Бизнес - это искусство
- Сегодня все профессионалы сходятся в мнении о том, что отрасль переживает непростые времена. Как вы оцениваете текущий момент? Пятилетний юбилей - прекрасный повод подвести некоторые итоги.
- Все зависит от того, с какой точки зрения смотреть. Если оценивать абсолютные цифры по отрасли, то можно отметить массовое падение спроса на все: на перевозки, продажу техники на первичном и вторичном рынке, как следствие - падение спроса на сервисное обслуживание и ремонт. Теперь, когда мои коллеги и лично я получили не только специальное профильное, но и бизнес-образование, многие процессы видятся в масштабе рынка. Но пять лет назад мы не думали об эффективности тех или иных безнес-технологий. Тогда мы продали свой старый транспортный бизнес и пришли, как было отмечено, в чистое поле, чтобы построить сервисную станцию европейского уровня. Мы, я и мой отец, представляли этот самый европейский уровень очень туманно, опираясь лишь на собственный опыт дальнобойщиков. Мы видели, как это бывает. Если сравнивать наши первые шаги пять лет назад и то предприятие, которое работает сегодня, то прогресс колоссальный. Но всегда хочется большего.
- Что такое AutoBull сегодня?
- На самом деле нельзя говорить об одной компании. Это несколько интегрированных друг в друга предприятий. Новые направления были найдены интуитивно, их право на существование определила реальная жизнь. Несколько лет назад мы получили статус официального дилера Renault Trucks. И многие воспринимают нас исключительно так, что обуславливается внешним видом станции, единым для всех дилеров Renault. Мы успешно продаем новые грузовики Renault, осуществляем гарантийный и постгарантийный ремонт. Однако, через те же самые ворота к нам въезжают клиенты, которые знают нас как мультибрэндовый сервис, профессионально ремонтирующий грузовики всех европейских марок: Mercedes, Volvo, Scania, MAN. Для этого у нас есть специальное оборудование, инструмент, квалифицированные мастера, знающие технику от и до. Кроме того, за несколько лет мы заработали хорошую репутацию как дилеры производителей прицепной техники: Schmitz, Kogel, Schwarzmuller, Wielton. Мы продаем новые и подержанные прицепы, осуществляем гарантийный ремонт. Вообще идея сделать изначально мультибрэндовый сервис себя оправдала: современная техника - это "конструктор". Электроника, мосты, пневматические системы у многих производителей идентичны. И мы, как сервис-партнеры BPW, Wabco и других профильных компаний, легко можем переключиться с одной марки грузовика или прицепа на другую. Отдельное и очень успешное направление нашей работы - кузовной участок, где мы ремонтируем как легковые автомобили, так и коммерческую технику. С нами работают крупнейшие страховые компании и они очень довольны. Впрочем, важнее, что довольны хозяева машин, которые мы восстанавливаем после аварий.
- Список реализованных проектов впечатляет. Но ведь были и разочарования?
- Я назвал бы это начинаниями, которые были сделаны не вовремя, когда рынок не был к ним готов, либо же наша станция по объективным причинам не подходила для их реализации. Мы отказались от дилерства грузовиков HINO, прекрасных машин, достоинства которых потребители просто не знают. Мы не стали работать с FUSO, легкой коммерческой техникой, посчитав, что если уж взялись за крупные грузовики - тягачи и строительную технику, то не стоит распылять внимание: свое и клиентов. Иногда новые проекты начинают жить своей жизнью. Например, наш участок ремонта топливной аппаратуры BOSCH так и не стал отдельным бизнесом со своим кругом клиентов, зато он идеально интегрировался в мультибрэндовый сервис и наши постоянные партнеры, обслуживающие у нас свою технику, пользуются только нашими услугами по ремонту и настройке насос-форсунок. Так что мы не зря инвестировали средства в это направление, но окупаться оно стало вовсе не так, как мы этого ожидали.
- Что вы считаете самой главной победой?
- Однозначно и безоговорочно - создание команды. Это далось большими усилиями, но я готов подписаться под тем, что пока у нас работают такие люди, никакое трудности нам не страшны. Хотя, это ведь Генри Форд сказал: "Заберите моих людей и уже через три года на моих заводах будет расти трава. Заберите мои заводы, но оставьте людей и через три года мы создадим самое передовое в мире производство!" Я на своем опыте знаю разницу между двумя типами компанией. Одной приходилось управлять прикладывая огромные усилия,то есть методом постоянного контроля и прямых указаний. Другая компания - это AutoBull сегодня, где люди не ждут команды и дисциплинарных мер. Они отлично знают свою работу, знают принятые правила, нормативы и технологии, но главное - понимают смысл того что делают они сами, их коллеги, я, как директор, и куда хотят двигаться учредители компании. Это нормальные человеческие отношения, основанные на взаимных договоренностях, принятых нормах, на взаимной выгоде. Это реальная корпоративная культура, которая не спускается сверху, а поддерживается изнутри.
- Но корпоративная культура все равно должна насаждаться руководством, разве нет?
- Мы ничего не насаждаем. Мы, то есть собственники и топ-менеджмент компании, стараемся жить 24 часа в сутки. То есть время на работе - это тоже жизнь. В ней должны быть кураж, эмоции, творчество, игра. Единственное, что мы специально организуем, планируем и, конечно, оплачиваем - это корпоративные мероприятия, как минимум два раза в год. Семейный праздник - Новый год. Все работники компании приезжают на станцию семьями, обязательно с детьми. Это важно. Это рождает совершенно иное отношение! Праздник обязательно предусматривает насыщенный сценарий в котором задействованы абсолютно все! Ну и один корпоратив проходит летом. Сейчас "день фирмы" совпал с пятилетием. Я фанат яхтинга, поэтому смог приобщить к этому спорту всех своих коллег. Мы арендовали четыре гоночные яхты и устроили настоящую регату! Никто не остался равнодушным - это был настоящий праздник, полный радости и восторга. Продолжился он на берегу, где мы и праздновали, и занимались спортом, в общем - каждый реализовался как мог и как хотел. Напомню, у нас работа сменная и многие сотрудники просто не встречаются друг с другом физически! А это недопустимо, ведь коллектив - это единый организм!
- Если возвращаться к бизнесу и общему положению дел в отрасли, какие перспективы вы видите?
- Разумеется мы постоянно думаем о развитии. Какие формы оно примет, вы скоро узнаете, не хочу заранее раскрывать все карты. Но точно могу сказать, что мы сохраним концепцию сервис-партнера, интегрированного в систему всей отрасли. Сейчас реально существует прочная замкнутая цепь: продавцы техники - транспортные компания - сервис - поставка узлов и запчастей - страховые компании - лизинговые компании - вторичная продажа: Все ищут идеального партнера, все договариваются, делают по сути общее дело. Мы стремимся стать таким идеальным партнером по нескольким направлениям. Пока у нас получается. Можно заниматься ремонтом, а можно заниматься бизнесом. Это разный подход. Но второй, как наиболее перспективный, требует безупречный внутренних процедур, прозрачности и удобства для партнеров. В Европе давно так живут. И мы так можем. Мы бы еще и все дороги починили, но до этого руки точно не скоро дойдут.
Перейти на сайт AutoBull - официальный дилер Renault Trucks