Намечающийся дефицит пропускной способности аэропортов Московского авиаузла заставил участников рынка грузовых авиаперевозок обратить свои взоры на соседние со столицей регионы. Первопроходцем стала группа "Кратос", которая начала строительство грузового комплекса в ярославском аэропорту Туношна.
Как рассказал РБК daily гендиректор группы компаний "Кратос" Александр Зубов, его компания начала проектировать в Туношне грузовой комплекс площадью 3000 кв. м. "На первом этапе инвестиции в проект составят около 150 млн руб. Комплекс позволит предоставлять авиаперевозчикам качество сервиса в соответствии с мировыми стандартами", - отметил он. По его словам, аэропорты Московского авиационного узла (МАУ) уже сейчас испытывают сложности с приемом лайнеров грузовой авиации из-за ограниченного ресурса взлетно-посадочных полос. По его расчетам, к 2020 году аэропорты МАУ не смогут обслужить порядка 60 тыс. т грузов. В то же время, отмечает г-н Зубов, часть грузов изначально направляется в регионы, а Москва является лишь транзитным пунктом, который можно исключить из логистической цепочки.
Ярославский аэропорт Туношна имеет возможность принимать суда от Ан-148 до Ил-96-400 (исключение составляют лишь лайнеры Boeing 747). Согласно данным аэропорта, в 2012 году здесь было обработано 12,1 тыс. т грузов. По словам Александра Зубова, у аэро-порта Ярославля есть ряд преимуществ перед московскими конкурентами, в частности здесь более привлекательные цены на авиатопливо, а аэропортовые сборы на 30-35% ниже, чем в столице.
30% грузов, обрабатываемых в Москве, далее следуют в регионы посредством автомобильного и железнодорожного транспорта, констатирует президент Центра гражданской авиации Рано Джураева. Однако пустить эти грузы в обход столицы не так-то просто - сказывается отсутствие нужной инфраструктуры. "Ярославская область - удобное место для организации грузоперевозок, но здесь нет инфраструктуры", - признает она. По словам г-жи Джураевой, в будущем региональные аэропорты, такие как Ярославль и Владимир, частично смогут разгрузить аэропорты Москвы от грузов и забрать на себя часть пассажиропотока. "Например, молочная продукция только компании Danone за 2011 год, которая из Москвы летит в Сибирь и Дальний Восток, составила примерно 35 тыс. т. Часть можно было бы консолидировать в Туношне", - отмечает она.
Из-за нынешней перегруженности аэропортов Московского авиационного узла грузовым перевозчикам становится все сложнее получать слоты на выполнение чартерных грузовых рейсов, сетует совладелец компании "Аэрокарго+" (компания арендует у авиакомпании "Якутия" Boeing 757) Александр Шкварко. Помимо нехватки взлетно-посадочных полос, говорит он, в аэропортах не хватает и мест на перронах для грузовых самолетов.
Впрочем, говорить о массовой миграции грузовых перевозчиков в регионы пока преждевременно. Вице-президент крупнейшего грузового авиаперевозчика ГК "Волга-Днепр" Сергей Шклянник отмечает, что его авиакомпания в ближайшие два-три года не планирует переезжать из московских аэропортов. По его словам, заказчики выбирают столичные аэропорты не только из-за удобства доставки, но и, например, из-за наличия здесь таможенных терминалов.
РБК