← Спецтехника

Карьерные экскаваторы

Карьерные экскаваторы
Карьерные экскаваторы - весьма специфический сегмент горнодобывающей техники. И хотя добычу полезных ископаемых считают одной из самых консервативных отраслей, поскольку отработанные схемы и технологии, а также "заточенная под них" техника позволяют предприятиям избежать различного рода неожиданностей, карьерные экскаваторы зарубежного производства с честью выдерживают данное испытание. Причина в том, что их надежность при жестких режимах эксплуатации является одной из важнейших их характеристик. Вопрос о том, каким карьерным экскаваторам отдают предпочтение угледобывающие компании регионов Сибири, изучал наш корреспондент.
Прошлый год стал рекордным по объемам добычи угля в Кузбассе. Общий объем поставленного шахтерами региона угля составил 190 млн тонн. Это закрепило положительный тренд роста, который угольная отрасль демонстрирует после провала в 2009 году.
Объем инвестиций в угольную отрасль этого региона составил не более 55 млрд руб. (против 35,5 млрд руб. годом ранее), тогда как предприятия отрасли нуждаются в серьезной модернизации: износ основных фондов на некоторых из них достиг критического уровня. Это касается как шахт, так и разрезов. Еще одним фактором, подталкивающим модернизацию, является требование снижения себестоимости добываемого угля. Причина в том, что растут экспортные поставки угледобывающих компаний, в том числе на азиатский рынок. А здесь главный конкурент Кузбасса - Австралия. Ее дешевый и высококачественный уголь пока не попадает на отечественный рынок, но бороться с ним можно только в ценовом поле. Ни для кого не является секретом, что дальнейший рост добычи угля в Кемеровской области ориентирован на внешние рынки. В России вряд ли можно ожидать взрывного роста потребления твердого топлива в ближайшей перспективе. Следовательно, угольным компаниям Кузбасса придется конкурировать в ценовом поле и думать о снижении себестоимости продукции. Чтобы продукция была конкурентоспособной, нужно развивать, прежде всего, открытый способ добычи, а это напрямую связано с внедрением на горнодобывающих предприятиях новых технологий и обновлением парка техники.
Сейчас парк экскаваторной техники в Кузбассе представлен преимущественно отечественной техникой - сериями экскаваторов ЭКГ производства "Уралмаш" (г.Екатеринбург) и Ижорского завода "ИЗ-КАРТЭКС".
При этом, как отмечают эксперты, износ данной техники на ряде разрезов и карьеров по добыче полезных ископаемых достиг критической черты. Потребность в замене этой техники достаточно высока. Сейчас данные предприятия отечественного сектора наращивают выпуск продукции, стараясь обеспечить потребности отрасли в современных и высокопроизводительных машинах, однако всемерное увеличение присутствия в секторе угледобычи эффективной и надежной зарубежной техники стало всеобщей тенденцией.
Кому добывать уголь?
Угленосная толща Кузнецкого угольного бассейна включает 260 угольных пластов различной мощности, при этом преобладающая мощность пластов угля от 1,3 до 4 м. Разрабатываются и мощные пласты в 9-15 м и даже 20 м, с углами залегания от 5 до 90 градусов. Разнообразие условий залегания и горно-геологических условий месторождений обуславливают разные подходы и способы добычи. Сейчас в Кузбассе насчитывается 55 разрезов разной мощности по открытой добычи угля.
Коммерческий представитель компании "Восточная Техника" (дилер Caterpillar) в Кемерово Игорь Башков отмечает:
- Естественно, в зависимости от горно-геологических условий и мощности пластов применяются различные экскаваторы, но при этом немаловажным фактором является применяемая на разрезе система разработки и транспортировки и другие факторы. В зависимости от этого могут быть использованы экскаваторы CatR различных моделей с различными емкостями ковшей, как c прямой, так и обратной лопатой. Добыча мощных пластов может вестись послойно. Вскрышные работы обычно выполняются экскаваторами с большим объемом ковшей - от 7 куб. м до 50 куб.м, и в зависимости от горно-геологических условий может применяться прямая или обратная лопата. Связано это с тем, что для добычи одной тонны угля необходимо вывезти от 7 до 15 т породы. Коэффициент вскрыши разнится у разных разрезов. Поэтому для проведения вскрышных работ используется большая техника, позволяющая извлекать большие объемы породы. Как правило, непосредственно добычу угля ведут машины по-меньше. Это экскаваторы с обратной лопатой и объемом ковша от 4 куб. м до 7-10 куб. м.
