Стальные помощники строителей: удобство погрузки
"Загнать" на полуприцеп неповоротливую тихоходную громадину весом в несколько десятков тонн - задача не простая. Рассматривая полуприцепы с отстегивающимся гусаком, мы уже говорили, о ступенчатой раме, которая применяется на этих моделях. Расположение грузовой платформы между передними и задними колесами, а не над ними обеспечивает максимально низкую погрузочную высоту, а следовательно, упрощает задачу въезда на полуприцеп техники с большими вертикальными размерами. На полуприцепах с традиционным способом въезда по трапам, расположенным в задней части грузовой платформы, ломаная линия рамы также применяется широко. При этом ведущие европейские производители предлагают универсальные модели с возможностью трансформации платформы из ступенчатой в ровную.
В модельной линейке серии STZ компании Goldhofer такими характеристиками обладает полуприцеп STZ-L3-36/80 F2. Он предназначен для перевозки колесной и гусеничной техники массой до 38 т и имеет возможность трансформации грузовой платформы из ступенчатой (для перевозки гусеничной техники "под брюхо" в ровную для промышленных грузов) в зависимости от транспортной задачи. Снаряженная масса полуприцепа составляет 9,5 т, полная масса - 50 т, грузоподъемность - 40,5 т. Допустимая нагрузка на ось - 12,5 т, нагрузка на седло тягача - до 26 т. Подвеска пневматическая или гидравлическая, ход подвески +140/-140 мм. Погрузочная высота грузовой платформы - 885 мм, длина - 9 м, ширина - 2,55 м. Для выступающих вниз частей груза в платформе предусмотрена специальная выемка на задней части шасси. Задняя часть грузовой платформы длиной полметра имеет свес с углом наклона 10°, что облегчает задачу погрузки-разгрузки техники с помощью гидравлических аппарелей. Длина грузовой платформы может быть увеличена до 35 м. Толщина деревянного покрытия платформы - 50 мм. Общая длина автопоезда - 16,5 м. Допустимая скорость движения - до 80 км/ч.
Для транспортировки тяжелой гусеничной техники фирма Goldhofer предлагает модульные полуприцепы серий THP/SL и THP/ET с универсальными площадками как для перевозки техники с укладкой в нишу под грузовой площадкой, так и на площадке полностью или без площадки на модулях.
Силовая конструкция рамы модуля коробчатого типа обеспечивает оптимальное распределение тягово-динамических нагрузок и самые высокие показатели на рынке по сопротивлению рамы на кручение и изгибающий момент в центр. Интегрированные в силовую конструкцию рамы расширительные емкости для воздуха и масла позволили защитить от повреждений эти емкости и за счет экономии места под рамой усилить нагрузочные характеристики рабочей площадки модуля.
Модульные транспортные средства Goldhofer могут быть собраны в различных комбинациях. Их можно комбинировать в продольном и поперечном направлении. Отдельные модули могут быть использованы с различными вспомогательными погрузочными средствами, например, рабочими площадками для перевозки тяжелой гусеничной техники, трансформаторов, емкостей и других промышленных грузов. В настоящее время модульные транспортные средства Goldhofer представляют собой исключительно гибкую и экономичную транспортную систему для решения любых задач, связанных с перевозкой грузов массой от 70 т до значительно превышающей 10 000 т.
Транспортные модули Goldhofer находят применение в любой отрасли. Такие дополнительные компоненты, как гусек, тяговые устройства, грузовые площадки, опорно-поворотные устройства для перевозки длинномерных грузов и т. д., обеспечивают оптимальное соответствие транспортных средств требованиям по перевозке любого груза и прохождению любого участка пути.
В 2008-2011 гг. более 30 различных модификаций модульного оборудования Goldhofer грузоподъемностью от 70 и до 1000 т было поставлено в РФ и страны СНГ фирмой ООО "ИнСпецТехника" (официальное представительство Goldhofer AG в РФ и странах СНГ), что подтверждает высокое качество техники и наличие в РФ полнофункционального сервиса и инжинирингового центра Goldhofer.
Строители знают,сколько сложностей возникает при транспортировке экскаваторов и насколько сложно правильно разместить эту технику на грузовой платформе полуприцепа.
