Проект глубоководного Архангельского порта прошел перезагрузку
В проекте строительства глубоководной части Архангельского морского порта сменилась управляющая компания. Новый владелец проекта рассчитывает начать работы в давно задуманном порту в августе этого года, увеличив планируемый ежегодный грузооборот его нового района до 70 млн т в год против 50 млн т по старому проекту.
С августа 2008 года управляющей компанией проекта являлось ООО "Глубоководный район "Северный". Сейчас проект передан ОАО "Управляющая компания "Глубоководный район им. М.В. Ломоносова Архангельского морского порта". По словам ее генерального директора Валерия Григорьева, компания покупает "Глубоководный район "Северный".
Сейчас компания с помощью Финансово-банковского совета СНГ ищет инвесторов, рассчитывая строить порт на условиях государственно-частного партнерства. Условия будущего ГЧП не раскрываются. По планам компании, объем капитальных затрат должен составить 150-185 млрд рублей (?5 млрд). Эта сумма включает в себя стоимость дноуглубительных работ, которые предстоит провести в рамках строительства.
- Срок реализации проекта при 100-процентном финансировании - четыре-шесть лет без учета срока проектирования - 1,5 года, - рассказал Валерий Григорьев.
Проектная документация была заказана еще в 2008 году в ЗАО "ЦНИИМФ", но на данный момент работа не проведена. По плану уже в августе 2012 года на месте будущего района должны начаться изыскательные работы, сам район должен появиться к 2018-2020 году. Территория строительства - 5 тыс га.
- В состав блоков вошли семь перегрузочных комплексов (ПК), подходные каналы и акватория, железнодорожные пути и автодороги, площадка для производственной и жилищно-бытовой застройки, - рассказал Григорьев.
Грузовой район также может получить пассажирский терминал. Для обеспечения портовой инфраструктуры рядом должен появиться жилой поселок населением 10 тыс. человек - это может быть новое строительство или развитие существующего поселения Патрикеевка.
Компания рассчитывает, что в порт придет экспортный уголь Печорского бассейна и Кузбасса, лесная продукция Республики Коми, Архангельской и Вологодской области, Восточной Сибири, калийные удобрения "Уралкалия" из Пермского края, транзитные грузы в контейнерах из Юго-Восточной Азии и Западной Европы.
Также в новой части порта ждут углеводородное сырье, включая газовый конденсат Ямала. Валерий Григорьев отметил, что и сейчас Архангельский морской торговый порт может принимать эти виды грузов, но речь идет об увеличении объемов.
При реализации планов по привлечению этих грузов руководство нового грузового района может столкнуться с проблемами. Так, по данным компании "Уралкалий", сейчас калийные удобрения идут на экспорт через порты Санкт-Петербурга, Новороссийска, Николаева (Украина), Вентспилса (Латвия), Клайпеда (Литва), Измаила (Украина). Но при этом у компании есть свой терминал в порту Санкт-Петербурга, который сейчас не загружен полностью - "Балтийский балкерный терминал" (ББТ), на 100% принадлежащий "Уралкалию".
- В 2010 году объем перевалки удобрений на ББТ составил около 5,1 млн т, из которых около 3,4 млн т пришлось на калийные удобрения производства ОАО "Уралкалий", остальной объем - на азотно-фосфорные удобрения российских производителей. Максимальная мощность перевалки ББТ составляет 6,2 млн т в год, - говорится в материалах компании.
Что касается транзитных потоков из Юго-Восточной Азии, которые, в основном, представляют из себя поставки техники, то сейчас, по данным представителя ассоциации "РАТЭК" Антона Гуськова, этот транзит из Азии в Европу идет, в основном, через порт Санкт-Петербурга и финские порты. По его словам,
чтобы поставки техники пошли через Архангельск, недостаточно только нового порта - нужна транспортная инфраструктура, хорошо оборудованные склады и очень квалифицированные работники.
Более радужную перспективу новый грузовой терминал имеет в отношении экспорта угля. Как пояснил глава аналитической компании "Росинформуголь" Анатолий Скрыль,
в прошлом году из 300 млн т поставленного на рынок угля 115 млн т ушло на экспорт, причем за последние 10 лет объем поставок вырос в несколько раз.
Основной потребитель российского экспортного угля - Великобритания, в которую он попадает через балтийские порты в России и Литве.
- Имеющихся сейчас мощностей с трудом хватает, при этом экспорт угля растет, а нынешние порты задействованы уже практически полностью, - отметил Анатолий Скрыль.
Фото: Архангельский морской торговый порт
Известия