепроявление результатов работы тех же правоохранительных органов должно быть открыто и вполне может быть элементом СУР. С недавнего времени любой заинтересованный исследователь может найти в интернете все решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции (по открытым делам). Масса тех же дел, связанные с корректировкой таможенной стоимости и оспариванием результатов работы СУР уже лежит в интернете. В открытом доступе находится и единый государственный реестр юридических лиц. Совершенно бесплатно и анонимно можно получить сведения о факте регистрации компании, и за небольшие деньги - сведения о руководителях и учредителях предприятия. Осталось сделать маленький шаг - скрестить базу арбитражных решений и сведения об учредителях юридических лиц, упомянутых в этих решениях. И вот: первый элемент эффективной системы СУР готов. И всем понятно, что если у Ивана Петровича Сидорова есть пяток фирм и эти фирмы регулярно попадают в неприятные ситуации в ФТС и ФНС, то вполне логично, что все его фирмы будут на особом счету в таможне и налоговой. Аналогично можно поступить и с информацией об иностранных юридических лицах.
Кстати,
для добросовестных участников ВЭД и просто добросовестных бизнесменов отсутствие "черного" бэкграунда будет вполне резонной причиной требовать повышения рейтинга своей организации, что в таможне, что у страховых компаний, что в том же самом банке при получении кредита.
Можно подумать и разработать систему поощрений. "Поставщик императорского двора" - это конечно старомодно, но что-то в этом есть. Хотим ли мы этого или нет, но растущая скачками информатизация общества приводит к тому, что обо всех становится известно всё. Каждый американец знает свой кредитный рейтинг и дорожит им. Наверное - это неплохой пример.
Дальше в дело вступает собственно ценовая информация. Сведения эти достаточно скользкие и разглашению направо-налево, наверное, всё-таки не подлежат. Но вот парадокс - все сведения о стоимости продукции, закупаемой по государственным контрактам, находятся в открытом доступе. Совершенно свободно можно узнать, по какой цене покупается кирпич для МВД или пиво для киосков ФСИН. Государство у нас является, чуть ли не крупнейшим потребителем товаров в стране, а учитывая тот факт, что к публичности в последнее время склоняют и государственные корпорации - объем, и объективность полученных ценовых сведений будет вполне достаточной. Проблема в одном - как сопоставить эти сведения с данными о таможенном оформлении. Написание программы, которая бы проверяла соответствие кодов ТНВЭД и кодов продукции, указываемых в госконтрактах - задача сложная, но вполне решаемая. В принципе, нет особого криминала и в открытии ценовой информации по таможенному оформлению. Здесь можно воспользоваться принципом, применяемым в раскрытии информации по госконтрактам в США. Там нет такой демократии в публикации данных, как у нас, и доступ к сведениям о цене закупаемой правительственными организациями продукции может получить (помимо госорганов, естественно) только организации, осуществляющие эти самые поставки на государственные нужды.
Везет импортер стулья деревянные - пожалуйста - он подписывает обязательство о неразглашении, и получает доступ к сведениям о цене всех деревянных стульев, ввезенных на территорию таможенного союза.
В итоге процесс ценообразования, во всяком случае, с импортными товарами, которые засветились при покупках на государственные нужды, будет вещью вполне прозрачной и доступной для понимания не только сотрудниками отделов СУР, но и любому заинтересованному бизнесмену.
Интеграция этих сведений после некоторого притирочного периода приведет к тому, что маржа в 1000% между ценой товара, завозимого на таможенную территорию и ценой, по которой этот самый товар продается гос.органам, корпорациям и прочим организациям (обязанным выкладывать обязательную отчетность) будет уменьшаться. Любой факт ввоза стульев по таможенной стоимости в 10 руб. и продаже таких же, идентичных или однородных стульев по 10000 руб. госконторе будет виден сразу и, как минимум, вызовет неприятные вопросы.
Волюнтаристское решение по обязательству продажи ввезенного товара по цене, указанной в таможенной декларации плюс платежи, плюс "разумная" прибыль нужно конечно отмести. Надо просто создать условия, при которой "средняя температура по больнице" будет стремиться к нормальной.
В отличие от индекса ввозных цен, используемых в настоящее время таможенными органами, такой анализ ценообразования (причем проводимый в полуатоматическом режиме) будет гораздо объективнее.
Что же касается введения страховки ответственности бизнеса вместо административного регулирования (в том числе и по уплате таможенных платежей), то на одном популярном таможенном сайте некоторыми участниками эта идея была встречена в штыки. По мнению участника дискуссии необходимо и впредь использовать институт таможенных брокеров, как единственных, способных гарантировать уплату таможенных платежей. Спору нет, таможенные брокеры широко используются во многих странах как прослойка между мелким и средним бизнесом и таможенными органами. Большие компании предпочитают формировать свои подразделения таможенного оформления. Но институт страхования нужно рассматривать немножко шире - как гарантию оплаты всех выявленных правонарушений, как в таможенной, так и в налоговой или административных сферах. Никто не запрещает впредь пользоваться услугами таможенных представителей и перекладывать на них ответственность по полноту уплаты пошлин. Но идеальная фискальная система, гарантирующая честную конкуренцию, как уже писалось в предыдущей статье, должна охватывать все этапы жизни товара. У нас же сейчас ответственность разнесена по всей цепочке поставок, в общем, и ни на кого конкретно. Введение же страховки ответственности позволит переложить регуляцию отношений на само бизнес-сообщество, которое стоит признать, гораздо больше мотивировано на эффективную работу. Премии там больше и дела движутся как-то быстрее. Между прочим, институт таможенных брокеров - это как раз один из вариантов перекладывания части административного контроля на бизнес. Но замыкаться на строго очерченном круге посредников все-таки не стоит. Любой бизнес имеет право доступа к любым государственным услугам (а таможенное оформление - это по большому счету все-таки госуслуга). Просто
у мелких и средних компаний должен появиться выбор, идти на поклон к брокеру или оформлять пресловутую страховку самому.
Неплохо выглядит и идея ввести ответственность государственных организаций за чрезмерное злоупотребление административными полномочиями. Между прочим, в судебной практике современной России уже был прецедент, когда таможня ответила рублем за излишнее административное усердие. В свою очередь обязанность внести этот рубль была перенесена на конкретных таможенников. Аналогичная материальная ответственность введена уже для следователей правоохранительных органов. Тут главное - не впасть в административный восторг и не развернуть ситуацию полностью в обратную сторону, когда чиновник весь свой рабочий день будет ровно сидеть на стуле и ничего не делать в опасении "как бы чего не вышло".
Представляется, что выходом из этой, казалось бы, патовой ситуации явилось бы введение прямой зависимости сверхнормативной оплаты труда таможенных чиновников от результатов доначисленных таможенных платежей.
Потрудился инспектор с огоньком, отКТСил на миллион, отстоял свою позицию в суде - будь добр - получи полмиллиона премии. Ткнул пальцем в следующий раз наугад (или по желанию конкурентов) - будь добр отдай полмиллиона обратно. И, кстати, страховка ответственности вполне имеет право на жизнь и в этом случае.
Фото: Таможенные новости