← Таможня и ВЭД

Новые технологии как залог успеха

Новые технологии как залог успеха
electrdekl.jpgВ регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) стремительно растет число участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые активно используют в своей работе перспективные информационные таможенные технологии. Среди них следует выделить электронное декларирование, в том числе через сеть Интернет посредством портала ФТС России, удаленный выпуск и предварительное информирование таможенных органов о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах.
Специалисты отмечают, что они направлены на совершенствование таможенного администрирования и создание благоприятных условий для ведения бизнеса. При этом применяемые информационные системы взаимосвязаны. Так, развитие электронного декларирования стало своего рода фундаментом для создания технологии удаленного выпуска товаров, основанной на принципе разделения документального и фактического таможенного контроля между различными таможенными органами и взаимодействия между ними и декларантом в электронной форме.
Начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий Службы организации таможенного контроля СЗТУ Станислав ШКЛЕНСКИЙ рассказал о том, как технические новинки используются в повседневной профессиональной работе таможенников региона, обозначил приоритетные направления развития.
- Станислав Викторович, какие тенденции в настоящее время наблюдаются в деятельности таможенных органов, на чем базируется внедрение новых технологий?
- Для лучшего понимания происходящих процессов прежде всего необходимо отметить появление в 2012 году двух весьма важных документов Правительства Российской Федерации. В них определены ключевые направления деятельности таможенных органов нашей страны на длительный период времени.
Начну с распоряжения Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р, которым утвержден план мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования. Среди прочего он предусматривает проведение мероприятий по сокращению сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров, а также по совершенствованию форм и методов таможенного контроля ("Дорожная карта").
Второй документ - это распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р, утвердившее Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Из него следует, что в части совершенствования таможенного регулирования
в качестве приоритетного направления развития российской таможенной службы является полный переход в 2014 году на электронную форму декларирования.
Среди основных задач, поставленных перед таможенниками на предстоящий период, также названы автоматизация процессов таможенного контроля, связанных с принятием решения о выпуске товаров в автоматическом режиме; ускорение таможенных операций при таможенном декларировании товаров в электронном виде; развитие субъектно-ориентированного подхода в рамках системы управления рисками путем категорирования участников ВЭД в целях реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля; обеспечение межведомственного электронного взаимодействия при выполнении функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации.
- На какие показатели руководство страны намеревается ориентироваться при оценке тех или иных аспектов деятельности таможенных органов?
- Одним из целевых индикаторов указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации является доля в общем массиве деклараций на товары (ДТ), оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, при условии, что товары не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях. Уже к 2014 году этот показатель с 40% в 2012 году должен быть доведен до уровня в 100%.
При этом напомню, что с 1 января следующего года должно вступить в силу требование об обязательном электронном декларировании в электронной форме.
Для осуществления данной задачи в соответствии с решением коллегии ФТС России, состоявшейся 29 ноября 2012 года, начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, поручено принять действенные меры по реализации положений статьи 204 "Декларация на товары" Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части перехода с 1 января 2014 года на обязательное декларирование товаров в электронной форме.
К настоящему моменту ФТС России уже подготовлен План внесения изменений в таможенное законодательство в части замены документов на бумажных носителях, получаемых от участников ВЭД, электронными аналогами или дублирования бумажных носителей их электронными копиями. Именно от его успешной и своевременной реализации будет во многом зависеть выполнение поставленной задачи.
- Какие электронные технологии уже применяются в таможнях в регионе деятельности СЗТУ?
- Поясню, что к электронным таможенным технологиям традиционно относятся таможенное декларирование в электронной форме, в том числе удаленный выпуск и предварительное информирование. Все они в полном объеме используются в таможнях региона. Всего в 2012 году было оформлено 1 157 683 ДТ. В эту цифру вошли бумажные и электронные декларации. Доля ДТ, выпущенных по технологии ЭД1, составила 0,03% от общего массива выпущенных в отчетный период деклараций.
На долю ДТ, выпущенных по технологии ЭД2, пришлось 94,4% (1 092 826 ЭДТ). В настоящее время в целом по нашему управлению объем электронного декларирования находится на уровне 98%. С применением технологии удаленного выпуска в регионе деятельности СЗТУ в 2012 году оформлено 30 591 ДТ (2,64% от всех выпущенных ДТ). Наибольшее количество деклараций по данной технологии выпущено Санкт-Петербургской таможней - 15 567 штук.
Следует отметить, что в прошлом году таможни Северо-Запада в целом обеспечили динамичный рост выпуска в созданных в регионе Центрах электронного декларирования (ЦЭД) деклараций, оформленных по технологии удаленного выпуска.
Всего в регионе деятельности СЗТУ функционируют 4 ЦЭД.
Три из них, Новгородский, Санкт-Петербургский и Череповецкий, входят в состав Санкт-Петербургской таможни, еще один находится в подчинении Калининградской областной таможни.
Кроме того, именно СЗТУ первым в России реализовало данную технологию в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ морским транспортом. Это была партия запасных частей, поступивших в адрес компании "Форд Мотор Компани", которая осуществляет сборку легковых автомобилей. В этом году по данной технологии уже выпущены первые декларации по товарам, поступающим в адрес ОАО "АвтоВАЗ", которое находится в зоне ответственности Приволжского таможенного управления.
- Назовите наиболее перспективные, на ваш взгляд, на данный период времени направления деятельности таможенной службы.
- К таковым прежде всего следует отнести ввод в эксплуатацию портала ФТС России электронного декларирования. Начало его работы в штатном режиме стало весьма значительным шагом в деле облегчения участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) условий практического использования новых таможенных технологий. Сегодня портал позволяет бизнесу через обычную сеть Интернет без каких-либо ограничений осуществлять декларирование товаров, причем не прибегая к использованию услуг информационных операторов.
