Гиганты для негабаритных перевозок. Транспортные средства модульной конструкции
От того, насколько правильно подобрана техника, зависит в первую очередь безопасность перевозок и соответственно рентабельность и конкурентоспособность транспортного предприятия. А если перевозить приходится негабаритный тяжеловесный груз для объектов нефтехимии, энергетики и машиностроения, возведения мостов и дорожных развязок в мегаполисах, без прицепов модульной конструкции не обойтись. Модульная конструкция позволяет соединять специальные тележки друг с другом как в длину, так и в ширину, тем самым создавая необходимое по грузоподъемности и габаритам транспортное средство.
Для перевозки грузов большой длины, например железобетонных труб большого диаметра и т. п., используют прицепы-модули, у которых управляемой выполнена передняя тележка, оборудованная поворотным столом с кониками. Груз устанавливают на пару таких прицепов, снабженных верхними поворотными столами. На поворотных столах груз закреплен. Эта транспортная единица способна вписаться в повороты дорог общего пользования. Управляющее воздействие на поворотную ось переднего прицепа осуществляет дышло, в заднем прицепе аналогичную функцию выполняет верхний поворотный стол. Самое действенное средство достичь нужной траектории движения в повороте - управление всеми колесами, при этом для уменьшения радиуса поворота часть из них поворачивается в одну сторону (поворот), а часть в другую (контрповорот).
Ведущие компании - производители прицепной техники - предлагают широкий выбор прицепов модульного типа, при этом новинки могут стыковаться с базовыми компонентами прицепов-модулей, приобретенных ранее.
К примеру, компания Goldhofer представила новую модификацию THP/M. Это такие же модули, как основная, уже известная российским потребителям модификация THP/SL. Но благодаря тому, что в производстве применены высокопрочные стали с пределом прочности до HB 960, у них снижена эксплуатационная масса и увеличена грузоподъемность. Все аксессуары, такие как гусак, рабочая площадка, адаптер, подходят от THP/SL к THP/M, что позволяет заказчику, если у него уже есть модульное транспортное средство Goldhofer, перевезти любой крупногабаритный груз, используя полный парк модульного оборудования. Можно купить легкий модуль, затем тяжелый, потом еще тяжелее, при этом все модификации модулей будут полностью совместимы.
Фирма Goldhofer в 2008 г. представила на рынок самодвижущиеся модульные транспортные средства PST/ES-E с нагрузкой на осевую линию (две оси в ряд) до 50 т и углом поворота осей +135°. Уникальность данного решения - в применении сверхмощных осей BPW с гидростатическим приводом и стандартных колес с пневматическими шинами размерности R 22,5, позволяющих нести данную нагрузку и даже выше. Представленные на рынке решения других компаний ограничиваются размерностью колес R 15, для достижения высоких нагрузок с необходимым коэффициентом сцепления применяются цельнолитые резиновые колеса, что делает невозможным их эксплуатацию в зимнее время при температурах ниже -10°С. В отдельных случаях пробуют применить специальную дорогостоящую авиационную резину R 15, которая позволяет нести высокие нагрузки, но, как и на самолете, рассчитана лишь на кратковременные нагрузки и только при прямолинейном движении. Где вы видели, чтобы сразу после касания земли самолет резко поворачивал влево или вправо?
В 2010 г. фирма Goldhofer на выставке BAUMA 2010 первой в мире представила стандартную модель тяжелых транспортных модулей THP/SL с нагрузкой на осевую линию (две оси в ряд) до 45 т и прекратила выпуск модулей предыдущего поколения с нагрузкой на осевую линию до 36 т.
Очень важным моментом является крепление осевых агрегатов к раме, и в этом направлении только Goldhofer много лет назад пошла нестандартным путем, который получил признание во всем мире как крепление сверхвысокой надежности.
Отличие от конкурентов заключается в использовании в тяжелых модульных транспортных средствах крепления осевой группы к раме за счет радиально-упорного шарикового подшипника большого диаметра, что снижает действие концентрированного изгибающего момента на раму в месте крепления осевого агрегата. Данный подшипник большого диаметра закреплен на раме резьбовыми соединениями и при поломке осевого агрегата легко разбирается даже под грузом в полевых условиях в отличие от крепления осевого агрегата через поворотные шкворни. К примеру, крепление оси к раме у других производителей осуществляется иным способом, при установке шкворня его предварительно охлаждают жидким азотом, а отверстие в раме нагревают и получают в результате неразборное соединение. Шкворень в 15 раз меньше опорного кольца Goldhofer и представляет собой концентратор нагрузок на раму, что при критических нагрузках вызывает поломку как осевого агрегата, который невозможно снять под полной нагрузкой, так и, что самое главное, самой несущей рамы. Общеизвестно, что ремонт данного узла возможен лишь на заводе-производителе, а это дополнительные расходы на перевозку, ремонт и потерянное время.
Только за период с 2008 по 2011 г. более 30 различных модификаций модульного оборудования Goldhofer грузоподъемностью от 70 до 1000 т было поставлено в РФ и страны СНГ компанией ООО "ИнСпецТехника", которая является официальным представителем Goldhofer AG в РФ и странах СНГ.
