← Склады и грузовые терминалы

Современные "купцы" наверняка предпочтут хаб Навои

Современные "купцы" наверняка предпочтут хаб Навои
Как бы ни менялся формат и контент мирового экономического сотрудничества, неизменным остается то, что современные "купцы" хотят, чтобы их груз доставили из пункта А в пункт Б в целости и сохранности, как можно быстрее и дешевле. А для этого выбирается оптимальный маршрут. Если иметь в виду вектор "Европа - Азия", то можно утверждать, что самый короткий и удобный путь пролегает через Узбекистан.
Этим преимуществом хорошо пользовались еще в стародавние времена, строя на оживленных перекрестках Великого шелкового пути караван-сараи. О логистике тогда и не слышали, вернее, она практиковалась в другой форме. Однако цель была похожая: в караван-сараях можно было не только отдохнуть, но и оставить на хранение товар, договориться о том, чтобы его передали в нужные руки или доставили в определенное место, находящееся в стороне от крупных караванных путей.
В пользу "узбекского маршрута" можно привести немало доводов. Например,
автомобильные перевозки грузов по направлению Китай - Европа через Узбекистан короче, в сравнении с маршрутом через китайско-российскую границу, примерно на тысячу километров.
Это сокращает транспортные расходы примерно на 800 долларов с автомобиля. Если взять железнодорожную дорогу, то путь от Ташкента до порта Бандар-Аббас контейнерный поезд проходит за 7 суток, а из Ташкента через Тегеран в Стамбул - за 10 дней. Это в два раза быстрее перевозок, осуществляемых в обход Узбекистана.
С каждым годом растет и интенсивность авиаперевозок через воздушное пространство республики, что также связано с выбором многими иностранными авиакомпаниями кратчайшего пути.
Разумеется, развитие транспортной инфраструктуры определено не только и не столько возможностью получения значительных доходов от транзитных грузоперевозок разными видами транспорта. Это продиктовано и экономическим развитием республики, в том числе наращиванием экспортного потенциала и ежегодным ростом внешнеторгового оборота. А местом организации первого в стране крупного логистического центра или, как их называют в мире, хаба, соответствующего всем международным требованиям, руководство страны определило аэропорт города Навои.
Многие зарубежные специалисты отмечают, что лучшее место трудно найти. Во-первых, навоиский аэропорт расположен на перекрестке многих воздушных маршрутов, имеющих векторы всех частей света. Во-вторых, использование воздушных трасс с посадкой в аэропорту "Навои" дает существенную экономию времени и затрат на транспортировку грузов. К примеру,
маршрут из Юго-Восточной Азии в Европу через этот аэропорт на одну тысячу километров короче, чем через аэропорт в Дубае.
При этом время полета сокращается на 1,5 часа, а экономия топлива - до 15 тонн на каждый "Боинг-747", что при нынешних ценах на авиатопливо и интенсивности грузоперевозок имеет существенное значение.
В-третьих,
аэропорт буквально прилегает к автомобильной магистрали "Е-40", кратчайшим путем соединяющей страны Европы с Китаем, рядом также и железная дорога с выходом на рынки стран Центральной Азии, СНГ, Юго-Восточной Азии, Европы, Ближнего Востока и Персидского залива.
Еще еще одно преимущество: в радиусе двух тысяч километров от аэропорта "Навои" расположено десять столиц государств с общей численностью населения 90 миллионов человек, что обеспечивает оптимальный доступ к заказчикам и их клиентам, а равная удаленность от крупных аэропортов многих стран создает все условия для превращения этой воздушной гавани в крупный региональный мультимодальный логистический центр.
Важнейшим фактором строительства этого центра послужило и создание в непосредственной близости от аэропорта свободной индустриально-экономической зоны "Навои", динамичное развитие которой невозможно без снабжения расположенных здесь высокотехнологичных предприятий сырьем, материалами, оборудованием, а также налажено экспорта продукции.
Выгоды от образования крупного логистического центра очевидны. Но для того чтобы его организовать, нужно создать соответствующую инфраструктуру для обслуживания авиационной техники, а также комплекс для приема, хранения, обработки и отправки груза с привязкой к железнодорожным и автомобильным магистралям, и т. д.
