← Таможня и ВЭД

Стандартизация таможенных услуг

Стандартизация таможенных услуг
Вопросы правоприменения и уж тем более одинакового качества оказания государственных услуг являются основой для дальнейшей интеграции Таможенного Союза в единое экономическое пространство. Правовое описание единых таможенных процедур союза имеется в Таможенном кодексе ТС, однако от официальных строк закона до действий конкретных таможенников на конкретном таможенном посту в Брянске, Алматы или Гомеле - лежит дистанция огромного размера. Представляется, что примером для формирования единых стандартов предоставления таможенных услуг может стать аналогичный процесс, происходивший на территории другого союза - Европейского. Тем более что и формирование таможенного союза на постсоветском пространстве до конца не завершено и в перспективе к трем странам-союзницам могут прибавиться и другие государства.
В настоящее время таможенные услуги в международной торговле играют важнейшую роль в развитии конкурентоспособности транснациональных компаний и качество оказания таких таможенных услуг может иметь реальное влияние на производительность и прибыль компании. Соответственно, важнейшей задачей как национальных правительств, так и межгосударственных органов во взаимодействии с бизнес-кругами становится обеспечение конкурентоспособного качества предоставления таможенных услуг. Пожалуй, одним из самых главных аспектов доступности и прозрачности государственных услуг (в том числе и таможенных) является их информационная и электронная составляющая.
В Евросоюзе концепция создания электронной среды для таможни (электронной таможни) была объявлена в 2001 и являлась кульминацией целого ряда инициатив, связанных с информационным обществом, разрабатываемых и внедряемых в течение 1990-х годов.
К их числу относятся проекты "Электронная Европа - Информационное общество для всех" и "электронное правительства", старт которым был дан по итогам обсуждения доклада, опубликованного в 1994 году и носившего название "Европа и глобальное информационное общество".
Этот доклад представил видение нового явления - электронной коммерции, которая обещала значительные преимущества как для экономически активных субъектов и граждан. В докладе были намечены следующие стратегические факторы, которые обуславливали эффективность электронной коммерции: "Эффект повторения", которые подразумевал значительное снижение затрат на проведение предпринимательской деятельности в современной экономике. Сравнение бумажных операций с их электронными эквивалентами толкнуло экономических операторов искать пути модернизации дорогостоящих и неэффективных бизнес-операций. Например, в докладе утверждалось, что электронная услуга будет стоить порядка одной десятой части ее бумажного эквивалента, и использование электронных сервисов в бизнес-операциях позволит экономить, например, только на факсимильной связи до 95%. Выводы, приведенные в докладе в дальнейшем были быстро подтверждены на практике. В решении еврокомиссии от 26 сентября 2003 года, государства-члены обязались реализовать концепцию электронного документооборота и соответствующего ей электронного правительства. Это решение было одобрено резолюцией Комиссии от 5 декабря и было упомянут в документе под название "Простая и безбумажная среда для таможни и торговли". Решение являлось только частью серии мероприятий, направленных на упрощение и рационализацию правил торговли и таможенных процедур, а также применения эффективных методов работы, таких как использование информационных технологий, анализ рисков и расширенные возможности управления в рамках существующего таможенного союза.
Властями объединенной Европы были определены следующие основные цели электронной таможни:
    - ограничение размером таможенных сборов,
    - борьба с мошенничеством, организованной преступностью и терроризмом,
    - расширение безопасной торговли товарами и повышение качества самих товаров,
    - устранение бумажных документов,
    - стандартизация функционирования таможенных органов,
    - защита прав интеллектуальной собственности и национального культурного наследия,
    - непрерывный поток данных между экспортерами и импортерами в различных странах.
Наиболее важными документами по концепции электронной таможни стали "Стратегический план электронной таможни" (MASP), и Решение Европейского парламента и Совета № 70/2008/EC от 15 января 20089 о внедрении безбумажных технологий для таможенного оформления и торговли (так называемые "e-решения"). Правительства некоторых государств-членов обязались осуществить внедрение конкретных системы услуг таможенного союза в соответствии с конкретными требованиями и согласованным графиком, и дальнейшего обеспечения их бесперебойной работы и развития.
По сути именно "MASP" является квази-стратегией европейского таможенного союза, который определяет особенности деятельности предприятия, график введения новелл законодательства, а также некоторые организационные моменты.