При этом компаниям не приходится нести затраты на приобретение дополнительного программного обеспечения. По данным ФТС России, на сегодняшний момент в базе данных портала уже зарегистрировано более 1500 пользователей этого сервиса из числа участников ВЭД. Вся базовая информация о работе на Портале ЭД, в том числе методические материалы (видеоролики), размещены на сайте ФТС России  www.customs.ru в разделе "Портал электронного декларирования".
- Как упомянутые электронные технологии влияют на скорость таможенного оформления?
- В качестве иллюстрации происходящего приведу пример. Сейчас в СЗТУ на базе железнодорожного пункта пропуска (ЖДПП) Посинь Себежской таможни успешно реализуется технология удаленного выпуска товаров, ввозимых железнодорожным транспортом. Их таможенное декларирование осуществляется в Центрах электронного декларирования Санкт-Петербургской таможни. При этом Череповецкий ЦЭД работает круглосуточно, и выпуск вагонов происходит без отцепок вне зависимости от времени прибытия состава на территорию России.
На отдельных таможенных постах, расположенных в пунктах пропуска через границу, таких как МАПП Торфяновка Выборгской таможни, МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни и ЖДПП Печоры-Псковские Псковской таможни, в настоящее время проводится тестирование комплекса программных средств таможенных органов. Они были доработаны под цели и задачи декларирования для обеспечения автоматизированной работы с данными, поступающими по электронным сервисам от федеральных органов исполнительной власти.
- В общих чертах расскажите о характере использования в Северо-Западном регионе предварительного информирования.
- В таможенных органах СЗТУ предварительная информация (ПИ) в 2012 году использовалась в основном в автомобильных пунктах пропуска для выдачи разрешения на таможенный транзит товаров и транспортных средств. Всего это происходило 641 955 раз. Из них 37 841 (5,89%) приходится на сведения, полученные от Комиссии Европейских сообществ (КЕС). В 233 056 случаях использовалась ПИ, поданная участниками ВЭД через портал ФТС России, что составило 36,30% от общего числа предварительной информации. Больше всего случаев использования ПИ - 371 058, или 57,80%, приходится на данные, полученные в соответствии с порядком, определенным приказом ФТС России от 24.01.2008 № 52.
В таможенных органах СЗТУ в первом квартале 2013 года ПИ 156 035 раз использовалась для выдачи в автомобильных пунктах пропуска разрешения на таможенный транзит товаров и транспортных средств. От общего числа предварительной информации на долю использования ПИ, поданной участниками ВЭД через портал ФТС России, приходится 90 624 (58,08%). В 65 411 (41,92%) случаях использовалась ПИ, полученная в соответствии с порядком, определенным приказом № 52.
- Обозначьте основные задачи, которые применительно к ПИ в настоящее время стоят перед таможенными органами региона?
- Наиболее актуальным на сегодня является обеспечение распространения практики предварительного информирования на иные, помимо автомобильного, виды транспорта. В первую очередь речь идет о морских перевозках. Интерес к этому процессу активно проявляют сами участники ВЭД. Так, на Кронштадтском таможенном посту Балтийской таможни уже организовано получение предварительной информации в морском пункте пропуска от заинтересованных лиц. Затем по результатам анализа поступившей предварительной информации предварительные решения таможенного органа направляются представителям перевозчика.
Сейчас перед управлением стоит задача по организации распространения данного опыта на другие таможни региона. Кроме того, предстоит решать технические и технологические проблемы, связанные с организацией предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза (ТС) железнодорожным транспортом. Дело в том, что решением Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов ТС признано необходимым его ввести на обязательной основе, по аналогии с автомобильным транспортом. Это должно произойти в 2014 году.
- Как в этой связи сейчас выстраиваются взаимоотношения таможенных органов региона с ОАО "РЖД"?
- В настоящее время согласно приказу ФТС России от 24.07.2012 № 1490 таможенные органы, относящиеся к объектам пилотной зоны, участвуют в реализации Временного порядка обмена электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории Таможенного союза.
Следующим шагом в развитии процесса взаимодействия с ОАО "РЖД" станет реализация положений приказа ФТС России от 11.03.2013 № 444 в отношении железнодорожных составов и товаров, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза. Объекты пилотной зоны и наименования организаций-грузоотправителей содержатся в приложении к данному приказу.
- Есть ли другие проекты, связанные с практическим применением электронных технологий, над которыми в настоящее время работают должностные лица возглавляемого вами отдела?
- Мы, безусловно, не стоим на месте. Сейчас продолжается работа по оценке возможности использования программных средств Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов для автоматического (автоматизированного) осуществления таможенных операций и этапов (элементов) таможенного контроля помещаемых под таможенную процедуру экспорта товаров, которые декларируются в электронной форме.
Отмечу, что развитие автоматического выпуска товаров включено в состав сформулированных Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) Основных направлений совершенствования таможенного администрирования в рамках Таможенного союза в 2012-2015 годах.
Кроме того, нам удалось достаточно успешно реализовать возможность использования технологии электронного обмена документами и сведениями между таможенными органами и владельцами складов временного хранения в соответствии с приказом ФТС России от 06.04.2011 № 715 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах".
В настоящее время таможенные органы региона и СЗТУ изучают проблемные вопросы, связанные с представлением документов на бумажных носителях. Сейчас идет обобщение информации о видах указанных документов, параллельно готовятся предложения в ФТС России по совершенствованию информационного взаимодействия участников ВЭД (декларантов) и таможенных органов при осуществлении таможенных операций по таможенному декларированию.
- Станислав Викторович, спасибо за содержательную беседу, желаем успехов в выполнении поставленных задач.
Фото: tks.ru
Таможенные новости