← Негабаритные и опасные грузы

Мирный атом нам не страшен

Мирный атом нам не страшен
Согласно Федеральной целевой программе "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года" и другим документам, к 2025 году доля электроэнергии, выработанной на атомных электростанциях Российской Федерации, должна увеличиться с 16 до 25%. Будет построено 26 новых энергоблоков, введено в эксплуатацию 6 АЭС, две из которых - плавучие.
Этот факт должен порадовать российских heavylift-операторов, ведь в стране возводится и будет возводиться так много инфраструктурных объектов, в том числе, таких сложных, как Нововоронежская атомная станция.
Строительство Нововоронежской АЭС-2 начато 20 июня 2007 года, а завершить строительство планируется в рекордные сроки: первый энергоблок должен быть введен в эксплуатацию в 2012 году, второй - в 2013-м.
Стройка также уникальна тем, что в России запоследние 15 лет с нулевого цикла не было построено ни одного блока АЭС.
На строительную площадку станции в течение 2011 года было поставлено более 19 тысяч единиц оборудования (в 2010-м - около 12 тысяч).В том числе, такое крупногабаритное, как корпус реактора, сепараторы-пароперегреватели, подогреватели высокого давления, гидроемкости системы аварийного охлаждения активной зоны, элементы полярного крана. В их доставке были задействованы более десятка транспортных компаний, в том числе региональных. Поэтому не лишним будет вспомнить, как проходил первый этап реализации доставки грузов на атомную станцию.
Российский опыт строительства АЭС показывает, что наиболее целесообразно доставлять тепломеханическое оборудование в зону монтажа по железной дороге. Только небольшую часть - водным и автомобильным транспортом. Но поскольку новая станция возводилась, что называется, с "нуля", то удалось развить три режима транспортных артерий. И одним из центральных мест в логистике проектных грузов для АЭС стал речной маршрут.
Именно водным путем были доставлены закладные транспортного шлюза, изготовленные ЗАО "Петрозаводскмаш": из Петрозаводска по Онежскому озеру, Волго-Балтийскому каналу, реке Волга и Волго-Донскому каналу в Калачна-Дону, где детали погрузили на автотранспорт и привезли непосредственно на стройплощадку НВО АЭС-2. Диаметр наружной закладной составляет 10 метров, внутренней - восемь. Вес деталей - более 40 тонн. Транспортные шлюзы для первого и второго энергоблоков будут доставлены в Нововоронеж в навигацию 2012 года.
А в июле 2011 года водным путём из Санкт-Петербурга был доставлен 330-тонный корпус реактора. Эту наиболее сложную в техническом плане операцию провел heavylift-оператор "ИНКОТЕК КАРГО" при содействии компании "Кин-Марк".
Корпус реактора, изготовленный ОАО "Ижорские заводы", был отгружен на баржебуксирный состав на причале реки Нева в Санкт-Петербурге. Для его доставки в Нововоронеж компания разработала маршрут транспортировки по внутренним водным путям. В общей сложности баржебуксирный состав преодолел более 3,8 тысячи километров - по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам, Волго-Балтийскому каналу, Волге и Дону.
Последний этап водной части транспортировки проходил по верхнему Дону и оказался наиболее сложным. Аномально низкий уровень воды в реке (на 0,5-0,8 метра ниже среднестатистического) мог поставить под угрозу возможность своевременной доставки корпуса реактора. Но специалистами компании был применен ряд оригинальных технических решений, что помогло преодолеть все трудности и осуществить доставку оборудования с соблюдением всех требований промышленной и экологической безопасности.
Выгрузка корпуса реактора, длина которого превышала 11 метров, а ширина и высота 5 метров проводилась на построенном для этого причале на реке Дон в городе Нововоронеж. Разгрузочные работы осуществлялись с помощью грузоподъемного устройства "ШЕВР" фирмы "АЛЕ", а для доставки были задействованы специализированные самоходные модульные транспортеры (СМТ).
