← Склады и грузовые терминалы

Поволжский логистический узел: станет ли Казань жемчужиной нового Шелкового пути?

Поволжский логистический узел: станет ли Казань жемчужиной нового Шелкового пути?
12 сентября стало известно, что первый павильон технополиса "Новая тура" в Зеленодольском районе полностью сдан в аренду предпринимателям. Это очередной шаг к решению давней проблемы Поволжья, где до сих пор нет крупных современных логистических центров. Их отсутствие приносит множество проблем оптовикам сегодня, а завтра может стать причиной того, что Татарстан останется на обочине новых транспортных коридоров. Газета "БИЗНЕС Online" приводит взгляды экспертов на перспективы регионального развития транспортной и логистической системы.
Историки отмечают, что расцвет Волжской Булгарии 9-14 веков неразрывно связан с её уникальным географическим положением и умением правителей грамотно это положение конвертировать в конкретные прибыли. Именно в качестве торгового и транзитного центра Булгария стала богатейшей страной региона.
Сегодня для Татарстана сохраняются все преимущества Волжской Булгарии, и добавляются новые: черезреспублику теперь проходит не только водный путь, но и две федеральные дороги, а также железнодорожная магистраль. В Свияжске начато строительство огромной перевалочной базы, активно идёт строительство международной трассы "Западная Европа - Западный Китай".
Уже в ноябре откроется первая очередь технополиса "Новая Тура", который вобрал в себя все стратегические преимущества удачного географического положения республики: непосредственная близость трасс М-7 и М-5, города Казани (всего 20 минут до центра), водные и железнодорожные пути, а также Свияжский мультимодальный логистический центр.
Строительство технополиса "Новая Тура", с одной стороны, - это элемент так необходимой сегодня логистической инфраструктуры, без которой невозможно функционирование торговли, а с другой - уникальные возможности для предпринимателей, ведь с его открытием может поменяться вся региональная схема оптовой торговли:
"Открытие "Новой Туры" - большой плюс для нашей сети. Мы уверены, что
отныне нам не придется ездить за товаром в Москву.
До сих пор до ближайшего оптового поставщика приходилось все-таки добираться в столицу. Несмотря на транспортные расходы, это в итоге был самый выгодный вариант. Уверен, что теперь такой необходимости не будет", - говорит Шамо Гусиев, владелец сети магазинов "Мир одежды и обуви" (Чувашия).
Казань - альтернатива Москве
Сегодня перераспределение грузов в регионе строится по достаточно простой схеме: основные логистические центры - это Москва и Санкт-Петербург, где аккумулируются большая часть товаров. Оптовики из других регионов, в том числе и из Казани, вынуждены за товаром ездить в столицы. Такая ситуация продиктована в том числе и объективными факторами. Как рассказал "БИЗНЕС Online" председатель совета директоров группы компаний "Глобал" Радик Гафуров,
в регионе, например, нет ни одной контейнерной площадки:
"Поволжье у нас сильно отстаёт по контейнерным перевозкам, если взять Москву - Питер, там ещё более-менее, но эти контейнеры расформировываются и идут к нам сюда, потому что у нас не готовы контейнерные площадки, мы не готовы принимать, а контейнеры - это самый удобный способ доставки товаров. Хотя сдвинется, наверное, с мёртвой точки логистика. Если тем более у нас товарооборот будет международный, и постоянно увеличиваться, нам от этого никуда не деться".
Эльданиз Абасов, владелец сети магазинов "Ярмарка Москва" (Москва, Набережные Челны, Пермь), полагает, что дело уже сдвинулось с мёртвой точки:
"Понятно, что товар для челнинского магазина лучше будет закупать не в Москве, а под Зеленодольском. Мы и из Перми сюда доедем легко.
"Новая Тура" означает конец монополии Москвы на низкие цены.
Переехав в "Туру", многие оптовики получат выход на большой регион с высокой покупательской способностью. А что еще нужно для успешной торговли? Ну еще москвичи должны понимать, что трасса М-7 после Нижнего Новгорода, и особенно после Владимира, становится малопроходимой. Выгоднее становится торговать в Казани. "Новая Тура" - пока лучшая площадка из тех, которые существуют".
Другая проблема - устаревшая инфраструктура: российская логистическая система во многом наследница советской. "Она развивалась в условиях командно-административной системы, это ситуация, когда необходимо огромное количество складов: соответственно со складами у нас проблем нет. Сейчас эти склады низких категорий", - рассказал "БИЗНЕС Online" Алексей Шинкевич, заведующий кафедрой логистики и управления Казанского национального исследовательского технологического университета. Однако складами всё и ограничивается, а имеющиеся необходимо модернизировать.
Возрождение "Шелкового пути"
Эксперты отмечают, что логистическая проблема региона становится намного острее, если посмотреть на неё с позиций возможного транзита. В настоящее время активно реализуется проект транспортного коридора из Китая через Россию в Европу. И если такой коридор удастся создать, это может стать огромным стимулом для развития региона.
"У нас здесь речь идёт о международных транспортных коридорах, есть расчёты, наши татарстанские учёные обосновали, что дешевле будет пропускать транспортные потоки через нас, - сказал "БИЗНЕС Online" профессор Шинкевич. - Но проблема в том, что нужно достичь эффекта колеи. Для того чтобы появилась рентабельность, окупаемость и конкурентоспособность, нужен определённый минимум потока, он определяется не только состоянием дорог, но и пропускной способностью таможенных терминалов, наличием инфраструктуры".