Такой план обеспечивает электронную таможенную концепцию твердыми техническими, правовыми и организационными основами. Кроме того, документ предусматривает единые правила для 27 таможенных администраций, работающих как единое целое в рамках европейского Таможенного союза. Он также создает благоприятные условия для предпринимателей, например, предлагает возможность электронного обмена данными (таможенными документами) между таможенными ведомствами и заявителями, а также между таможенными органами различных стран Европейского Союза (ЕС) в отношении централизованного таможенного оформления, электронный контроль над транзитом под таможенным контролем в рамках ЕС, развитию института уполномоченного экономического оператора (УЭО) и единых критериев для анализа рисков.
Модернизированный Таможенный кодекс Европейского Союза (MCC) содержит новые правила, которые реализуют ряд упрощений, а также меры по содействию торговле для экономических операторов и таможенных органов. Тем не менее, наиболее важным аспектом в отношении компьютерных систем (включающих в себя вопросы, экспортного и импортного контроля, ведения совместной базы данных, касающейся уполномоченных экономических операторов, управления рисками, комплексного обслуживания системы контроля подакцизных товаров, системы учета ценных бумаг и разрешений, начисления и уплаты налогов и таможенного оформления, других финансовых и бухгалтерских вопросов), является их взаимодействие между всеми таможенными органами в ЕС, а также между таможенными органами и другими лицами, участвующими в международной торговле (например, в отношении ветеринарных, санитарных и фитосанитарных услуг, и т.д.).
Новые правила, опубликованные в MCC (Таможенном кодексе Евросоюза) вводятся постепенно, однако уже известно, что окончательная дата вступления в силу всех новелл для завершения реализации MCC, первоначально назначенная на 24 июня 2013 года будет отодвинута.
Другими словами, даже европейские страны признались, что не имеют возможности обеспечить функционирование всех таможенных услуг в электронном виде в установленные сроки. Это также касается и понятия "единого окна" (то есть, обеспечения единой точки доступа для всех административных органов). Именно создание полностью функционирующей системы "единого окна" и должно стать завершением реализации концепции "электронной таможни".
Что касается самого MCC, как правоустанавливающего документа, то тут возможны два исхода: либо он станет действовать "как есть" без компьютеризированных систем и дальнейшего реформирования таможенного законодательства, или он будет изменен, и льготный период для завершения реализации концепции электронной европейской таможни будет продлен еще на два года. Значительное количество экспертов считает, что наиболее реальным будет именно второй вариант.
Тем не менее, в настоящее время большинство таможенных служб европейских стран предоставляют свои услуги экономическим субъектам в электронном виде: электронная среда стала новым стандартом, оказание услуг в бумажном виде является скорее исключением.
С начала 21-го века таможенные услуги претерпели быстрый переход от традиционных бумажных процедур к электронным формам, которые также получили обеспечение безопасности проводимых операций и внедрение мер по упрощению процедур торговли для надежных (уполномоченных) экономических операторов.
Что касается уполномоченных экономических операторов, то в Евросоюзе существует три типа сертификатов для таких субъектов: "AEO/C" ("проведение таможенных процедур с упрощениями"), "AEO/S" ("упрощения в охране и безопасности") и "AEO/F" ("Full" -полное таможенное упрощение": "Таможенные упрощения" плюс "охрана и безопасность").
Единый стандартный подход к институту уполномоченного экономического оператора представляет собой важную веху в деле гармонизации таможенных служб.
Введение единых критериев проверки экономических субъектов таможенными органами по выдаче сертификатов УЭО создало простую правовую основу для предоставления качественных таможенных услуг для всего европейского рынка. ЕС также расширил эти единые критерии на Швецию, Норвегию и Японию путем заключения соглашений о взаимном признании сертификатов уполномоченных операторов. В настоящее время ведутся переговоры о заключении аналогичных соглашений с Китаем, США и Южной Африкой. В случае их успеха будет создан новый стандарт качества для услуг, предоставляемых таможенными органами на международном уровне.
Закон Евросоюза от 18 марта 2011 о внесении изменений в налог, связанный с продажей товаров и услуг, значительно расширил гибкость налогового и таможенного администрирования, позволив налоговым представителям выступать в качестве таможенных агентов в отношении ввозимых товаров. В этом случае лицам и организациям, оформляющим налоговую отчетность для других компаний будет разрешено выступать в качестве таможенных агентов для представления налогоплательщиков при декларировании и регистрации товаров и услуг, уплате налогов и в подготовке деклараций (то есть, совершать те мероприятия, которые до этого могли выполняться только налоговым консультантами и уполномоченными бухгалтерами).
Представляется, что и руководству Таможенного союза на постсоветском пространстве было бы полезно изучать опыт формирования европейского таможенного союза и не гнать коней, перепрыгивая через некоторые важные этапы.
Фото: Agenziadogane.it
Cargo.ru