Насколько безопасны перевозки опасных грузов по железной дороге?
Сход вагонов с нефтепродуктами и другими опасными веществами в Белой Калитве и еще целая серия других аварий на железной дороге, случившихся за последнее время, позволяет задать железнодорожникам нелицеприятный вопрос, насколько они контролируют ситуацию и не повторится ли случившееся. "Гудок" уверяет нас, что ситуация под контролем, и в случае повторения ЧП спасатели четко знают, что делать.
Начальник центра охраны окружающей среды СКЖД Евгения Гладкова прибыла на станцию Белая Калитва сразу же после произошедших там событий. Мы попросили ее, как главного эколога дороги, оценить ситуацию.
- Каковы были первые впечатления от увиденного на месте аварии?
- Система оповещения сработала четко: 9 мая в 02.05 мне позвонили, что произошла авария со сходом и возгоранием. Первая мысль была о терроризме, но, оказалось, виноват пресловутый человеческий фактор. Я работаю на дороге с 1993 года, и на моей памяти было несколько аварий, но по степени разрушений подобного не припомню: из 69 вагонов состава 51 сошел с рельсов.
- Какая экологическая ситуация была на месте аварии?
- На центр охраны окружающей среды дороги возложен мониторинг в зоне чрезвычайной ситуации и взаимодействие с контролирующими органами. Химики-аналитики нашего центра прибыли в Белую Калитву в 10.30 утра. Пожар к тому времени уже был потушен, работали спасатели МЧС.
Замеры на месте аварии показали превышение концентрации аэрозолей химически опасных веществ в зоне схода цистерн. Сразу же были даны рекомендации по защитным средствам и режиму работы сотрудников ОАО "РЖД", занимающихся восстановительными работами.
В 12.00 прибыли специалисты аналитической инспекции Росприроднадзора. Совместные замеры атмосферного воздуха уже не показали превышение предельных концентраций загрязняющих веществ.
- В составе поезда были опасные грузы. Как они могли воздействовать на людей и окружающую среду?
- Было несколько вагонов с опасными грузами - это пропан, дихлорметил, натрия гидроокись. С пропаном все понятно: он при определенных условиях может сдетонировать, что, к сожалению, и произошло. Наибольший общественный резонанс вызвало вещество дихлорметил. Однако это, по сути дела, тот же фреон или хладон, который применяют в холодильных установках. Он имеет 4-й класс опасности, то есть относится к малоопасным веществам, быстро испаряется и имеет специфический сладковатый запах.
Основная проблема была связана с ликвидацией разлива растительного масла. С 6-го по 17-й вагон в составе были цистерны с растительным маслом. Они были повреждены, а при тушении пожара и охлаждении уцелевших цистерн масло смешалось с водой, образовав эмульсию, попавшую на территорию жилой застройки. Эта жидкость была, как и положено, локализована строительным песком. Затем песок был вывезен на площадку временного размещения. Впоследствии он будет утилизирован на специализированном полигоне.
- У нас на дороге были аварии, имевшие значительные экологические последствия?
- В 1996 году в хуторе Малеванном Краснодарского края произошла авария со сходом. Тогда в речку попало большое количество сахарного песка. Казалось бы, какую угрозу природе может нести обычный сахар? Но при температуре наружного воздуха более 35 градусов в дневное время, в воде началось такое брожение, что запах разносился на многие километры.
Пришлось срочно искать выход. Помогли в институте сахарной промышленности. Тамошние специалисты подсказали, что брожение можно прекратить, если в воде будет достаточное количество кислорода. Решили эту проблему так: начали закачивать в речку компрессорами воздух, и природное равновесие восстановилось. Я привела этот пример для того, чтобы показать, что наша природа очень ранима, и мы должны ее беречь всегда и везде. От благополучия до беды может пройти один миг.
Аварии по расписанию
Разлив опасного груза в двух городах состоялся в один и тот же день и в один и тот же час. Заместитель главного ревизора ЮУЖД по безопасности движения поездов на Оренбургском регионе Дмитрий Злобин пояснил:
- Учения проводятся по графику, согласованному в ОАО "РЖД" заранее. А поскольку требования к безопасности постоянно возрастают, в рамки ежеквартальных учений мы привносим всё новые, усложнённые задачи.
В этот раз перед спасателями и восстановителями была поставлена цель не только обезвредить и устранить последствия разлива токсичного жидкого груза, но и поднять подвижной состав на рельсы после реального схода, а также восстановить повреждённый путь.
Учениями в Оренбурге, на которые прибыли 16 предприятий железнодорожного транспорта, руководил заместитель начальника ЮУЖД по Оренбургскому территориальному управлению Константин Поляков.
- Хочется отметить слаженные действия всех участников, хотя есть и моменты, требующие дальнейшего анализа, - сказал он, подводя итоги. - Особо хочу отметить работу двух пожарных расчётов ГУ МЧС по Оренбургской области и готовность к оказанию помощи городских спасательных служб.
Бойцы пожарного поезда станции Оренбург оперативно обработали место предполагаемого разлива дизтоплива, вместо которого вытекала, естественно, вода, и организовали перекачку жидкого груза в исправную цистерну. Работали они, однако, в изолирующих противогазах, без скидок на "искусственность" ситуации.
Восстановители за полчаса вернули на путь две цистерны, три тележки которых были предварительно ими же сняты с рельсов. Работники предприятий инфраструктуры обеспечили безопасность работ, которые проводились на электрифицированных боковых путях станции.
Несколько иначе были обставлены учения на полигоне восстановительного поезда станции Орск. Здесь отработали подъёмку сброшенной в междупутье цистерны при помощи крана ЕДК-1000. Капроновые стропы гарантировали безопасность операции и препятствовали возгоранию опасного груза. Место предполагаемого разлива мазута было обработано сорбентом, верхний слой загрязнённого грунта снят и вывезен. Роспотребнадзор провёл замеры - воздух чист!
За всем происходящим на полигоне (а здесь было задействовано свыше 120 человек с 17 предприятий железнодорожного транспорта и пожарной службы МЧС города Орска) можно было наблюдать, не выходя из штабной палатки.
- Мобильный комплекс спутниковой видео-конференцсвязи позволяет передавать картинку с видеокамеры на любое расстояние, - пояснил руководивший учениями заместитель главного инженера дороги Сергей Астаев. - Такими комплексами на нашей дороге уже оснащены четыре восстановительных поезда, в Орске он используется с 2012 года.
Впрочем, место в палатке в основном пустовало - командиры были на поле. По оценкам руководителей, учения прошли успешно, все подразделения показали слаженные действия. Хотя лучше бы им не пришлось демонстрировать свои навыки на практике.
Фото: 61.mchs.gov.ru
Гудок