"Новая Тура" как раз элемент столь необходимой инфраструктуры, с одной стороны, а с другой - уникальная возможность для ведения бизнеса, ведь технополис расположен непосредственно на нитке дороги "Западная Европа - Западный Китай". В Казахстане строительство этой магистрали стало своеобразным национальным проектом. Не отстаёт и Россия, в Татарстане уже построены несколько участков этой дороги, ведётся активная модернизация таможенных терминалов на западных и восточных границах таможенного союза, главная задача которой - минимизировать время прохождения пунктов пропуска.
Казань - порт четырех морей
Кроме автомобильного и железнодорожного транспорта, уже почти 20 лет, как практически не используется речной транспорт. Алексей Шинкевич напомнил, что это самый дешевый из возможных видов перевозок.
А в этом смысле из Казани открывается прямая дорога и в Азию - через Каспийское море, и в Европу через Азовское и Чёрное моря.
Радик Гафуров с сожалением говорит о загубленных речных перевозках: "Рядом законодательных инициатив загубили, как отрасль, речные перевозки, причём это не вина предпринимателей (невозможность модернизации). Это же долгие деньги, потому что там окупаемость минимум 30 лет, вкладываться по-крупному надо. Речные перевозки могли бы разгрузить транспортную систему, потому что железные дороги у нас явно не построят, река - это естественная дорога, в России мне кажется, это могли бы использовать". Единственный минус этого вида перевозок - это сезонность.
Строительство "Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра" должно вдохнуть новую жизнь в речные перевозки.
Кроме того, этот центр должен в будущем стать крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всех регионов Поволжья, а также узловым речным портом для перевозки грузов по международным транспортным коридорам. Как рассказала "БИЗНЕС Online" заведующая кафедрой логистики Института экономики, управления и права Гузель Таишева, это значительно усилит экономический потенциал республики:
"Появление Свияжского мультимодального центра говорит о том, что мы оторвём большой кусочек от пирога, и кусочек этот станет нашим хлебом на долгие годы. Если поставить правильно работу, туда будет свозиться большое количество товара. И наличие рядышком крупного оптового и научного центра "Новая Тура", - я думаю, это будет очень хороший тандем в рамках развития именно логистической системы", - полагает доктор экономических наук Таишева, добавляя, что в Свияжске будет концентрироваться огромное количество товаров:
"Товары, которые будут выгружаться в Нижних Вязовых, нужно будет распределять по Приволжскому федеральному округу и России, а "Новая Тура" будет как раз такой распределительный центр. Их близость только улучшит положение "Новой туры", отметила Таишева.
Нижний Новгород - главный конкурент Казани
У блестящих перспектив Татарстана стать одним из глобальных логистических центров есть и угрозы. В соседнем Нижнем Новгороде тоже понимают перспективность своего расположения, и, по мнению учёных, уже опережают нашу республику по многим направлениям, особенно после прихода туда в качестве губернатора бывшего вице-мэра Москвы Валерия Шанцева.
"С недавнего времени поток товаров останавливается не только в Москве, но доходит уже до Нижнего Новгорода, после того, как Шанцев туда ушёл. Потому что там склады есть, и получалась такая анклавность", - отмечает профессор Шинкевич. При этом учёный полагает, что появление соответствующих центров в Казани позволит достичь схожего эффекта.
Склады за пределами объездных - признак современного города
Кроме региональных и даже межстрановых проблем, есть и ряд локальных сложностей. Существующая сегодня в Казани система грузооборота далека от совершенства, полагают специалисты.
"Татарстан по сравнению с другими регионами впереди, но отстаёт и от Москвы, и от Санкт-Петербурга, где уже давно логистика вынесена за пределы городов, - говорит Гафуров. - Например, внутрь МКАДа доставка идёт только малотоннажными машинами. А у нас проблема сэтим, потому что ряд предприятий в центре города расположены, и НЭФИС и Красный Восток, которые заметно затрудняют дорожную обстановку".
Алексей Шинкевич полагает, что очень много зависит от подъездных путей и инфраструктуры, однако польза от выноса за пределы города подобных центров, несомненно, есть: "Если будет развиваться такая современная градостроительная концепция, когда все производства за пределами города, если этого будут придерживаться, это будет освобождать загруженный город от этих автомобилей, и так далее. Но надо смотреть какой эффект масштаба, есть ли расчёты, какая необходима минимальная загрузка". При этом, считает он, строительство новых логистических центров за пределами города, определённо должно улучшить ситуацию:
"Новая Тура будет менять ситуацию однозначно, потому что это крупный проект, крупный игрок, и наверняка он принесет пользу", - отмечает Гафуров. Однако не всё так просто - со вступлением в ВТО Россию, скорее всего, ожидает значительное увеличение импорта. И насколько новый центр справится с растущими запросами бизнеса пока не ясно: "Наверняка к нам хлынет поток товаров. Насколько "Новой Туре" удастся удовлетворить всё возрастающие потребности - сказать трудно, так как, возможно, нужен не один, а несколько подобных проектов. Этот проект, безусловно, окажет положительное влияние".
Фото: Prav.tatarstan.ru
БИЗНЕС Online