Проекту по созданию мультимодального хаба в воздушной гавани Навои с самого начала уделяется особое внимание со стороны государства. Основные работы здесь начались в середине 2006 года, с модернизации аэропорта, которая осуществлялась за счет средств, выделенных из госбюджета. За сравнительно короткий срок в воздушной гавани были построены взлетно-посадочная полоса длиной в четыре километра, комплекс управления воздушным движением, стоянки для грузовых лайнеров, склады ГСМ и другие объекты, включая гостиницу для экипажей воздушных судов и специалистов.
Модернизация воздушной гавани, создание и развитие высокотехнологичного мультимодального логистического хаба, соответствующего международным требованиям, предполагало и применение передового мирового опыта в этой области. В связи с этим в ноябре 2007 года правительство республики, с участием руководителей Национальной авиакомпании "Узбекистон хаво йуллари", провело переговоры с руководством авиакомпании "Korean Air" - одним из лидеров на мировом рынке в сфере объемов и организации авиационных грузовых перевозок. Были обсуждены вопросы сотрудничества по дальнейшему развитию аэропорта "Навои". Партнеры из Республики Корея проявили интерес к проекту. Изучив его и оценив коммерческую привлекательность, в мае 2008 года "Korean Air" подписала с узбекской НАК Меморандум о взаимопонимании по договору о консалтинге. Так были открыты грузовые рейсы корейской авиакомпании из Инчеона в Милан через аэропорт "Навои".
Следующим важным этапом в реализации проекта стало постановление Президента страны "О мерах по созданию на базе аэропорта города Навои международного интермодального центра логистики", который определен как один из важнейших объектов СИЭЗ "Навои". Авиакомпании "Korean Air" и аэропорту "Навои" предоставлены существенные налоговые льготы, а сама воздушная гавань на пять лет передана под управление корейской авиакомпании, которая, используя накопленный опыт и потенциал, собственную глобальную сеть, должна обеспечить мировой уровень организации работы по грузовым авиаперевозкам, а также динамично наращивать их объемы через аэропорт "Навои".
За прошедшие с выхода указа главы государства три года мультимодальный хаб в аэропорту "Навои" постоянно набирает обороты. Воздушная гавань способна в круглосуточном режиме и практически в любых погодных условиях принимать все типы воздушных судов, включая тяжелые грузовые "Боинг-747", которые используются "Korean Air" через "Навои" по направлениям из Сеула в Брюссель, Милан, Вену, Сарагосу и обратно.
Очень часто рядом с ними разгружаются или загружаются два грузовых А300-600F, взятых "Узбекистон хаво йуллари" в лизинг у "Korean Air" и базирующихся в навоийском аэропорту. Эти лайнеры используются для региональных грузовых перевозок и, начав с рейсов в Бангкок, Дели и Мумбай, Франкфурт, расширили географию полетов, включая Дубай, Стамбул, Дакку и некоторые другие города.
Росту потока грузов, которые проходят через мультимодальный логистический центр в аэропорту "Навои", способствуют не только удобные и выгодные транспортные маршруты, но и создание грузового терминала, где могут в сутки принимать, обрабатывать и отправлять до 300 тонн различных грузов, в том числе и тех, которые требуют особого режима хранения в холодильных или морозильных камерах или наоборот - в камерах обогрева. А в административном корпусе разместились посты таможенного и санитарного контроля, декларанты, агенты по грузовым перевозкам и представители других служб, обеспечивающих весь процесс международных грузовых перевозок.
Через этот терминал в 2010 году было перевезено 49,5 тысячи тонн грузов, что втрое больше, чем годом ранее. Свыше 50 тысяч тонн грузов перевезено через "Навои" и в прошедшем году. Несомненно, объемы грузов возрастут. На увеличении грузооборота мультимодального хаба, безусловно, скажется и расширение единой глобальной сети грузоперевозок, созданной НАК "Узбекистон хаво йуллари" и авиакомпанией "Korean Air". Пока она представлена рейсами на "Боинг-747" между Республикой Корея и странами Европы, а также регулярными перевозками на А300-600F из Навои в Дели, Мумбай, Доху, Дубай, Стамбул, Бишкек, Ханой, Москву и в обратном направлении.
Удобства и выгода, связанные с созданием мультимодального хаба в аэропорту "Навои", уже по достоинству оценены многими логистическими компаниями и их клиентами. Это - конкретный результат последовательной и масштабной работы, проводимой в Узбекистане ради совершенствования транспортной инфраструктуры, повышения эффективности использования крупных международных транспортных коридоров, проходящих через Узбекистан, который издавна известен как один из ключевых участков возрождаемого сегодня Великого шелкового пути.
Фото: Аэропорт Навои
ИнфоШос