Многие строительные компании России по достоинству оценили продукцию бельгийского производителя низкорамных полуприцепов Faymonville, которая предлагает несколько вариантов для перевозки экскаваторов, в том числе низкорамный полуприцеп серии Pendelmax. Задняя тележка Pendelmax с маятниковыми осями имеет специальную прямоугольную нишу для размещения стрелы экскаватора с верхней частью в виде призмы. В то время как прямоугольная часть служит ложем для стрелы экскаватора, верхняя часть является отличным упором для длинномерных и круглых грузов типа "ветряков" или бочек. В конструкции данной модели угол поворота осей увеличен до 60°. Это дает большое преимущество в маневрировании при перевозке длинномерных грузов. Ход подвески составляет 600 мм, что позволяет легко проходить такие препятствия, как, например, круговой перекресток или бордюр. Супернизкая платформа ATXA с погрузочной высотой 350 мм, центральная балка BBA для перевозки гусеничной техники "под брюхо", гидравлически увеличивающаяся в ширину до 3850 мм платформа ATVA - лишь небольшая часть решений, которые предлагает бельгийский производитель российским строительным компаниям для перевозки тяжелой гусеничной техники.
Производители Nicolas из Франции и Scheuerle из Германии выпускают широкую гамму техники, в которой предусмотрена возможность перевозки высокой строительной техники с максимальным удобством и безопасностью благодаря и конструкции трапов, обеспечивающих малый угол въезда, и низкому расположению платформы, а также мощной несущей центральной балке. Среди ключевых технических новшеств производства компаний Scheuerle и Nicolas можно выделить следующие модели полуприцепов: модель К25, имеющую один из самых высоких показателей изгибающего момента из представленных на рынке, а также наибольший объем масла в своем классе, что позволяет комбинировать до 25 колесных осей без увеличения объема масляного бака; модель SMDELTP с отстегивающимся гусаком системы Dollyneck (то есть с одной или двумя встроенными осевыми линиями), позволяющим быстро и эффективно производить погрузку на платформу; Eurocombi BR, созданный специально для транспортировки экскаваторной техники - благодаря специальной конструкции несущей рамы с пазом для негабаритных выступающих вниз элементов; FlatCombi, предназначенный для перевозки грузов с высоким центром тяжести - высота платформы этой модели составляет всего 780 мм, высота в движении - до 1090 мм, и все это без ущерба для скорости - до 80 км/ч; и, наконец, модель SuperFlex - совместно разработанную инженерами двух производителей, позволяющую менять позиции осевых линий, закрепляя их по всей длине телескопической платформы, таким образом обеспечивая оптимальное распределение нагрузки на оси.
Низкой погрузочной высотой на рынке тяжеловозных тралов отличается новый трехосный низкорамный полуприцеп Nooteboom PX2 с шинами размерности 245. Как утверждает производитель, замена колес размерности 285 на 245 дает снижение погрузочной высоты на 10 см, что является немаловажным преимуществом, ведь дело касается перевозки высокой строительной техники, комбайнов или фронтальных погрузчиков. Подвеска с гидроприводом позволяет варьировать высоту трейлера в диапазоне 600 мм, т. е. приподнять на 460 мм от заданного уровня или опустить на 140 мм ниже его.
Нагрузка на ось полуприцепа Nooteboom PX2 на скорости 80 км/ч составляет 12 т. Низкорамный трейлер выпускается в двух- или трехосном исполнении с различной шириной: 2540, 2740 и 2840 мм.
Особая ломаная форма рамы характерна для низкорамных полуприцепов-тяжеловозов серии Broken компании "Тверьстроймаш". Максимально заниженная грузовая платформа очень удобна для перевозки крупногабаритной строительной техники. Для каждой модели полуприцепов-тяжеловозов серии Broken предлагается несколько вариантов исполнения и комплектации, на выбор двух- и трехосные полуприцепы грузоподъемностью от 26 до 45 т, при этом погрузочная высота не превышает 600 мм.