Постоянное повышение надежности гидроагрегатов, внедрение электронных систем контроля рабочих параметров, более доступная агрегатная компоновка оборудования позволят создавать машины, сравнимые по надежности с механическими лопатами. Отечественная механическая лопата имеет несколько большую массу, в сравнении с гидравлическим экскаватором с базовым ковшом той же вместимости, и их ценовое преимущество уже фактически утеряно. Все это приводит к вытеснению механических лопат в классе карьерных экскаваторов с базовым ковшом вместимостью до 10 куб. м, особенно на вновь открывающихся разрезах. Такое перевооружение является вполне закономерным процессом.
Ряд горнодобывающих предприятий отказываются от отечественных ЭКГ и начинают успешно эксплуатировать гидравлические экскаваторы рабочей массой 100 т и выше.
Коммерческий представитель компании "Восточная Техника" (дилер Caterpillar) в Кемерово Игорь Башков констатирует:
- Электрические экскаваторы - это, как правило, экскаваторы с ковшами большого объема, предназначенные для перемещения больших объемов горной массы. Их преимущество в том, что электроэнергия достаточно дешевая и куб помещенной горной массы получается тоже недорогим. Кроме того, эксплуатационные затраты на электрических экскаваторах значительно меньше, чем на дизельных, в лучшем случае это своевременная смазка узлов (в отличие от дизельных, которые постоянно требуют снабжения дизтопливом и маслом). Но применяются такие машины только в районах, где есть доступ к электроэнергии (необходима достаточно большая мощность), и, как правило, это большие предприятия по добыче полезных ископаемых, в частности угля в Кузбассе. Недостаток таких экскаваторов в их затрудненной мобильности, ведь большие машины очень трудно перемещать на большие расстояния, и электрические кабели тоже не бесконечны".
И хотя преимущества налицо,
"механическую лопату" рано списывать со счетов.
Этот тип экскавационной техники доказал свою надежность, она проще и дешевле в обслуживании. Применительно к крупным карьерам, где ведется долговременная разработка полезного ископаемого, где устроены постоянные и развитые электросети, где горно-геологическая обстановка не требует выборочной экскавации на уровне одного горизонта, "механические лопаты" подходят наилучшим образом. В свою очередь в сложных горно-геологических условиях более предпочтителен гидравлический экскаватор как технологически более гибкий. Масса гидравлического экскаватора меньше, он может быть оборудован как прямой лопатой, так и обратной, наделен большей удельной мощностью, мобилен, позволяет проводить качественную селективную выемку. А самое важное преимущество - способность работы на карьерах без устройства энергоснабжения.
Сейчас в общем объеме продаж на гидравлическую экскаваторную технику приходится более 70%.
Ограниченное применение крупных типоразмеров объясняется тем, что
при вместимости ковша более 30 куб. м гидроэкскаваторы утрачивают свои технологические преимущества.
- Преимущества дизельных экскаваторов Сat в их мобильности и возможности работать практически в любых условиях, особенно там, где нет развитой инфраструктуры (отдаленные районы Севера, в отдаленной и труднодоступной местности), где невозможно использовать электрические машины, и там, где большие объемы не нужны. Дизельные экскаваторы Cat представлены очень широко, но для добычи полезных ископаемых и строительных материалов применяются экскаваторы с ковшами от 1 куб. м до 5-7 куб. м, как правило, это обратная лопата, - говорит Игорь Башков, представитель компании "Восточная Техника".
Зарубежный ковш
Отечественная промышленность, как показывает практика последних лет, оказалась не в полной мере готова предоставить угледобывающим компаниям новую высокоэффективную технику для пополнения парка. Новые инвестиционные проекты угледобывающих компаний, в результате которых увеличивается количество новых разрезов и участков открытой добычи, ускоренная модернизация действующих мощностей стимулировала активность на рынке карьерной техники зарубежных производителей. На рынке гидравлических экскаваторов сейчас все более представлены зарубежные марки: Hitachi, Komatsu, Caterpillar, Terex, Liebherr. Карьерные экскаваторы этих марок за несколько лет уже зарекомендовали себя в угольных разрезах Кузнецкого бассейна.
Сейчас отчетливо проявляется тенденция увеличения единичной мощности горнодобывающей техники.