Бельгийская компания Faymonville активно поставляет на российский рынок модули серий S-Module и G-Module, которые совместимы с модульными системами других (немецких) производителей, что позволяет транспортным компаниям не ограничивать себя в выборе одной марки. Faymonville производит модули в различных вариантах, с нагрузкой на ось 25-45 т. Модули можно соединять между собой параллельно в 4 filе. В этом случае они имеют ширину 6500 мм и техническую нагрузку на осевую линию до 90 т. Modulmax можно также разделять пополам: S-Module Split Type. Если их стыковать с целым базовым модулем по частям, то получится полуторная комбинация, а из двух половин можно собрать полноразмерный модуль. В этом случае ширина составит 5000 мм с нагрузкой на линию осей до 67,5 т.
Новинкой является самоходный модуль Powermax, который может работать в трех режимах: как самоходный, как классический модуль и как тягач-толкач 8х4 или 8х6. Данная модель производится с 3-6 осями и свободно стыкуется с другими модулями. Такой моторизованный модуль помогает автопоезду преодолевать подъемы и обходится дешевле, чем дополнительный тягач.
Модули Faymonville рассчитаны на перевозку грузов от 150 до 10 000 т. Большой выбор платформ, поворотных столов и дополнительного оборудования позволяет перевозить любые промышленные грузы и тем самым решать любые транспортные задачи, стоящие перед перевозчиками негабаритных и тяжеловесных грузов.
Модули Faymonville полностью металлизированы, что является на сегодняшний день самой эффективной защитой от коррозии в машиностроении. Помимо этого стальные трубки имеют специальную обработку поверхности, что полностью исключает коррозию. Такая финишная отделка позволяет гарантировать высокое качество модулей Faymonville.
Поскольку компания Faymonville за последние 15 лет работы на российском рынке поставила большое количество модулей, а также огромное количество стандартных низкорамников и поставки имеют постоянный рост, Faymonville решила открыть два сервисных центрa в России: один в Москве и один в Санкт-Петербурге. Таким образом, будет налажена еще более оперативная поставка запчастей, бельгийские специалисты станут более доступны и смогут эффективно решать вопросы по гарантийному и постгарантийному ремонту.
Известные во всем мире производители SCHEUERLE и NICOLAS предлагают широкий выбор модульных транспортных средств. У SCHEUERLE это модельный ряд Combi, который включает 3 типа модулей: Euro, Flat и Inter.
Модули InterCombi фирмы SCHEUERLE могут оснащаться приводными осями и силовыми энергостанциями (PPU). Благодаря этому грузоподъемность поездов возрастает до 2000 т. Для работ на специальных технологических дорогах, на монтажных площадках или судоверфях используются самоходные 4- и 6-осные модули типа SPMT. Они имеют исключительно прочную конструкцию транспортного средства с наивысшими показателями грузоподъемности. Грузоподъемность транспортных систем SPMT достигает 15 000 т благодаря оптимальному соотношению собственного веса и грузоподъемности, составляющему 1:9.
Французская компания NICOLAS производит самоприводные модули типа MDE, MDEL и MHD. Система подвески высокой прочности, а также несущая рама с оптимальным соотношением собственного веса и грузоподъемности позволяют модулям компании NICOLAS выполнять транспортные задачи как для дорожных перевозок, так и для сложных логистических проектов по перевозке негабаритных тяжеловесных грузов.
Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов ОАО "Уралавтоприцеп" стал первым отечественным производителем прицепной техники модульной конструкции. В 1981 г. на ВДНХ был продемонстрирован ЧМЗАП-8389 грузоподъемностью 300 т, который состоял из двух 6-осных прицепов-модулей. С помощью модулей ЧМЗАП совершались настоящие транспортные подвиги - масштабные перевозки крупногабаритных грузов во время всеобщего подъема промышленности и развернувшихся в стране гигантских строек. Тот первый выставочный прицеп ЧМЗАП-8389 перевозил станину для самого широкого в СССР прокатного стана в Мариуполе. Модули ЧМЗАП доставляли космический корабль "Буран" к месту старта на космодроме Байконур, перевозили корабль массой 200 т, гигантское зеркало для Зеленчукской астрофизической лаборатории, расположенной высоко в горах.
На сегодняшний день ЧМЗАП остается отечественным лидером в производстве транспортных средств модульной конструкции
и постоянно выполняет ответственные спецзаказы от государственных структур и крупнейших российских компаний. Так, по одному из последних спецзаказов было разработано транспортное средство грузоподъемностью 100 т на базе прицепов модулей ЧМЗАП-702.
Прицепная техника получила наименование ТС 2 ПМ 702 РП. Это транспортное средство состоит из двух прицепов-модулей с промежуточной платформой. За счет гидробалансирной подвески имеется возможность подъема и опускания платформы примерно на 600 мм, что является элементом самопогрузки, то есть транспортное средство может подъехать под некий груз, приподнять платформу и без помощи крана осуществить загрузку. Все колеса являются поворотными, что обеспечивает максимальную маневренность, а гидробалансирная подвеска равномерно распределяет нагрузку на все оси при прохождении сложных участков дороги с неровностями и ухабами. По просьбе заказчика транспортное средство оборудовано кониками, что позволяет перевозить тяжелые длинномерные грузы.
На сегодняшний день ЧМЗАП выпускает уже четвертое поколение прицепов-модулей, которые комплектуются высоконадежным и качественным импортным гидрооборудованием. Новые прицепы-модули оснащаются компактной современной силовой установкой, которая соответствует современным экологическим стандартам. Эта техника способна решить любую транспортную задачу заказчика и может перевозить груз массой до 2100 т.
Фото: Goldhofer.de
Основные средства