Механизм трапов позволяет сдвигать-раздвигать их вдоль оси, что обеспечивает возможность загрузки на полуприцеп техники практически с любой колесной колеей. Очень хорошо себя зарекомендовали аппарели, укладываемые на грузовую платформу и создающие с ней прямую площадку. Выгодное предложение от компании "Тверьстроймаш" - приставные трапы из легкого сплава. Такие трапы уменьшают собственную массу полуприцепа и сокращают затраты на топливо.
Особенность трехосного полуприцепа модели 993930-В35(Е) заключается в возможности увеличения рабочей платформы на 2 м с пошаговым раздвижением рамы на 500 мм. Погрузочная высота при этом - всего 590 мм. Длина рабочей площадки в полностью раздвинутом состоянии составляет 8,5 м. Грузоподъемность полуприцепа - 35т в собранном положении рамы; 2 оси выполнены стационарными, 3-я ось - подруливающая. В базовом исполнении полуприцеп оснащен пневматической подвеской BPW, регулируемой по высоте, системой EBS, приставными трапами из легкого сплава шириной 600 мм и углом въезда 18°, а также выдвижными уширителями грузовой платформы до 3,5 м. По желанию для заезда техники возможна установка аппарелей, сдвижных механических или гидравлических трапов. Исполнение этой модели возможно как с прямым гуськом, так и с гуськом ломаной формы для заезда на него техники.
Для перевозки строительной техники широкий выбор полуприцепов предоставляет Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов. Что касается ломаной формы рамы, у этого производителя такие модели есть как в "легком", так и в "тяжелом" весе. Например, двухосный ЧМЗАП 93853-040 с пониженной высотой грузовой платформы - это оптимальный полуприцеп для перевозки высокой техники массой до 25 т с широкой колеей. Полуприцеп оснащен выдвижными уширителями, которые могут устанавливаться в двух положениях. При первом варианте ширина платформы увеличивается с 3,3 до 3,43 м, во втором - до 3,83 м. Полуприцеп имеет трапы двойного сложения с пружинным помощником подъема-опускания, которые обеспечивают угол въезда 13°. Грузовая площадка имеет две погрузочные высоты, основная часть длиной 6635 мм расположена максимально низко - под нагрузкой высота составляет 480 мм. Это позволяет перевозить высокие комбайны зарубежного производства, не превышая нормативов. Вторая часть грузовой платформы расположена над колесами и имеет погрузочную высоту 935 мм. На ней можно перевозить жатки, колеса и другое оборудование.
Дополнительные возможности, которые предоставляет ОАО "Уралавтоприцеп": замена рессорной подвески производства ЧМЗАП на импортную (BPW, GIGANT), комплектование подкатной тележкой, превращающей двухосный полуприцеп в трехосный прицеп. Можно установить ферму для перевозки железобетонных панелей, борта по периметру платформы, замки для крепления большегрузных контейнеров, поворотный круг на гусачной части.
Более высокую грузоподъемность - 53 т имеет четырехосный полуприцеп ЧМЗАП 99903-015 с двойной погрузочной высотой. Длина пониженной части составляет 8 м и находится в 600 мм от дорожного полотна. Общая длина грузовой платформы - 14 645 мм. При такой длине маневренность полуприцепа обеспечивается двумя задними самоустанавливающимися осями. Для удобства погрузки техники задняя часть рамы имеет свес, модель оборудована механическими трапами двойного сложения с углом въезда 13°.
Компания "Meusburger Новтрак" предлагает серию 2-3-4-осных полуприцепов с высотой нижней погрузочной площадки от 300 до 450 мм. К примеру, двухосный полуприцеп с высотой нижней площадки около 320 мм рассчитан на перевозку техники массой до 27 т. Ширина прицепа в стандартном исполнении - 2550 мм, но по желанию заказчика она может быть увеличена до 2750 и 3000 мм. Данный вариант рассчитан на точечную нагрузку в 25 т на участке в 5 м. Обе оси оборудованы гидравлическим управлением. Среди интересных для заказчика опций - демонтируемая тентовая конструкция с подъемной крышей и раздвижным задним порталом, борта, стойки, трансформируемый пол, превращающий ступенчатую платформу в ровную, и много других полезных приспособлений.
Фото: Meusburger Новтрак
Основные средства