От причала протянули два с половиной километра усиленной автомобильной дороги, по которой корпус реактора - главную деталь для первого энергоблока, доставили на площадку.
Общая сеть новых дорог, проложенных по канадской технологии с использованием бетоноукладчиков фирмы "Томак", составила более 14 километров.
Завершил эту транспортную "триаду" комплекс железнодорожных путей. Соответствующее разрешение на их эксплуатацию в конце июля 2011 года выдала комиссия ЦТУ Росжелдора. Хотя ожидалось, что первый негабаритный груз пройдет по ним еще в ноябре прошлого года, существить отправку удалось только 1 февраля 2012 года, когда первый из четырех парогенераторов производства ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск" был направлен заказчику на стройплощадку Нововоронежской АЭС-2. Изготовление всех четырех парогенераторов было завершено еще в 2011 году, но они находились на ответственном хранении на заводе до окончания строительства подъездных железнодорожных путей к АЭС.
Погрузка аппарата продлилась около двух недель, поскольку
ранее изделие таких габаритов и веса (диаметр около 4,5 м, высота - 5,17 м, длина груза с приспособлениями для погрузки - 15,8 м, а вес с оснасткой - 430 тонн) никогда не перевозилось по железной дороге.
- Когда станция подтвердила информацию о готовности путей, мы начали готовиться к погрузке парогенератора: в железнодорожном депо станции "Лиски" заказали специальный транспортер для перевозки сверхнегабаритного груза и вагон сопровождения, - говорит начальник отдела договоров и сбыта Владимир Пихтин.
- Это транспортер сочлененного типа, снабженный гидросистемой подъемного устройства и системой поперечного сдвига. В России на сегодняшний день это единственный транспортер грузоподъемностью 500 тонн, длиной в снаряженном состоянии более 65 метров. На маршруте следования были проведены мероприятия для приведения железнодорожных путей в соответствие с габаритами данного груза. Остальные три готовых парогенератора будут отгружаться на НВАЭС-2 по графику. Отгрузка следующего аппарата запланирована до конца 1-го квартала текущего года. Кстати, в прошлом году и также по железной дороге, правда, не до самой стройплощадки, а до железнодорожной станции Придача (Воронеж) компания "СВ транс" осуществила перевозку дизельгенераторной установки. Все оборудование было размещено на 3-х полувагонах и одном транспортере. Груз следовал из Хорватии. Конечно, использовался и автомобильный вариант доставки грузов. Так, компания "ФинТрансАвто" выполнила перевозку емкостей для Нововоронежской АЭС по маршруту Тамбов-Нововоронеж. Диаметр груза составил 4,35 метра. Подобным же способом 7 октября 2011 года из Петрозаводска в Нововоронеж была отгружена первая емкость СПЗАЗ (система пассивного залива активной зоны). Перевозку осуществляла компания "АЕТ Транс" совместно с партнером-перевозчиком "МБМ-Транс". Вес перевози мого груза составил 80,9 тонны, габариты - 10,5 х 4,7 х 4,7 м. Всего на заводе изготавливают шестнадцать таких емкостей для новой атомной электростанции.
Что же касается текущего года, то главным направлением работ на НВО АЭС-2 в 2012 году станет монтаж оборудования. Продолжатся поставки оборудования, в том числе тяжеловесного и крупногабаритного. В частности, на площадку будут доставлены парогенераторы, блочные трансформаторы, турбогенератор, транспортный шлюз и др.
Нововоронежская АЭС уже стала ярким примером того, как крупный инфраструктурный объект не только дает работу десяткам транспортных и монтажных компаний, но и реально показывает возможности российских фирм решать сложнейшие транспортно-логистические задачи. Хочется только пожелать, чтобы таких проектов было как можно больше, а разговоры о модернизации экономики не остались пустой болтовней.
Фото: Rosatom.ru
Heavy Lift Russia