← Негабаритные и опасные грузы

Возвращение Царь-колокола младшего

Возвращение Царь-колокола младшего
В Нижний Новгород 18 мая прибудет третий по величине в мире колокол. Он был изготовлен на ООО "Балтийский завод - Судостроение" по заказу Нижегородской епархии. Установка колокола будет приурочена к 400-летию народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободивших Москву от польских интервентов. Колокол, получивший название "Соборный", будет весить 64 тонны. Он станет третьим по величине в России после колокола в Троице-Сергиевой Лавре весом 72 тонны и колокола на звоннице Московского Кремля весом 65 тонн. Диаметр будущего колокола составит 4 метра. В этой связи будет любопытно вспомнить, как устанавливали уникальный "Царь-колокол" в Сергиевом Посаде.
Уже через год, 10 сентября 2003 года, на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге был отлит 72-тонный колокол для лаврской колокольни - замена утраченному "Царю". Весил утраченный колокол 65 тонн и звонил так, что слышно было за 30 километров. Да и колокольню - самую высокую в России - видно было издалека. В 1930 году с нее сбросили на землю большие колокола, в том числе и "Царь-колокол". К сентябрю 2002 года звонница Троице-Сергиевой Лавры насчитывала 23 колокола - почти вдвое меньше, чем до революции.
Новый колокол получил то же имя и был поднят на колокольню 16 апреля 2004 года, а впервые он зазвонил на Троицу 30 мая этого же года. Полный тезка московского Царь-колокола уступает в весе 202-тонному старшему брату, зато голосом Бог не обидел: это самый большой в мире звучащий колокол. При воссоздании колокола решалось немало сложнейших технических проблем, в том числе и транспортных. Рассматривались самые различные варианты перевозки "Царь-колокола". Сначала его планировалось доставить из Санкт-Петербурга к месту назначения водным путем. Но проводимые на заводе доработки и испытания не позволили уложиться в сроки, когда на реках страны еще открыта навигация. Поэтому при содействии московского института "РОСДОРНИИ" была подготовлена наземная операция по доставке этого ценного груза.
Транспортировка из цехов Балтийского завода до Лавры началась 9 января 2004 года силами компании "Европа-Ллойд специальный транспорт". За 6 дней колоколу предстояло преодолеть расстояние около 800 километров при повышенных мерах безопасности для того, чтобы сохранились его звуковые характеристики. Поэтому
скорость колонны, перевозящей колокол, редко превышала 40 км/час, а на отдельных участках составляла всего 10-15 км/час.
Для доставки уникального груза использовали два тягача MAN: один тянул платформу с колоколом, другой следовал рядом для подстраховки. Общий вес автопоезда достиг 120 тонн, а высота - 5 метров 20 сантиметров.
Двигались только в дневное время суток, поскольку метеоусловия были достаточно сложными: гололед, снегопады, короткий световой день. Не обошлось без определенных трудностей. Под одним из мостов по пути следования груза выяснилось, что колокол на трейлере не вписывается по высоте в зазор между дорогой и мостом всего на несколько сантиметров. И чтобы миновать это препятствие, пришлось спускать колеса. Только после этого, на спущенных шинах, колокол удалось провезти под мостом.
В монастыре возникла другая проблема. Диаметр так называемой "юбки" колокола - 4,5 метра, а ширина ворот, через которые его нужно было провезти, только 4 метра 10 сантиметров, то есть не хватало 20 сантиметров. Поэтому служащим Лавры пришлось разобрать часть кирпичной кладки и угловые арки Успенских ворот, чтобы колокол мог все-таки попасть на территорию монастыря.
Стоящий на борту низкорамной платформы колокол всё равно не проходил в ворота Лавры, но уже по высоте. Поэтому его пришлось поднять на тросах при помощи большого крана и переставить на специальные салазки, с помощью которых он плавно въехал на территорию Троице-Сергиевой Лавры.
Так завершился транспортный этап возвращения колокола. Кстати, на колокольню он был водружен именно через тот проем, через который его скинули во времена лихолетья.
Фото: Благовестсамара.рф
Heavy Lift Russia