"СГ-Транс" достался Евтушенкову
Государство удачно распрощалось с железнодорожным перевозчиком "СГ-Транс", приватизация которого анонсировалась еще несколько лет назад. 27 сентября были проведены торги, победителем которых была признана АФК "Система" Владимира Евтушенкова: компания предложила за актив максимальные 22,7 млрд руб. Эксперты сходятся во мнении, что итоговая цена существенно завышена. Однако удивляться действиям покупателя не приходится: совсем недавно АФК "Система" заявила о своем желании стать ведущим игроком на рынке железнодорожных грузоперевозок и уже ведет активную скупку приглянувшихся компаний.
27 сентября стало известно о продаже госпакета акций "СГ-Транс". Приватизацию провели в форме конкурентного отбора покупателей. Как признался организатор торгов инвестбанк "Ренессанс Капитал", предложенная АФК "Система" цена 22,7 млрд руб. превысила стартовую на 12,6 млрд руб. На "СГ-Транс" также претендовали "Рустранском" (бенефициарами считаются Юрий Григорьев, Константин Синцов и Дмитрий Амелин), "Спецэнерготранс" (структура Зияда Манасира) и "Трансеврогаз".
Формально торги стартовали еще осенью прошлого года, когда был объявлен сбор заявок. В то время интерес к "СГ-Трансу" проявляли "Спецтрансгарант", ТЭК "Евротранс", Brunswick Rail, "Нефтетранссервис", "ОТЭКО-Портсервис", "Юкос-Транссервис" и "Газ-промтранс". Подавляющее большинство из них даже успели получить разрешение ФАС на покупку актива, однако почти все сошли с дистанции.
Источник, знакомый с ходом вчерашних событий, рассказал РБК daily, что аукцион занял немного времени, но "несмотря на это, конкуренты успели устроить борьбу за актив".
По словам зампреда правления "Ренессанс Капитала" Александра Мерзленко, аукцион проходил в два этапа. Сначала состоялась регистрация участников, после чего были публично вскрыты конверты с их ценовыми предложениями. Через несколько часов компаниям была предоставлена еще возможность обновить "ценник". Участник, предложивший максимальную сумму, и стал победителем. Какие суммы готовы были выложить за актив остальные, г-н Мерзленко раскрыть отказался, отметив лишь, что одна из компаний была близка к победной цифре.
В АФК "Система" сообщили, что довольны итогами аукциона, однако указали на необходимость "получить распоряжение правительства РФ на заключение сделки". Для чего структуре Владимира Евтушенкова понадобился этот актив, рассказывать не захотели, отметив лишь, что считают железнодорожную отрасль привлекательной и планируют создать крупного оператора в этом сегменте. "По крайней мере это точно не последнее наше приобретение", - подчеркнули в пресс-службе АФК "Система".
О нескромных аппетитах АФК "Система" на рынке грузоперевозок стало известно совсем недавно.
Компания уже заявила о своем желании составить конкуренцию Владимиру Лисину в борьбе за 25% акций ПГК. Кроме того, структура компании - "Финансовый альянс" - претендует на покупку "Евразтранса". Также две недели назад ФАС разрешила АФК "Система" осуществлять функции исполнительного оператора Транспортно-логистической компании (ТЛК), являющимся одним из крупнейших на отечественном рынке операторов цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов.
Что касается "СГ-Транс" - это один из последних транспортных активов государства. Компания занимается транспортировкой, хранением и реализацией сжиженного газа и по сути является лидером своего сегмента. По итогам 2011 года на балансе "СГ-Транс" числилось 14,6 тыс. цистерн, из которых только половина считается относительно новыми. Выручка компании в прошлом году составила 8,5 млрд руб., EBITDAR - 1,45 млрд руб., чистая прибыль - 404 млн руб.
Еще в июне глава Минэкономразвития Андрей Белоусов заявил, что государство планирует выручить от приватизации "СГ-Транс" аналогичную с "Апатитом" сумму, оценив тогда активы в 10 млрд руб. В итоге казна получит в два раза больше. Эксперты сходятся во мнении, что АФК "Система" серьезно переплатила. Я думаю, что большая часть предложенной победителем торгов премии сложилась не изреальной стоимости актива, а из создавшейся конкуренции между претендентами, говорит Елена Садовская из RMG. Если исходить из финансовых мультипликаторов, сделку можно оценить с существенной премией, посчитал аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Однако, оценивая сделку по стоимости парка "СГ-Транс", можно увидеть, что
за каждую цистерну АФК "Система" заплатила 1,5 млн руб. при аналогичной новой цене в 3-3,1 млн руб.,
рассуждает аналитик. Только 60% выручки компании приходится на транспортировку, поэтому такой расчет, скорее всего, не показывает реальную стоимость актива, уверен г-н Юминов.
По его мнению, подобная покупка АФК "Система" объясняется скорее тем, что компания хочет выйти на рынок транспортировки СУГ и потому решила приобрести сразу лидера отрасли.
Елена Садовская, напротив, считает логику АФК "Система" пока не совсем понятной. "Да, компания заявила, что намерена развивать железнодорожный бизнес, но они также претендуют и на ПГК, и "Евразтранс", которые занимаются перевозками в ином сегменте", - рассуждает г-жа Садовская.
Напомним, государство планировало выставить на продажу "СГ-Транс" еще несколько лет назад, однако приватизация все время откладывалась. Вчерашние торги стали для всех неожиданностью и вызвали на рынке немало удивления. По словам старшего юриста Art de Lex Ярослава Кулика, формат приватизации "СГ-Транс" идентичен недавнему "тендеру" по продаже пакета акций "Апатита", когда сделка была фактически выведена из-под действия закона о приватизации. Отчетливо это проявилось в ограниченном доступе к информации о приватизации, несмотря на то, что в конечном итоге она прошла в форме конкурентных переговоров в открытой форме, напоминает юрист.
Фото: Rupec.ru
РБК