Игорь Башков, представитель компании "Восточная Техника", так характеризует данный тренд:
- В настоящее время очень четко наметилась тенденция к увеличению размеров карьерной техники (самосвалы, способные перевозить по 320 т и более, экскаваторы с ковшом до 50 куб. м.) Для обеспечения их работы используются тяжелые бульдозеры (D11T) и грейдеры (24M) (марка Caterpillar). Для этого есть несколько причин.
- необходимость увеличивать объемы производства (и соответсвенно снижать себестоимость);
- нехватка высококвалифицированных кадров.
Большие машины позволяют решить обе эти проблемы: можно достаточно легко нарастить производство, используя при этом меньше машин и соответственно меньше задействовать высококвалифицированных кадров. С другой стороны, цена таких машин достаточно высока и затраты на их содержание тоже не маленькие.
За руль современной и дорогой машины не посадишь неспециалиста - "человека с улицы", необходимо обучение (подготовка кадров, а сейчас наблюдается их острая нехватка)".
Эти же тренды подтверждает Александр Проскурин, региональный директор ООО "ТСК-Сервис Новокузнецк", официальный дилер Hitachi. По его мнению, в этом высококонкурентном рынке, где представлены как отечественная, так и зарубежная техника, карьерные экскаваторы Hitachi выделяются наиболее полной модельной линейкой:
- Одной из тенденций развития угледобычи в Кузнецком бассейне является переход на высокопроизводительную и эффективную горную технику. Модельный ряд экскаваторов Hitachi имеет именно такие характеристики, которые подтверждены многолетней эксплуатацией в условиях Сибири.
Сейчас уже четко наметилась тенденция увеличения размеров карьерной техники. Для открытой добычи наиболее востребованными являются карьерные экскаваторы Hitachi с ковшом объемом 15-22 куб. м. Хотя следует отметить, что модельный ряд экскаваторов японской марки представлен всеми классами экскаваторов. Угледобывающими компаниями Кузнецкого бассейна востребованы как линейка электрогидравлических карьерных экскаваторов EX с большим объемом ковша, так и дизельная - серии ZX, которые, как правило, высокомобильны и могут начать работу без этапа предварительной подготовки в разрезе. Экскаваторы Hitachi эксплуатируются и в карьерах по добыче марганца, железной руды и других полезных ископаемых. Высокая производительность карьерной техники Hitachi обеспечивается за счет конструктивных особенностей и ноу-хау, примененных в ней. Отмечу, что вся модельная линейка экскаваторов Hitachi выпускается на заводах в Японии.
Китайский вызов
Еще одной тенденцией, мимо которой вряд ли можно пройти, является выход в карьерный сегмент рынка горнодобывающей техники китайских производителей. КНР является №1 в мире по объемам добычи угля. Соответственно, эта страна является одним из крупнейших производителей карьерной техники и предпринимает попытки закрепиться на зарубежных рынках. В 2011 году в Новокузнецке открыт сервисный центр ГК "АМПС", официального дилера китайской компании BONNY - одного из крупнейших производителей карьерной техники.
Евгений Медведев, генеральный директор ГК "АМПС", отмечает:
- По оценкам аналитиков, к 2015 году более половины мирового спроса на карьерную технику будет обеспечиваться компаниями из Китая. Этому будет способствовать поступательное развитие мировой экономики , предъявляющей устойчивый спрос на китайские товары.
В сегменте недорогой техники конкуренцию российским экскаваторам составляют китайская Компания "Сычуаньский Бонни Тяжёлая машиностроительная компания ЛТД", с оптимальным соотношенем невысокой цены и отличного качества. Карьерные экскаваторы BONNY просты в управлении и обслуживании, обладают хорошей маневренностью. Основное рабочее оборудование карьерных экскаваторов BONNY - прямая и обратная лопата вместимостью 2-15 куб. м. Каждая базовая модель может оснащаться ковшами различной емкости, как большей, так и меньшей, в зависимости от крепости разрабатываемых пород.
Снабженные независимым гусеничным приводом хода и другими высокоэффективными узлами, карьерные экскаваторы BONNY являются оптимальным выбором для ведения любых крупных горных работ, подходят для погрузки в авто- и железнодорожный транспорт. Они рассчитаны на тяжелые условия эксплуатации.
Фото: Уралмаш
Auto-sib.com