ОАО "РЖД" оценивает в 21 млрд рублей ежегодный выпадающий доход на тарифах из-за вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), пишет в среду газета "Коммерсантъ" со ссылкой на расчеты перевозчика.
Такая сумма сформируется из-за унификации в 2013 году международных и внутренних ставок на перевозку нескольких типов грузов, в первую очередь нефти и нефтепродуктов, поясняет издание. Компенсировать потери РЖД предлагают, установив единые тарифы выше внутрироссийских в среднем на 4-8%, но ниже международных. В Федеральной службе по тарифам (ФСТ) окончательного решения еще не приняли.
"В целом сближение международных и внутренних тарифов ФСТ вела с 2006 года, по большинству родов грузов ставки почти выровнялись", - сообщил газете источник, знакомый с ситуацией. Но по нескольким видам грузов разница остается существенной. Это в первую очередь нефть и нефтепродукты, а также продукты неорганической химии и лесные грузы. Так, по нефти международные тарифы выше внутрироссийских в среднем на 30%, отметил собеседник "Коммерсанта".
Ставки должны быть унифицированы с 1 января 2013 года.
Согласно расчетам РЖД, если международные тарифы снизить до внутрироссийских (с учетом унификации тарифа на порожний пробег цистерн), выпадающий доход монополии составит 21 млрд рублейв год. Основная часть придется на нефтяные грузы - 18 млрд рублей. Потери по лесным грузам составят 2,4 млрд рублей, а по неорганической химии - 0,6 млрд рублей.
Отдельно перевозчик просчитал возможные потери от унификации тарифов на транзитные перевозки в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Если будут унифицированы транзитные ставки по всем направлениям, потери РЖД составят 7,1 млрд рублей, пишет издание. Таким образом, в сумме перевозчик может потерять на унификации тарифов до 28,1 млрд рублей в год.
Для компенсации потерь РЖД предлагает установить единые тарифы не на уровне внутренних, а чуть выше. Так, по нефтяным грузам монополия предлагает поднять ставки в среднем на 5% (через спецкоэффициент), по лесным - на 8%, по неорганической химии - на 4%. Это рост без учета общей индексации тарифов в следующем году (на 7%).
В ФСТ "Коммерсанту" подтвердили, что готовят унификацию тарифов с 2013 года. Итоговое решение, как говорят в службе, будет учитывать сохранение доходной базы РЖД. Но тарифная нагрузка не должна расти темпами, превышающими прогнозы социально-экономического развития России, оговариваются в ФСТ.
Источник газеты, знакомый с ситуацией, уточняет, что "по ВТО унифицировать тарифы придется в любом случае, а по транзитам в рамках ЕЭП решение, скорее всего, затянется".
Экспортные потоки нефтегрузов на железной дороге сейчас тяготеют к морским границам - в том числе из-за тарифной политики. В адрес припортовых станций в прошлом году погружено 81,7 млн тонн, в то время как на сухопутные погранпереходы ушло почти в два раза меньше - 42 млн тонн. В целом же в транспортировке углеводородного сырья железная дорога занимает лишь около 10%, остальное обеспечивают трубопроводы. Зато по сети РЖД доставляется потребителям 80% мазута и почти весь бензин.
Более 80% рынка железнодорожных перевозок нефтеналива занимают частные ОАО "Первая грузовая компания", ООО "Трансойл", ООО "ЛУКОЙЛ-транс", Globaltrans, ЗАО "Нефтетранссервис", ООО "ТЭК "Евротранс"". Топ-менеджер одной из компаний отметил, что рост тарифа отразится на ценах перевозки для грузоотправителей и, как следствие, в итоге может сказаться на ценах конечной продукции, в том числе бензина.
Коммерсантъ